Повышение качества обслуживания и ремонтов технологического оборудования наряду с оптимизацией затрат являются одними из основных задач Инжинирингово-строительного дивизиона РУСАЛа. О том, как они решаются в саяногорском филиале РИК, рассказал руководитель этого подразделения Андрей ГУЗЕНКОВ.
Благодарим редакцию газеты "Вестник РУСАЛа" за предоставление данного материала.
Андрей Гузенков, руководитель филиала РИК в Саяногорске
– Насколько успешно возглавляемый вами филиал справляется с поставленными перед ним задачами?
– Есть несколько основных показателей, по которым можно судить об эффективности нашей работы. Прежде всего это коэффициент технической готовности (КТГ). Плановый КТГ для оборудования САЗа – 0,883. Фактически мы добились показателя 0,904. А для оборудования ХАЗа, которому в 2016 году исполнилось 10 лет, КТГ составляет 0,911 при плановом коэффициенте 0,891.
Второй важный показатель – количество отключенных электролизеров в возрасте от одного года до трех лет. В 2016 году ванн, отработавших менее одного года, на нашей промплощадке не было. А в возрасте до трех лет в капитальный ремонт отключен только один электролизер. При этом целевой показатель – не более шести.
Значимый параметр, который отражает качество работы филиала РИК, – срок службы электролизеров. Чем он выше, тем меньше требуется средств на капитальные ремонты, на проведение которых приходится львиная доля нашего бюджета. Саяногорская промплощадка в настоящее время занимает лидирующее место в Компании по сроку службы отключенных электролизеров. Цель 2016 года по САЗу составляла 2191 сутки, по ХАЗу – 1835 суток. Фактически мы добились показателя, соответственно, 2411 и 1967 суток.
Еще один целевой показатель – количество и время внепланового простоя оборудования. Они по итогам минувшего года были снижены на 20% по сравнению с 2015 годом.
– Срок службы электролизеров зависит только от качества ремонта?
– Есть четыре основные составляющие. Успех зависит от конструкции ванны, от грамотно выполненного монтажа. Следующий параметр – обжиг и пуск. И, наконец, правильная эксплуатация.
Здесь важна командная работа специалистов филиалов РИК и ИТЦ, технологов завода. Но если на срок службы электролизера влияют все участники процесса, то вот время простоя ванны в ремонте – от приемки в работу до постановки на обжиг – это исключительно показатель эффективности действий ремонтников. И от них зависит результат электролизного производства: чем быстрее мы сдадим электролизер в эксплуатацию, тем больше металла выдаст завод.
Чтобы сократить время ремонта, мы выполняем подготовительные операции до отключения ванны. Например, она еще работает, а мы уже готовим катодный кожух. Это позволило уменьшить простой в капитальном ремонте с 15 суток, как было 20 лет назад, до четырех.
– Что предпринимают работники СФ РИК, чтобы увеличить межремонтный период работы агрегатов, снизить внеплановые простои?
– Мы постоянно изыскиваем возможности для сокращения потерь. Наблюдения за работой оборудования позволили найти решения по оптимизации периодов между планово-предупредительными ремонтами. Раньше они проводились в соответствии с графиками, составленными по рекомендациям производителя. Сейчас в приоритете диагностика, которая позволяет, не останавливая какой-либо агрегат, определить необходимость его ремонта. Используя ТОПК (техническое обслуживание с периодическим контролем), мы устанавливаем периодичность плановых остановок.
Мы внедряем инструменты TPS, стандартизируем процессы обслуживания и ремонта оборудования. Совместно с заводом внедряем листы производственного анализа как для ремонтного персонала, так и для работников предприятия. Ведем единую систему учета всех остановок оборудования по чек-листам. Вводим элементы превентивного обслуживания оборудования. Открываем совместные проекты, позволяющие снизить затраты, повысить качество и объем выпускаемой заводом продукции.
У нас ведется работа и по созданию собственных программных продуктов. Они позволяют учитывать ремонты, планировать их выполнение, организовывать ведение операций по обслуживанию оборудования в технологические перерывы. Тем самым сокращается время простоя оборудования.
В этой работе большую роль играют специалисты цеха автоматизации производства департамента по обслуживанию и ремонту энергооборудования, который возглавляет Виталий Юхно.
На участке по ремонту металлоконструкций и футеровки электролизеров ЦКР идет обсуждение очередного проекта улучшений
– Может ли при определенных условиях возникнуть конфликт интересов: сокращая количество и время ремонтов, работники СФ РИК останутся без объемов работ, за которые получают зарплату и таким образом обеспечивают свои семьи?
– Нет. Это могло бы произойти при сдельной оплате труда. Качество и его контроль у нас встроены в процесс капитальных ремонтов. Действует многоуровневая система контроля: группа качества, технологи ИТЦ, система аудита.
