ЭлектроСТАЛЬ 0 комментариев

Подробно и толково: как на Металлоинвесте идет реорганизация ремонтных служб

Главная цель масштабных преобразований — повышение эффективности службы технического обслуживания и ремонтов (ТОиР). О различных аспектах масштабной ремонтной реформы мы побеседовали с директором по оборудованию ОЭМК Александром Юдиным.

— Александр Станиславович, с чем связано столь серьёзное внимание, которое уделяется реорганизации ремонтных служб?

— Сегодня мы являемся участниками трансформации всех бизнес-процессов компании, направленных в первую очередь на повышение эффективности работы и производительности каждого звена в огромной и сложной цепочке компании «Металлоинвест». Естественно, это касается и ремонтной деятельности. И ключевые вопросы, которые возникают в связи с этим, — качественно ли мы, ремонтники, выполняем свои обязанности, объективны или нет затраты на ремонт, насколько эффективны мы в производственном процессе компании. Так как же мы можем повлиять на эффективность своей работы? В первую очередь это увеличение объёмов производства за счёт сокращения и минимизации аварийных и внеплановых простоев основного оборудования, сокращения времени текущих и капитальных ремонтов, увеличения межремонтного периода, а также за счёт грамотной оптимизации эксплуатационных затрат.

— Каким образом вы планируете провести «перезагрузку»? И что уже сделано в этом направлении?

— Сделано, на самом деле, немало. В прошлом году мы провели полную реорганизацию ремонтных структур, при этом акцент был сделан на чёткое разделение и выделение в отдельные функциональные вертикали таких направлений, как надёжность, планирование, обеспечение, исполнение. По каждому из них были подготовлены и введены в действие регламентирующие документы. С 1 июля ОЭМК перешёл на новую ERP-платформу с полным охватом всех ремонтных воздействий. Мы приступили к реализации программы по оснащению ремонтников современным инструментом и средствами механизации. Сейчас активно занимаемся развитием диагностики с закупкой современного прогрессивного инструмента.

— Развитие ремонтной службы неразрывно связано с надёжностно-ориентированным техническим обслуживанием. Как эта модель реализуется на нашем предприятии?

— До реорганизации ремонтных служб система техобслуживания и ремонтов базировалась на принципах проведения плановопредупредительных ремонтов. Подобная модель в полной мере обеспечивала требуемый уровень работоспособности оборудования, однако не являлась оптимальной для ремонтного бюджета комбината. Поставленная задача по оптимизации затрат на ремонты и содержание оборудования привела к необходимости пересмотреть подходы к системе планирования ремонтов. Изучив передовой опыт российских и зарубежных предприятий, компания приступила к внедрению надёжностно-ориентированной модели организации технического обслуживания и ремонтов. Это комплексный инженерный подход, цель которого — выполнение всех работ, необходимых для обеспечения высокого уровня надёжности оборудования при минимальных затратах на его обслуживание. При данном подходе подразумевается, прежде всего, категоризация оборудования с учётом его критичности, изучение показателей его работы, диагностика дефектов и прогноз их развития, предупреждение поломок. Все эти тонкости дают возможность выделить группы оборудования, обслуживание которого может происходить по трём направлениям: планово-предупредительный ремонт, обслуживание по техническому состоянию и наработка до отказа. Оценкой и категоризацией оборудования занимаются специалисты по надёжности ремонтных служб подразделений.

— Как вы определяете техническое состояние оборудования, и что для этих целей имеется на ОЭМК?

