«Вестник En+» 0 комментариев

Требуется полное погружение: ремонтируем гидроагрегат по-новому

Обновленный метод сварки и охлаждения сварных швов обмотки статора генератора позволил сократить длительность процесса с 29 до 13 суток.

Благодарим редакцию корпоративной газеты «Вестник En+» за предоставление данного материала.

Сотрудники Иркутской ГЭС совместно с коллегами из департамента развития бизнес-системы «ЕвроСибЭнерго-Распределенной генерации» разработали особый метод сварки c охлаждением, который опробовали в ходе технического перевооружения гидроагрегата № 7.

Издержки технологии

Гидроагрегат № 7 – третий по счету на Иркутской ГЭС, который меняют в рамках программы «Новая энергия». Еще во время замены первой станционной машины гидроэнергетики выявили множество моментов, не учтенных проектировщиками. Часть из них удалось оперативно скорректировать. Однако некоторые проблемы требовали особого подхода, к их решению привлекали специалистов заводов-изготовителей и сотрудников предприятий En+. Одной из таких задач стал поиск обновленного метода сварки и охлаждения сварных швов обмотки статора генератора.

Кольцевые токоведущие шинопроводы статора – это секторные плоские медные шины, которые собирают в послойные единые кольца в шахте генератора. Процесс трудоемкий и многооперационный. Перед сваркой шины обрабатывают, зачищают, отрихтовывают концы, обезжиривают поверхность. Соединяют их посредством аргоно-дуговой сварки. При этом технология требует нагревания поверхности близкой к температуре плавления меди, а затем ее быстрого охлаждения и термообработки с помощью ветоши, смоченной в воде. При этом возникает опасность – вода может попасть на изоляцию обмотки.

Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

Нужно по-другому

В 2021 году при сварке медных шин обновленного гидроагрегата № 1 произошла нештатная ситуация, потребовавшая пересмотра подхода к технологическому процессу.

– Вода, необходимая для быстрого охлаждения сварного шва кругового шинопровода, попала в обмотку статора. Это снизило значение сопротивления изоляции обмотки статора до 50 МОм, что ниже нормативных 200 МОм, – говорит начальник строительно-монтажного управления «ГЭС-инжиниринга» Андрей Завьялов. - Обмотку сушили 15 дней, из-за этого технологический процесс был нарушен и появился риск увеличения срока ввода гидроагрегата в работу. В итоге время сварки и сушки обмотки статора составило 29 дней.
Но отказаться от воды невозможно, ее применение – требование завода-изготовителя: быстрое охлаждение водой – один из обязательных циклов, который придает металлу эластичность, необходимую для дальнейшей эксплуатации.

Чтобы не допустить повторения проблемы при монтаже следующего гидроагрегата, директор Иркутской ГЭС Вадим Чеверда обратился на завод «Элсиб», поставляющий генерирующее оборудование, с просьбой пересмотреть способ сварки шин, который учитывал бы безопасное производство работ. После того, как от специалистов завода поступил отказ, гидроэнергетики попросили помощи у сотрудников департамента развития бизнес-системы – именно они предложили вариант, который всех устроил.

Нашли альтернативу

Как рассказал руководитель направления департамента развития бизнес-системы Сергей Кондрат, альтернативный метод охлаждения сварного соединения энергетики разработали сами, без привлечения научных институтов. Разработку представили шеф-инженеру завода-изготовителя, который отметил ее эффективность.

Рабочая группа, состоящая из семи человек, предложила охлаждать металл «в объеме», то есть создать условия для полного погружения части шины в воду. Для этого создали специальные приспособления. После проверки всех предложенных вариантов выбрали наиболее оптимальный, отвечающий всем требованиям процессов и правилам охраны труда. Затем специалисты разработали рабочие чертежи и изготовили устройство.

– Разборное устройство довольно компактно, поэтому разместить его в стесненных условиях довольно просто, – рассказывает Сергей Кондрат. – Его применение позволяет проводить охлаждение за 40-50 секунд – это наилучший показатель из всех ранее опробованных. Старый метод охлаждения мокрой тканью не позволял одновременно пролить водой место сварки шин со всех сторон, это было неэффективно и долго.

Еще одно нововведение – использование дистиллированной воды вместо обычной. Как пояснили члены рабочей группы, такая вода является практически диэлектриком, поэтому исключены нештатные ситуации, приводящие к снижению допустимых параметров изоляции.

Испытано. Надежно

Протестировали экспериментальные фрагменты медных шин со стыковыми сварными соединениями в службе металлов и сварки исполнительной дирекции Байкальской энергетической компании. Специалисты службы подтвердили высокое качество сварных швов.

– При этом обновленный метод позволил не только исключить риски попадания воды в узлы монтируемого статора, но и сократить длительность процесса с 29 до 13 суток, – говорит Сергей Кондрат. – Полученный опыт будем тиражировать на других предприятиях компании.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Отличный пример цифровизации или "умной фабрики", коллеги! А можете поделиться платформой ... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”