www.tnk-bp.ru 0 комментариев

Метод нормирования затрат на целостность - опыт ТНК-BP

Для поддержания высокого уровня промышленной безопасности на производственных объектах и обеспечения экономической эффективности деятельности по поддержанию инфраструктуры, необходимо решить задачу прогнозирования затрат и физических объемов работ по каждому из объектов. Нефтегазодобывающие компании регулярно сталкиваются с выбором между растущими запросами на увеличение объемов замены и ремонта инфраструктурных объектов и необходимостью снижения капитальных вложений. Для решения этой задачи в БН «Разведка и Добыча» ТНК-BP в 2010 году был разработан метод нормирования затрат и физических объемов работ по поддержанию целостности инфраструктуры.

Валерий Амиров, директор департамента, Илья Сивоконь, начальник отдела управления целостностью, Сергей Киченко, менеджер, отдел управления целостностью, Департамент инфраструктуры и целостности, БН «Разведка и Добыча»

На сегодняшний день в нефтегазовой отрасли отсутствует практика нормирования затрат на поддержание целостности: обычно для расчета вложений в ремонт и замену объектов применяется «прямое вычисление» («метод прямого счета»), основанное на запросах дочерних обществ, которые, однако, не всегда имеют корреляцию со стратегическими целями компании и ее толерантностью к тем или иным рискам и поэтому требуют дополнительных корректировок. Также известны методы прогнозирования затрат на инфраструктуру, требующие существенных трудозатрат для выполнения расчетов с помощью прогнозного и статистического моделирования, но они, в силу своей сложности, не нашли практического применения. 

Поскольку вопросы безопасности и целостности объектов необходимо держать под контролем, важно ставить четкие задачи по обеспечению целостности инфраструктуры и одновременно определять оптимальный уровень затрат и физических объемов работ. Такой комплексный подход позволяет эффективно достигать поставленных целей по сокращению производственных рисков, а также оптимизировать капитальные затраты. 

Несколько лет назад в ТНК-ВР началась работа, направленная на создание инструментов, с помощью которых можно разрабатывать бизнес-планы по поддержанию целостности, достигать поставленных целей и при этом повышать эффективность инвестиций в поддержание инфраструктуры. На первом этапе были созданы модели оценки и ранжирования рисков, разработана нормативная документация по диагностированию и расширены объемы диагностических работ. Однако эти решения были применимы лишь для краткосрочного планирования (в пределах трех лет), в то время как по-прежнему не существовало специального инструмента для построения корректных долгосрочных прогнозов, оценки эффективности реализуемых мероприятий по поддержке инфраструктуры и определения ориентиров по затратам и физическим объемам работ на три, десять и более лет. 

В связи с этим, в 2009 году руководство Компании поставило задачу создать подобный механизм, и уже в 2010 году специалисты Департамента инфраструктуры и целостности БН «Разведка и Добыча» разработали метод нормирования затрат на целостность. Его внедрение началось в прошлом году, и сегодня уже можно говорить о первых результатах. 

Новый взгляд на актуальную проблему

Инновационная методология нормирования описывает подходы к планированию затрат на базовую инфраструктуру и устанавливает порядок определения норматива затрат на целостность в БН «Разведка и Добыча». Ее применение позволяет улучшить процесс бизнес-планирования операционных и капитальных затрат и, в конечном итоге, будет способствовать сокращению количества утечек на трубопроводах и снижению рисков крупных аварий на площадочных объектах. 

Расчет норматива капитальных затрат на целостность производится на основании трех факторов:

  • возрастного профиля объектов, формируемого для различных групп объектов по активам и целевым дочерним обществам (ЦДО);
  • критического срока эксплуатации объектов, то есть срока эксплуатации при сохранении предельного уровня риска (этот расчетный параметр определяется на основании повозрастного анализа отчетности по авариям
  • и инцидентам на промысловых трубопроводах и нефтепромысловых объектах, зависит от технологических условий и качества эксплуатации объектов и поэтому отличается для однотипных объектов в разных активах ТНК-ВР);
  • средней стоимости работ по реконструкции, которая определяется для каждого типа объектов на основе средней удельной стоимости реконструкции аналогов в предыдущих периодах. 

