Подробнее 0 комментариев

РУСАЛ: Под знаком качества

Обеспечить полную удовлетворенность потребителей продукцией РУСАЛа – таковы цели Компании в области качества на 2014-2015 годы.

Благодарим редакцию газеты "Вестник РУСАЛа" за предоставление данного материала.

Конкурентоспособность любой компании в современных условиях зависит в первую очередь от качества ее продукции.

– Кризисная ситуация в отрасли предъявляет нам новые требования, – говорит директор департамента менеджмента качества РУСАЛа Наталья Рябова. – На первый план выходят вопросы качества и удовлетворенности потребителя – ему необходимо предоставить именно тот продукт, который он хочет получить. Стоит отметить, что связанный с кризисом повышенный интерес к системе качества – это глобальное явление, которое можно наблюдать не только в России, но и во многих странах мира. Снижаются объемы производства, и потребители становятся более придирчивыми к поступающей продукции и предоставляемым услугам, чаще используют механизм претензионной работы со своими поставщиками.

Для этого в области качества в Компании планируется ввести целый комплекс изменений – в работе с персоналом, покупателями и поставщиками, в управлении технологиями. Первые изменения начнутся в структурах службы качества.

– В настоящее время в процессе литья на наших заводах (за исключением КрАЗа) используется система самоконтроля операторов и мастеров, – рассказывает Наталья Рябова. – И она оправдывала себя, когда мы выпускали в основном технический алюминий. Однако сегодня уже 40% продукции мы выпускаем с добавленной стоимостью, и поставлена задача довести ее производство до 50%. А требования к ней очень жесткие. Необходимо особое внимание и контроль параметров процесса, в первую очередь при постановке продукции на производство. А в настоящее время служба качества на наших заводах состоит из одного специалиста, который и швец, и жнец, и на дуде игрец.

Анализируя причины претензий потребителей, технические специалисты и менеджеры часто сталкиваются с тем, что проблемы уходят в вопросы недостаточной отработки процесса и всех рисков при освоении производства ПДС или отсутствии контроля со стороны операторов и мастеров, а в производстве к решению проблем подходят формально, люди не владеют методами и инструментами решения проблем.

– Поэтому, чтобы «остановить кровь», чтобы несоответствующая продукция не попала потребителю, мы вводим независимый инспекционный контроль качества продукции, процессов и системы, изменяем структуру службы качества и на примере пилотных проектов организовываем решение проблем по качеству, а самое главное, обучаем и вовлекаем персонал в этот процесс, – подчеркнула Наталья Рябова.

Новый подход

Для этого в виде пилотного проекта планируется создать новые структуры службы качества на трех заводах – САЗе, КрАЗе и БрАЗе. Там будет введен инспекционный контроль процесса и продукции. Фактически это будет один инспектор службы качества в каждой смене, задача которого – осуществлять инспекционный контроль особо ответственных процессов, в том числе и при постановке новой продукции на производство.

Кроме того, предусматривается создание и группы входного контроля. В последнее время наблюдается тенденция к ухудшению качества закупаемого сырья и материалов. С одной стороны, кризис вынуждает снижать затраты на себестоимость продукции, а с другой – истощаются мировые запасы сырья, и приходится использовать для производства «неидеальное» и нестабильное по качеству сырье, которое имеет примеси и загрязнения. Поэтому при вовлечении такого сырья в производство необходимо четко знать истинное содержание этих примесей и загрязнений в каждой партии, для чего и нужно увеличивать объемы входного контроля.

– Основная причина нововведений состоит еще и в том, что РУСАЛ использует спотовые закупки, когда мы покупаем то, что выбрасывается на рынок, и не всегда от известного поставщика и известного качества, т.е. уверенности в этих поставщиках нет, – отметила Наталья Рябова. – Другое дело – долговременные контракты, когда и мы, и поставщики уверены во взаимовыгодном сотрудничестве. В таком случае поставщику выгодно проводить инвестиции в развитие своего производства для выполнения наших требований по качеству, а для нас выгодно проводить развитие таких поставщиков, помогать снижать себестоимость их продукции и, как следствие, цену на это сырье. А когда поставщики становятся надежными партнерами, можно вообще отказаться от входного контроля и снизить затраты Компании на обеспечение качества нашей продукции. Вот вам и взаимовыгодное сотрудничество!

