0 комментариев

Новая система ремонта

Время заставляет задуматься по поводу организации технического обслуживания и ремонта на атомных станциях. Процесс вывода ремонтного персонала с атомных станций, который происходит сейчас, представляет из себя изменение системы технического обслуживания и ремонта.

Журнал «Росэнергоатом», январь 2011г. www.rosenergoatom.ru

Василий Аксенов, первый заместитель генерального директора — главный инженер ОАО «Атомэнергоремонт»

 

Время заставляет задуматься по поводу организации технического обслуживания и ремонта на атомных станциях. Процесс вывода ремонтного персонала с атомных станций, который происходит сейчас, представляет из себя изменение системы технического обслуживания и ремонта.

 

Существует два предельных состояния по техническому обслуживанию и ремонту: все работы выполняются персоналом атомной станции, все работы выполняются силами подрядных организаций. Обе схемы опробованы у нас и за рубежом, жизнеспособны и имеют свои преимущества и недостатки. Реально же на наших атомных станциях существуют смешанные варианты с различным соотношением хозяйственного и подрядного способов. Для того чтобы принимать решение о возможности и необходимости изменения системы надо проанализировать текущее состояние и ответить на вопрос: «Какой будет система технического обслуживания и ремонта после изменений?» Вопрос не следует рассматривать как вывод ремонтного персонала, а как перераспределение функций. 

Анализ надо проводить по всем составляющим процесса: схема управления, оборудование и системы, документация и персонал. При нормальной эксплуатации, чтобы внести изменения в оборудование и системы, либо в документацию, необходимо провести расчеты, анализ влияния на безопасность, представить соответствующие обоснования. 

Для исключения потери качества технического обслуживания и ремонта необходимо подойти к подобным преобразованиям системно. На атомных станциях сложившаяся система закреплена в распределенных функциях между подразделениями станции и привлекаемыми организациями. 

Задав цель и имея описание сегодняшнего состояния, которое на каждой станции разное, предстоит запланировать шаги-этапы, требуемые для достижения цели. 

Представляется целесообразным передать подрядным организациям практически все работы по техническому обслуживанию и ремонту на АЭС за исключением работ со свежим и отработанным топливом, релейной защиты электрооборудования, системы возбуждения генератора, электрооборудования и механической части СУЗ, верхнего уровня АСУ ТП. Перед началом процедуры передачи работ и персонала проводится анализ положений о подразделениях АЭС. Из положений исключаются функции и обязанности, передаваемые подрядным организациям. 

Обязательным условием перераспределения функций и обязанностей является их сохранение для подрядной организации, не должно быть потери функций. Перераспределение функций с переводом персонала надо осуществлять по согласованным планам со стороны АЭС и организации, в которые переводится персонал. Работа должна носить шагово-этапный характер. 

На первом этапе должен переводиться персонал, который занимается планированием и подготовкой технической документации. В процессе передачи будет осуществляться планирование и подготовка документации как для оставшегося персонала АЭС, так и для подрядных организаций. На втором этапе передаются специалисты, которые занимаются технико-экономическими вопросами. На третьем этапе переводится персонал, непосредственно выполняющий работы в составе бригад, участков и лабораторий с мастерами, начальниками участков и лабораторий. Одновременно передаются ремонтные технологии, оснастка и приспособления. 

На каждом этапе одновременно с передачей персонала производится перераспределение денежных средств. Основным правилом перевода является не ухудшение условий переводимого персонала. 

Оптимизация структуры и численности подрядных организаций может осуществляться не ранее чем через год после передачи работ и персонала. 

После каждого этапа должен проводиться аудит качества в подразделениях АЭС, которых касается реорганизация и подрядных организаций, в которые осуществлена передача работ и перевод персонала.

 

В итоге изменения системы технического обслуживания и ремонта за персоналом АЭС остаются функции:

  • постановка задач;
  • контроль в процессе выполнения работ;
  • приемка выполненных работ.

 

Подрядные организации в соответствии с оформленными договорными отношениями выполняют:

  • планирование и проведение предупредительных ремонтов;
  • планирование и проведение реконструктивных работ;
  • текущее сопровождение эксплуатации при проведении опробования систем и механизмов;
  • плановое устранение возникающих дефектов;
  • аварийное устранение дефектов в режиме ремонтно-оперативных бригад (РОБ);
  • разработку и сопровождение ремонтной документации;
  • текущую диагностику;
  • осуществление противоаварийной готовности;
  • материально-техническое снабжение для нужд текущей эксплуатации и плановых ремонтов;
  • поддержание аварийного запаса;
  • метрологическую поверку и калибровку;
  • первоначальное обучение и поддержание квалификации ремонтного персонала;
  • оформление отчетной ремонтной документации;
  • выполнение внеплановых ремонтов.