Рассмотрим, как происходит расчет норматива затрат на примере норматива замены промысловых трубопроводов. Норматив затрат на поддержание инфраструктуры, применяемый для оценки необходимого уровня капитальных затрат на всех этапах планирования, включает как физические объемы работ по замене трубопроводов (протяженность в километрах) с разбивкой по типам, диаметрам и толщинам стенок, так и стоимость планируемых объемов работ по замене, определяемую на базе обоснованной средней удельной стоимости замены объектов-аналогов. 

Поскольку нормативная замена / ремонт должны обеспечивать, как минимум, сохранение уровня рисков и утечек, главным принципом расчета норматива является сохранение текущего возрастного профиля трубопроводов, срок эксплуатации которых превышает критический. 

Нормативная протяженность трубопроводов, которые нужно заменить, рассчитывается как сумма разностей (Ln – Ln+1), если Ln+1 < Ln, где Ln+1 и Ln – длины трубопроводов на активе со сроком эксплуатации n+1 и n лет соответственно. Иными словами, нормативной считается замена такого количества трубопроводов, при которой и протяженность, и возрастной состав трубопроводов с истекшим критическим сроком эксплуатации остаются неизменными. Следует подчеркнуть, что только одновременное соблюдение этих двух условий и сохранение существующего технического уровня защиты от коррозии, диагностирования и ремонта может гарантировать результат – сохранение уровня рисков и утечек. 

Норматив капитальных затрат на целостность корректируется ежегодно в зависимости от изменения возрастного профиля объектов, при этом его величина будет снижаться по мере накопления опыта и повышения технического уровня защиты от коррозии, диагностирования, ремонта, качества строительства трубопроводов, то есть по мере увеличения критического срока их эксплуатации. 

Универсальный подход

Предложенная методология нормирования затрат на поддержание инфраструктуры универсальна для разных видов объектов: в результате ее внедрения будет нормироваться около 60% всех капитальных затрат на сохранение целостности объектов, в том числе трубопроводов, площадочных объектов, кустовых оснований и объектов энергетики. 

Важно понимать, что при любых финансовых потрясениях и возникновении дополнительных и зачастую неожиданных ограничений в ресурсах нефтегазодобывающие компании-операторы продолжают нести полную ответственность за сохранение технической надежности и безопасности своих производственных объектов. В таких «условиях игры» простое снижение затрат на поддержание инфраструктуры до минимума не является уместным подходом даже в кризисных ситуациях. При этом роль управления целостностью на корпоративном уровне заключается в обоснованном принятии стратегического решения о выделении необходимого финансирования. 

Именно нормирование затрат на поддержание инфраструктуры позволяет повысить качество принятия решений, обеспечивая при этом ряд дополнительных возможностей, в том числе определение последствий проводимой финансовой политики с точки зрения целостности, проведение бенчмаркинга текущего состояния по отношению к прошлым и будущим периодам между ЦДО, а также обеспечение понимания логики принятия решений всеми участниками процесса – как техническими специалистами, так и держателями бюджета.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Это переводная статья из альманаха № 5 2013 года, вот источники: 1. «OEE Improvement by TPM Imple... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Добрый день! Вопрос: почему у Вас в расчете доступности берется операционное время с учетом внеплано... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Эта статья 2010 года, тех времён, когда представители Голдрата в России ТОС продвигали и рекламирова... Постоянно улучшать – практическое руководство по управлению производством на основе ТОС
А как насчёт самосвалов как КИО вы применяете какой эффективность вы проявляете? «Карельский окатыш»: 35% – показатель общей эффективности оборудования для экскаваторного парка
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”