Новая служба качества, подчиняющаяся непосредственно управляющему директору завода, будет иметь большие полномочия – вплоть до остановки производства и запрета отгрузки продукции, не соответствующей необходимым требованиям.

Для обучения непосредственно на рабочем месте инструментам и методам решения проблем в составе департамента появится отдел обеспечения качества, который будет базироваться в Красноярске. Особое внимание планируется уделять подготовке и обучению персонала непосредственно на пилотных участках и вовлеченности сотрудников в процесс решения проблем по качеству. Вовлекать в этот процесс планируется также и наших поставщиков и потребителей, ведь, как известно, некоторые причины дефектов не ограничиваются русаловской производственной площадкой.

Еще одной важной задачей новой службы качества заводов и отдела обеспечения качества будет анализ рисков потенциальных отказов при постановке на производство новых видов продукции, т.е. проведение FMEA-анализа. Это необходимо для того, чтобы с самого начала разработать стабильный процесс и с первой партии произвести годную продукцию со 100%-ной гарантией качества. Работа будет проводиться совместно с вновь организованным Литейным центром.

Говоря о вовлеченности персонала в процесс обеспечения качества, нельзя обойти и очень важную составляющую – лидерство руководителей.

– С целью повышения компетентности наших руководителей планируется организовать обучение основам и принципам TQM (Total Quality Managementвсеобщее управление качеством), – рассказывает Наталья Рябова. – А направления обучения остальных работников предполагается определять, исходя из матрицы компетентности, которая будет разработана совместно с дирекцией по персоналу в 2014 году с учетом функционала каждой профессии. Применение матрицы позволит определить, какое дополнительное обучение предстоит пройти тому или иному сотруднику Компании, и в зависимости от этого формирование годовых планов обучения упростится до автоматизма.

В настоящее время в функциональной Академии качества свою квалификацию повышают работники литейных производств, представители ряда других профессий. Кроме того, в СДО создан курс «Требования по стандарту ISO 9000», который позволит проводить обучение каждого сотрудника РУСАЛа инструментам повышения качества управления организацией для обеспечения качества продукции и услуг.

С целью мотивации персонала в достижении необходимых требований по качеству будет введена премия РУСАЛа в области качества, которая будет предусматривать поощрение как предприятий в целом, так и отдельных работников. В 2014 году планируется ввести и рейтинговую систему оценки предприятий в этой области. Награды за качество и достижение превосходства в бизнесе будут приносить признание лучшим заводам и являться важным элементом в совершенствовании процессов, повышении производительности и конкурентоспособности.

Производство под контролем

Ряд проектов, связанных с повышением качества продукции, уже осуществляется непосредственно на производстве. Пожалуй, самый показательный из них открыт на БрАЗе – «Повышение качества продукции на литейном комплексе Wagstaff». Год назад наши потребители столкнулись с проблемой повышенной оксидации верхних слоев слябов, изготавливаемых на комплексе, и как следствие – увеличенное скальпирование слитков для снятия этого слоя. По результатам рейтинговой оценки поставщиков компании Novelis за четвертый квартал 2012 года БрАЗ оказался на 10-м месте (из 12-ти) и был предупрежден о возможной дисквалификации как поставщика.

Возглавил проект директор по литейному производству БрАЗа Игорь Бобков. Много идей было реализовано, много проведено экспериментов, стандартизировано операций.

– В настоящее время работа еще не завершена, однако можно отметить, что увеличенное скальпирование снижено, и по результатам второго квартала 2013 года БрАЗ уже занял второе место в рейтинге поставщиков Novelis. Мы надеемся на закрепление положительных результатов, – подчеркнула Наталья Рябова.

