"Мегаватт" 0 комментариев

Силовые машины: Вопросы обеспечения качества продукции являются важнейшими и находятся на особом контроле

В крупнейшей российской энергомашиностроительной компании вопросы, связанные с обеспечением качества выпускаемой продукции, являются важнейшими и находятся на особом контроле. О тонкостях этого направления работы мы поговорили с директором по качеству «Силовых машин» Еленой Семеновой.

Директор по качеству «Силовых машин» Елена Семенова

Директор по качеству «Силовых машин» Елена Семенова

Благодарим Пресс-службу ОАО "Силовые машины" за предоставление данного материала..

— В представлении обывателя работа дирекции по качеству — это постоянные исследования материалов, непосредственное присутствие на производстве. А как на самом деле?

— На самом деле направлений деятельности у нас несколько, причем разнообразных. Во-первых, это обеспечение функционирования системы менеджмента качества (СМК). Сюда входит ее поддержание в соответствии с действующими нормативными документами и стандартами и, конечно, ее совершенствование. Во-вторых, организация работы с заказчиком по предъявлению изготовленной продукции. В-третьих, это анализ несоответствий и организация проведения корректирующих мероприятий по ним. Четвертое крупное направление — проведение операционного контроля от изготовления, испытаний до сдачи готовой продукции заказчику. И, наконец, пятое — обеспечение единства измерений.

— А если говорить о приоритетах, какие задачи в ближайшей перспективе являются для вас наиболее актуальными?

— Для нашей дирекции и в целом для «Силовых машин» это повышение уровня удовлетворенности заказчиков и улучшение качества закупаемых материалов, проектирования и выпускаемой продукции в целом. Предстоит, используя накопленный опыт, найти новые подходы, решения и воплотить их  в разрабатываемом проекте «Качество», затрагивающем весь жизненный цикл продукции от получения заказа до сервисного обслуживания.

В 2015 году планируется выход новой версии стандарта ISO 9001:2015 «Система менеджмента качества. Требования». Внедрение СМК на базе новой версии стандарта представляет нам возможность плавного перехода от преобладающих административных методов управления качеством к технологическим, экономическим и даже психологическим методам управления, основанным на самодисциплине сотрудников и их внутренней заинтересованности в успехе компании.

Нам предстоит большая и интересная работа по подготовке к сертификации на соответствие новому стандарту ИСО 9001, которая должна быть завершена к 2017 году. Это важный для нас этап, ведь наличие у компании сертифицированной системы качества гарантирует соответствие ее продукции и услуг самым высоким требованиям российских и зарубежных заказчиков. Помимо имиджевой составляющей наличие такого сертификата облегчает работу на мировом рынке, дает преимущества при заключении государственных контрактов и участии в тендерах, помогает оптимизировать бизнес-процессы.

В рамках указанной работы планируется, в частности, объединение стандартов по проведению метрологической экспертизы на всех площадках «Силовых машин». Кроме того, сейчас мы проводим работы по внедрению процесса электронного оформления и согласования несоответствий в системе SAP, намерены к концу года ввести его в эксплуатацию. Это поможет упорядочить работу, ускорить процесс принятия решений и разработки корректирующих мероприятий. Позволит любому руководителю, от мастера до топ-менеджера, анализировать ситуацию и оперативно принимать решения по необходимым изменениям на вверенном участке работ.

В прошлом году мы получили лицензии Ростехнадзора на конструирование и изготовление оборудования для атомных станций на десять лет, что для отечественных предприятий, поставляющих энергетическое оборудование длительного цикла изготовления, является беспрецедентным сроком. Продлена лицензия компании на проектирование атомных станций. Специалисты «Силовых машин» доказали возможность разработки и изготовления как традиционных быстроходных, так и перспективных тихоходных турбин большой мощности.

Таким образом, в активе «Силовых машин» есть весь необходимый набор лицензий и свидетельств саморегулируемых организаций для разработки, проектирования и изготовления энергооборудования, его модернизации и сервисного обслуживания. Ни одна российская машиностроительная компания не располагает сегодня настолько полным комплектом разрешительных документов.