На самом деле у ремонтников и эксплуатационников одна цель – произведенный металл. Хорошей мотивацией может стать система, при которой филиал РИК будет дополнительно отвечать за выполнение плана производства, а персонал завода, эксплуатирующий технику и оборудование, – за ее техническое состояние и КТГ. В таком случае у операторов появился бы отличный стимул беречь технику, а у ремонтников – болеть за конечную продукцию. Стоит понимать, что зачастую на ремонт оборудования тратится гораздо меньше времени, чем на последующий запуск его в работу. Избежать проблем в этом плане позволит лишь внедрение инструментов TPM, TPS.
– Как работают инструменты бизнес-системы в ремонтном производстве? Насколько активно участвуют работники филиала в процессах улучшений?
– В начале каждого рабочего дня мы анализируем все показатели подразделения, начиная с охраны труда, количества больничных листов и т.д. Рассматриваем, по каким причинам простаивало оборудование, конкретно по направлениям: отказ механики, электрики или автоматики. Принципы TPS позволяют выявлять потери и избавляться от них. Кайзен-деятельность развивается прежде всего там, где сам руководитель проявляет заинтересованность и смотрит на процесс через призму определения потерь.
Например, раньше на участке по изготовлению катодных стержней цеха капитального ремонта в процессе были задействованы восемь человек. Участок располагался в отдельно стоящем здании, а стержни использовались при заливке в другом помещении. Мы переместили оборудование непосредственно на участок заливки, разместили его в соответствии с принципами TPS в виде U-образной ячейки. Оптимизировали и механизировали процесс, стандартизировали все операции. В итоге с работой стал справляться один оператор, при этом уровень заработной платы у него вырос в три раза.
Начиная с июля 2010 года в саяногорском филиале РИК, где трудится свыше 1,5 тыс. человек, было подано 6389 кайзенов. В этот процесс вовлечено более 80% работников филиала, все РСС участвуют в проектной деятельности.
К развитию бизнес-системы мы привлекаем и наших поставщиков. Из недавних реализованных нами проектов могу назвать внедрение БС на новосибирском предприятии «НовЭЗ» и абаканском «Уране».
– Саяногорские заводы оснащены в основном импортным оборудованием. Сегодня это из предмета гордости может превратиться в проблему: как ремонтировать, где брать запчасти? Как в саяногорском филиале РИК решаются вопросы импортозамещения?
– Импортозамещением мы занимались и раньше, так как работа с зарубежными партнерами предполагает длительное время поставки запчастей. Мы сами разрабатываем проекты, привлекаем к этому процессу отечественных поставщиков. Очень много проектов реализовано в цехе по ремонту оборудования производства электродов. Это и цепи подвесного транспортного конвейера (ПТК), и пресс съема чугуна, и краны штабелеры, и прочее оборудование.
Общий экономический эффект от реализации проектов импортозамещения за 2014-2016 годы составил 168,2 млн рублей.
– Когда речь идет о деятельности РИК, в основном подразумеваются ремонты и сервисное обслуживание оборудования. Но филиал участвует и в проектах модернизации, и в строительстве новых объектов.
– Мы задействованы во всех процессах, которые входят в зону ответственности Инжинирингово-строительного дивизиона, постоянно осваиваем новые виды работ. Это касается и реализации новых проектов. Саяногорский филиал является основным подрядчиком ИТЦ в создании нового сверхмощного электролизера РА-550. Недавно мы выполнили работы по строительству печи переплава в литейном производстве. Ее ввод в эксплуатацию позволяет в полном объеме повторно вовлечь в производство обрезь плоских слитков, которая образуется при выпуске деформируемых сплавов, и технологические отходы алюминия объемом свыше 20 тыс. тонн в год.
В ближайшее время нам предстоит выполнить капитальный ремонт печей обжига в производстве электродов. Кроме того, нас ждут проекты модернизации в других подразделениях. Без работы сидеть не придется.
– Ваш филиал ставит перед собой амбициозные цели по сокращению издержек, увеличению объемов работ. Какие ресурсы планируете задействовать для их достижения?
– Основные векторы движения заданы стратегией развития Компании. Главные ресурсы для достижения поставленных целей – это квалифицированный персонал, инструменты бизнес-системы РУСАЛа, отлаженные технологии, обновляемый парк техники и современные материалы.
На 2017 год в нашем филиале запланирована реализация ряда масштабных проектов, направленных на снижение издержек и увеличение эффективности литейного оборудования, грузоподъемных механизмов, производства электродов. Мы настроены на продуктивную, совместную с заводом работу.
Предстоит сделать много интересного и важного. А ресурсы для этого есть. Саяногорские работники филиала РИК настроены оптимистично.
Текст и фото Елены ВАГИНОЙ