— Сегодня на нашем комбинате создан диагностический центр, который объединил бюро по надзору за механическим оборудованием УГМ и участок диагностики ЦЭТЛ. Приобретены современные диагностические портативные приборы, позволяющие специалистам центра вести периодический мониторинг состояния основного и вспомогательного технологического оборудования методами неразрушающего контроля: проводить вибродиагностику, осуществлять балансировку рабочих колёс механизмов в собственных опорах, проверку центровки валов механизмов, экспресс-анализ масел в редукторах. Планируем закупить оборудование для проведения тепловизионных обследований температуры подшипников и подшипниковых опор, приборы по толщинометрии отдельных узлов и деталей агрегатов для поиска скрытых дефектов. В ближайшем будущем предстоит закупка и монтаж новых стационарных систем с возможностью автоматической диагностики оборудования и увеличением количества охватываемых агрегатов, объединением всего объёма диагностических данных в единую систему, интегрированную в ERP.

— Проводилась ли подобная диагностика на нашем предприятии раньше?

— На нашем комбинате диагностика использовалась всегда, только охват оборудования был значительно меньше. Сегодня с помощью специалистов диагностического центра мы ежегодно увеличиваем перечень обследуемого оборудования, стараясь охватить наиболее критичное, а такое имеется во всех основных подразделениях. Нужно сказать, что такой способ полностью себя оправдывает.

— Сейчас много пишут и говорят о таком инструменте, как мобильный ТОиР. Планируется ли внедрять это на ОЭМК?

— Мобильный ТОиР — отличный инструмент повышения эффективности ремонтных процес сов. Он основан на использовании мобильных устройств для получения заданий и фиксации факта их исполнения при техническом обслуживании и ремонтах оборудования. С внедрением данного инструмента мы сможем более рационально распределять персонал, определять нормативы времени на выполнение обходов и осмотров, проводить первичную диагностику оборудования с моментальной фиксацией нарушений. Сейчас на горнорудных предприятиях Металлоинвеста проходит пилотное внедрение проекта, в ходе которого будут определены поставщики мобильных терминалов и радиометок, а затем будем тиражировать эти мероприятия на ОЭМК. В настоящий момент мы занимаемся подготовкой к развёртыванию мобильного ТОиР, специалисты подразделений готовят базы нормативно-справочной информации, формируют технологические карты на обходы и осмотры оборудования, разрабатывают маршруты обходов. Кроме того, мы подробно изучили опыт внедрения мобильного ТОиР на родственных предприятиях — Евраз, Северсталь, НЛМК, Волжском трубном заводе. Это хороший механизм, который помогает экономить время и правильно распределять ресурсы.

— Раз уж мы заговорили о таких сложных понятиях, поясните, что значит предиктивная аналитика, и используется ли она на нашем предприятии?

— Если коротко, то предиктивная, или прогностическая аналитика, в ремонтной службе — это моделирование изменения технического состояния оборудования на основе анализа статистических данных, получаемых при его эксплуатации. Первые шаги в этом направлении мы уже сделали — внедряем математический аппаратно-программный комплекс. Данный комплекс в автоматическом режиме формирует генерацию отчётов о состоянии механизмов с учётом параметров их работы. Отчёты предоставляются в текстовой или графической форме. В будущем, когда объём информации станет достаточно полным, это позволит моделировать возможный сценарий работы оборудования, и система будет сообщать о малейших нарушениях в работе того или иного механизма задолго до его отказа. Это одно из направлений цифровизации ремонтных процессов, цель которого в автоматическом режиме предсказать развитие изменения состояния оборудования на основе регистрации отклонений от установленной математической модели, помочь принять своевременное и правильное управленческое решение.

— Александр Станиславович, людей волнуют предстоящие изменения, они интересуются, что будет меняться в вопросах оплаты труда, будут ли сохранены грейды?

— Процедура грейдирования персонала ремонтной службы была инициирована по завершению перехода к новой организационной модели. И такая работа была организована на всех предприятиях компании. С целью установления справедливого уровня оплаты труда специалисты дирекции по оборудованию и дирекции по персоналу управляющей компании провели подробное описание функционала вновь созданных структур, обозначили уровень требуемой компетенции и ответственности должностей, входящих в ремонтную службу. По итогам оцифровки этих данных были получены уровни грейдов. Однако имеются некоторые вопросы, требующие дополнительного изучения и корректировки, и в течение марта–апреля все спорные моменты будут утрясены. Наша задача, чтобы люди ни в коем случае не потеряли в зарплате.