В сентябре на САЗе открыт проект по снижению дефектности в цилиндрических слитках – завод получает много претензий от покупателей из-за повышенных окислов и неметаллических включений. Проект возглавил директор по литейному производству САЗа Александр Сидоров. Так как основной причиной этих претензий являются нарушения при эксплуатации и обслуживании оснастки, предусматривается создание эталонного участка обслуживания литейной оснастки Hycast.

На КрАЗе в литейном отделении № 3 реализуется проект, направленный на повышение качества слитков. А команда проекта, реализуемого на НкАЗе и направленного на повышение качества автомобильных литейных сплавов, решает проблемы с пористостью и внешним видом чушки.

Необходимо отметить: если сейчас команды проектов борются с последствиями, то в будущем многих проблем удастся избежать благодаря изменению подхода к постановке на производство новых видов сплавов.

Работа без претензий

Главная цель всех мероприятий – исключить претензии потребителей. При этом можно говорить об их снижении в 2012 году по отношению к 2011-му на 40%.

– А вот в 2013 году радоваться нечему – имеем рост претензий на 28% по сравнению с 2012-м, – говорит Наталья Рябова. – Кризис четко дает понять: на рынке нужна только качественная продукция, и потребитель становится очень придирчив, когда столько предложений! Основными претензиями, которые предъявляются РУСАЛу, являются несоответствие продукции спецификации и повреждение ее при доставке заказчику.

В настоящее время вводится новая процедура управления претензиями, которая позволит снизить сроки рассмотрения претензий и обеспечит оперативное реагирование и решение проблем. А проекты, открытые на предприятиях, помогут исключить причины этих претензий.

Что касается повреждения продукции при транспортировке, то по каждому виду разрабатываются оптимальные решения – применяются новые виды упаковки, способы погрузки и перевозки. Однако вопросов еще очень много, и их решение – это задача на ближайшие два года. Кроме того, РУСАЛ разработал инструкции, регламентирующие требования по обращению со своей продукцией при перевалках в портах и погрузке на суда. Эти требования уже отправлены в российские порты. В 2014 году Компания проведет аудиты российских портов на выполнение своих требований.

Кстати, сам РУСАЛ на протяжении длительного времени своим поставщикам вообще никаких претензий не предъявлял. Претензионная работа с поставщиками была организована только три года назад, и уже в 2011 году за поставку несоответствующей продукции поставщиками было возмещено 3 млн долларов, в 2012 году – 10 млн долларов. Организована система учета поставки некачественной продукции, что позволяет выявлять недобросовестных поставщиков, уровень дефектности их продукции, чтобы при следующих закупках сделать правильную оценку «цена-качество».

Теперь, чтобы обеспечить заводы РУСАЛа сырьем гарантированного качества, в следующем году планируется ввести процедуру сертификации поставщиков. Для ее прохождения поставщику понадобится поставить сначала опытную партию сырья, затем – опытно-промышленную, получить положительный результат аудита со стороны РУСАЛа, а также положительную динамику качества в течение года. Будут учитываться и взаимоотношения с Компанией – насколько оперативно поставщик реагирует на замечания, претензии, пожелания.

Кстати, процедуры закупки в обязательном порядке необходимо распространить и на приобретение литейных материалов. В настоящее время они закупаются «как ручки»! Отсутствуют технические требования к мастикам, стеклосеткам, комбобегам, огнеупорам и пр., а именно от их качества зависит наличие или отсутствие включений в продукции Компании.

– Приказными методами мы не сможем изменить ситуацию с качеством, – уверена Наталья Рябова. – Добиться кардинальных улучшений возможно, только заинтересовав сотрудников, научив их применять соответствующие инструменты и самим проявлять инициативу в решении проблем и обеспечении стабильного качества. В этом случае мы сможем горы свернуть.

Текст Данил Кляхин, фото из архивов редакции

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Никакая программа не позволяет "выявлять причины брака", только сигналы об изменениях в пр... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Добрый день, Статистическое управление процессами - это не сравнение контролируемых значений с г... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Узнайте больше Бережливое производство Сборник уникальных алгоритмов и дорожных карт для внедрения бережливого производства
Бережливое производство