 

При любой системе технического обслуживания и ремонта важен вопрос трудозатрат, а так же требуемой численности ремонтного персонала для выполнения работ на всех блоках в соответствии с графиком ремонтов. Без учета Билибинской АЭС общая продолжительность ремонтов в Концерне «Росэнергоатом» в 2008 году составила 1350 дней. По опыту известно, что в период ремонта блока ежедневно задействовано около 1500 человек собственного и привлеченного персонала с учетом инженерного состава по подготовке ремонта и обеспечения материально-технического снабжения. На зарубежных АЭС количество задействованного персонала составляет до 2500 человек, что позволяет им осуществлять ремонты в более короткие сроки. Таким образом, общие трудозатраты на ремонт энергоблоков Концерна «Росэнергоатом» за 2008 год составляют 2 025 000 чел/день. Приближенно можно оценить, что в случае привлечения 2000 человек на блок общая продолжительность ремонтов могла бы составить 1013 дней. Опыт 2008 и 2009 годов говорит о том, что одновременно ремонтируется одна треть действующих блоков. Без учета Билибинской АЭС, но с блоком № 2 Ростовской АЭС это девять энергоблоков. Количество одновременно задействованного в плановых ремонтах собственного и привлеченного персонала составляет 13500 человек. Для удовлетворения нужд текущей эксплуатации на работающих блоках присутствуют примерно 150 ремонтников разных профилей деятельности, по всем АЭС — 1500 человек. Общее количество ремонтного персонала 15000 человек. С учетом ежегодных отпусков, больничных, командировок численность можно увеличить на 10 – 15  %. Отсюда имеем необходимое число ремонтного персона для АЭС Концерна — 17250 человек. Следует отметить, что в ремонтную кампанию 2010 года одновременно ремонтировалось 12 энергоблоков. Ввод новых энергоблоков и обязательства по техническому обслуживанию и ремонту АЭС за рубежом потребуют еще большего числа ремонтного персонала. 

Важным моментом в организации ремонтной деятельности является полная и равномерная — насколько возможно — загрузка ремонтного персонала, а также возможность перекомандирования уникальных специалистов в рамках ремонтируемых АЭС. Очевидно, что общий график ремонтов энергоблоков не должен имеет ярко выраженных пиков.

 

Требуется определение календарных сроков ремонтов с учетом многих факторов: 

1. Системный фактор подразумевает учет:

  • требований со стороны энергосистемы об ограничении величины выдаваемой мощности в период минимального потребления, возможностей энергосистемы по передаче мощности (вывод в ремонт высоковольтных линий), либо полной загрузки альтернативных источников;
  • особенностей ценообразования на рынке свободных торгов электроэнергией. 

2. Экологический фактор подразумевает учет:

  • требований, ограничивающих температурный режим водных систем охлаждения;
  • дефицита воды в накопительной системе охлаждения. 

3. Местный фактор подразумевает учет:

  • привязки тепловых сетей промплощадки и городов-спутников к ТФУ энергоблоков при отсутствии, либо экономической нецелесообразности эксплуатации альтернативных источников теплоснабжения;
  • возможных трудностей с размещением привлекаемого ремонтного персонала в районе расположения АЭС. 

4. Технологический фактор подразумевает учет:

  • требований к ядерному топливу, ограничивающих глубину выгорания и сроки нахождения кассет в активной зоне реактора;
  • требований к оборудованию по срокам наработки до очередного ремонта;
  • требований к системам и оборудованию по срокам проведения проверок и опробований;
  • влияния климатических факторов на режим работы оборудования и систем.

5. Ресурсный фактор подразумевает учет:

  • графиков движения имеющейся на рынке рабочей силы;
  • графика использования специализированной оснастки, применяемой на нескольких АЭС.

 

Анализ площадок АЭС и составление гибкого графика ремонтов энергоблоков позволит оптимизировать рациональное использование оснастки и специальных приспособлений, а так же движение ремонтного персонала. Не проведение ремонтов в период высоких цен на рынке свободных торгов даст дополнительную выручку. Перераспределение функций в ремонте и вывод ремонтного персонала АЭС приведет к оптимизации загрузки ремонтного персонала и сокращению удельных затрат на эксплуатацию АЭС.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Нам повезло - для нас экскурсию и дегустацию проводила бывший главный пивовар этого завода, было реа... Промышленный туризм: побывай на пивоварне, которой уже более 155 лет!
Подскажите как понять какая методика лучше всего подходит для товара. Есть например три модели попол... Управление запасами
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Узнайте больше Система 5S 15 чек-листов, примеры, фото и многое другое
Система 5S