Подробнее 0 комментариев

Система менеджмента качества (СМК) в «Новосибирскэнерго»

Система менеджмента качества (СМК) предприятия стартовала в ОАО «Новосибирскэнерго» с начала 2010 года. Суть этой программы — создание такой системы управления, которая оптимизирует существующие процессы, позволит компании непрерывно совершенствоваться и развиваться. Результатами внедрения СМК должно стать снижение всех видов потерь, сокращение времени выполнения заказов, повышение производительности труда.

— И это единственный способ значительного увеличения заработной платы персонала, не считая повышения на процент инфляции, предусмотренного коллективным договором, — говорит директор по развитию ОАО «Новосибирскэнерго» Андрей Яковлев. — Понимая это, принять участие во внедрении СМК должны все сотрудники предприятия, поскольку никто лучше человека на его рабочем месте не понимает процесс, который он выполняет, не знает проблем в этом процессе и не сможет сформулировать возможные варианты оптимизации этого процесса. Для того чтобы СМК могла реально заработать, от сотрудников должны поступать предложения по улучшению работы, совершенствованию бизнес-процессов. 

Работа по внедрению СМК началась с организации рабочего пространства персонала. Система 5С, о сути которой уже знает коллектив предприятия, показала: если сотрудник проникся идеей, результаты видны сразу. А идея проста — любая работа становится эффективнее в несколько раз, если рабочее место организовано правильно. 

Как рассказал Андрей Яковлев, в ноябре 2010 года был проведен конкурс на лучшее предложение по улучшению деятельности компании. Часть поступивших предложений уже реализована. Например, ожидаемый эффект получен от использования устройства плавного включения ламп (УПВЛ), предназначенного для защиты ламп накаливания (в том числе галогенных). Использование УПВЛ позволило избегать резкого повышения тока при включении лампы и гасить колебания напряжения в электрической сети, в результате чего срок службы ламп существенно возрос. Также реализовано предложение, которое касается работы котлов на котельной №34  в  период  прохождения осенне-зимнего периода. При затратах около 5000 руб. ожидаемая экономия электроэнергии составит 37 800 кВт/ч в год, или 64 800 руб. в год. Предложение о внедрении и использовании в Центре обслуживания клиентов ОАО «Новосибирскэнерго» интерактивного автоответчика и автоинформатора, внедренное на предприятии, достигло своих целей. Так, возрос уровень обслуживания клиентов, сократились временные затраты на ответы клиентов по телефону, увеличилась эффективность работы сотрудников приема–выдачи Call-центра ЦОК и т.д. 

Из этих примеров видно, что внедрение СМК — это не только масштабные инвестиционные программы, но и политика «малых дел», конкретных проектов, которые можно быстро реализовать с небольшими затратами и видимыми результатами. 

— К сожалению, мы отмечаем, — говорит Андрей Яковлев, — что пока активность сотрудников в подаче подобных предложений невысока. Хотя совершенно очевидно: система менеджмента качества работает на повышение эффективности не только производства, но и всех бизнес-процессов, а также взаимодействия между сотрудниками и т.д., а значит, и на благосостояние персонала. И дело здесь не только в том, что, принимая активное участие в программах СМК, можно получать премии как дополнение к заработной плате (например, за подачу рацпредложений), но и в том, что система способна помочь сотрудникам упростить свою работу. 

Сегодня разработано Положение, которое определило порядок принятия предложений, систему денежного вознаграждения. Выплаты разделены на три части: за факт подачи идеи какого-то улучшения в бизнес-процессе, за принятое к реализации предложение — 30% от суммы премии, за реализацию — 70%. Также Положение предусматривает отдельную мотивацию для рабочей группы, которая будет ее внедрять в производство. 

Важный этап реализации программы СМК — создание малых групп в каждом производственном подразделении для анализа и выявления проблем в бизнес-процессах. Как рассказал Андрей Яковлев, эта работа началась в январе 2011 года: 

— На этом этапе нужно было научить людей видеть потери, что является вовсе не простой задачкой: сложно увидеть потери в процессе, в который ты вовлечен каждый день. Однако для повышения эффективности производства мы стараемся создать такую систему, чтобы никто не скрывал, что проблемы действительно существуют. Для этого и созданы малые группы, которые прошли специальное обучение. Уже изучена часть проблем и сформированы идеи по их устранению. Малые группы призваны побуждать персонал посмотреть на свою работу со стороны и задуматься о том, а правильно ли она организована. На самом деле важно увидеть проблему и начать ее обсуждать. Если мы эту проблему будем скрывать, то решения никогда не найдем. 50% решения любой задачи — это правильная, корректная формулировка проблемы. Вариантов решения может быть множество, нужно только выбрать то, которое действительно принесет ожидаемый результат. Такие решения приняты, все они находятся в стадии реализации.

Андрей Сергеевич не скрывает:

— Конечно, бывает и так: проблему поняли, реализовали все мероприятия, начинаем анализировать результат, а ситуация не изменилась! И это неправильно: смысл не в том, чтобы работать ради работы, — нужно ставить цель и достигать ее! И руководство предприятия готово стимулировать такую работу деньгами. Например, сейчас на согласовании приказ по конкурсу среди малых групп. Наиболее интересные проекты с точки  зрения  масштаба полученного эффекта, с точки зрения нестандартного решения оптимизации бизнес-процесса будут участвовать в конкурсе. Конкурс будет проводиться в два этапа: до 1 сентября — первая часть, и в конце года, в декабре, подведем итоги по работе за 2011 год. Размер премии будет зависеть от полученного эффекта.

Разумеется, деньги являются хорошим стимулом для внедрения системы менеджмента качества со стороны рядовых сотрудников. Однако главным стимулом для сотрудников к участию в проектах СМК должно стать желание заниматься эффективной, полезной работой, которая приносит результат, желание не делать лишнюю работу ради работы, отчасти упростить свой труд. 

Экономический эффект в годовом исчислении

Размер премии за предложения по улучшению деятельности компании, требующие финансовых вложений более 5 тыс. руб.

Размер премии за предложения по улучшению деятельности компании, не требующие финансовых вложений более 5 тыс. руб

До 50 000 руб.

3 500 руб.

4 200 руб.

50 000 – 100 000 руб.

7 000 руб.

8 400 руб.

100 000 – 200 000 руб.

14 000 руб.

16 800 руб.

200 000 – 500 000 руб.

35 000 руб.

42 000 руб.

500 000 – 1 000 000 руб.

70 000 руб.

84 000 руб.

1 000 000 – 3 000 000 руб.

210 000 руб.

252 000 руб.

Более 3 000 000 руб.

240 000 руб.

288 000 руб.

 

Светлана Горченкова

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Никакая программа не позволяет "выявлять причины брака", только сигналы об изменениях в пр... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Добрый день, Статистическое управление процессами - это не сравнение контролируемых значений с г... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Узнайте больше Бережливое производство Сборник уникальных алгоритмов и дорожных карт для внедрения бережливого производства
Бережливое производство