— Что вы можете сказать о процессе оптимизации численности ремонтного персонала?

— Оптимизация — довольно непростой процесс, связанный с вопросом повышения производительности. За последние три года численность ремонтного персонала снизилась, что произошло в первую очередь за счёт естественной убыли. Сегодня нам необходимо проанализировать ситуацию, определить самые узкие и проблемные места и провести определённую перестановку персонала. Например, одно из узких мест — дефицит таких специалистов, как гидравлики и приводчики, поэтому будем набирать недостающих сотрудников. Но в первую очередь, конечно, будем проводить обучение работников дополнительным видам профессий.

— Что представляет собой ремонтная служба ОЭМК в настоящее время?

— На мой взгляд, это команда высококвалифицированных профессионалов и единомышленников, готовых выполнять работы любой сложности по своевременному и качественному ремонту всех видов оборудования. У нас имеется неплохая материально-техническая база, которую стараемся обновлять, в том числе и в рамках инвестиционных проектов по механизации и автоматизации функции ТОиР. Можно выделить два направления: централизованная ремонтная служба (ремонтно-механическое управление и управление по ремонту электроэнергетического оборудования), а также машиностроительный блок, в который входит управление по производству запасных частей (цех металлоконструкций и механический цех) плюс — ремонтный персонал, находящийся в штате производственных подразделений. Общая численность ремонтников на ОЭМК составляет около 2 600 человек.

— Сегодня молодые работники хотят активно учиться и повышать квалификацию…

— Без сомнения, наши ремонтники тоже стремятся повышать свою квалификацию. Развитие и повышение компетенций ремонтного персонала — одно из важнейших направлений деятельности дирекции по оборудованию. Мы уделяем этому особое внимание: весь персонал проходит плановое обучение и аттестацию в зависимости от функционала и предъявляемых требований к должностям. В рамках реорганизации службы мы реализуем проект «Факультет ремонтов». Основной его целью является расширение профессиональных компетенций работников, повышение управленческих компетенций и эффективности ремонтного производства, внедрение политики непрерывных улучшений в системе обучения и развития персонала. В четвёртом квартале прошлого года обучение инструментам бережливого производства, планированию эффективности ТОиР, охране труда прошло около 40 сотрудников ремонтной службы комбината. В этом году будут рассмотрены такие направления, как повышение эффективности и надёжности производственных активов, диагностика оборудования, улучшение личной эффективности. Всё это направлено на расширение навыков и областей знаний нашего персонала.

— Планируются ли в связи с реорганизацией ремонтной службы вывод ремонтного персонала в отдельное общество или отделение на аутсорсинг?

— Могу уверенно сказать — такую возможность мы не рассматриваем. В настоящее время на Михайловском ГОКе внедряется пилотный проект по централизации ремонтного персонала производственных подразделений в дирекцию по оборудованию в виде сервисных центров. После того как будут проанализированы все плюсы и минусы проекта, будет принято решение по его внедрению на других предприятиях Металлоинвеста. Глобальных изменений не планируется, мы выберем наиболее приемлемый вариант централизации, чтобы не разрывать устоявшиеся связи между ремонтниками и производственниками и иметь собственную сильную ремонтную службу. Это приоритетное направление. В компании готовится очередной этап большой программы трансформации функции ТОиР, который планируется реализовать в течение ближайших трёх лет. Мы уже начали этот процесс, выполнили часть мероприятий, но очень многое ещё предстоит сделать, и назад дороги у нас нет.

Беседовала Оксана Черных

Фото Валерия Воронова

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Отличный пример цифровизации или "умной фабрики", коллеги! А можете поделиться платформой ... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”