— В чем специфика лабораторной базы «Силовых машин»?

— У нас три лаборатории, а именно: центральная лаборатория неразрушающих методов контроля, обеспечивающая проведение контроля продукции неразрушающими методами (включая ультразвуковой контроль, цветную дефектоскопию, рентгенографический контроль), центральная производственная лаборатория (ЦПЛ), реализующая контроль свойств материалов разрушающими методами, и центральная лаборатория измерительной техники, отвечающая за метрологическое обеспечение и измерение требуемых геометрических и физических величин.

— Какие уникальные системы проверки качества есть у «Силовых машин»?

— Действительно уникальное оборудование, которым мы обладаем, — это стенды для проведения модельных и натурных испытаний агрегатов. Что же касается именно дирекции по качеству, то считаю, что правильнее вести речь не об уникальности, а об укомплектованности средствами контроля. Они типичны в лучшем понимании этого слова. Мы внимательно следим за мировыми стандартами и стараемся им соответствовать. У нас те же методы и инструменты контроля, что и у других производителей нашего масштаба в России и за рубежом.

Если говорить о новинках, то совсем недавно нами введен в эксплуатацию многоканальный электронный дефектоскоп-сканер для автоматизированного ультразвукового контроля кольцевых сварных соединений роторов паровых турбин. Эта машина позволяет получать трехмерные изображения возможных дефектов производства. Есть в нашем арсенале и переносной рентгено-телевизионный комплекс.

— Как часто заказчики требуют каких-либо дополнительных этапов проверки производимой продукции? Готовы ли «Силовые машины» идти им навстречу в этом вопросе?

— Говорить о специфическом контроле, пожалуй, не совсем корректно. Объемы контроля четко регламентированы нормами и стандартами. Им мы неукоснительно следуем. Что касается взаимодействия с заказчиками, то стоит заметить, что клиенты активно участвуют в контроле качества поставляемого им оборудования, причем на всех этапах: и в приемке заготовок, и в приемке комплектующих вместе с нами, сотрудниками «Силовых машин», и в приемке готового оборудования. Причем представлять интересы заказчика могут­ как специалисты компании-клиента, так и уполномоченные ей организации.

У каждого заказчика свои требования и подходы, и мы предоставляем ему именно тот объем информации, который требуется. Мы открыты для взаимодействия с клиентом в любой момент на протяжении всего цикла изготовления оборудования. Считаю, что именно в постоянном диалоге, готовности продемонстрировать текущее состояние заказанного оборудования и есть залог успеха реализуемого проекта.

— Насколько распространена такая высокая степень участия заказчика в процессе создания продукции среди компаний масштаба «Силовых машин»?

— Насколько мне известно, мировая практика этого не предусматривает, наш пример в этом смысле уникален. Обычно согласовывают план качества, этапы контроля, а все остальное — это дополнительные опции. Я думаю, что в плане открытости мы находимся на лидирующих позициях.

Выбираем только лучшее

— Отразилась ли мировая геополитическая ситуация на вашей работе с поставщиками? Пришлось ли прибегать к импортозамещению?

— Мы работаем с проверенными российскими и зарубежными поставщиками оборудования, с которыми нас связывают годы успешного сотрудничества. И если мы меняем поставщиков, то только потому, что нас не устраивают либо сроки, либо качество.

— Какова процедура проверки степени надежности новых поставщиков?

— В компании существует порядок комплексной оценки поставщиков, а в случае необходимости совместно с техническими специалистами нами проводятся оценочные аудиты нового поставщика: проверяем и систему менеджмента качества, и производство, и технологии.

Научить и воспитать

— Подразделение, которое осуществляет контроль качества, — одно из самых многочисленных в «Силовых машинах». Как вы работаете с персоналом, как набираете, как учите?

— Наше подразделение решает, как мы обсуждали выше, разноплановые задачи, направленные на обеспечение качества процессов и продукции. В решении задачи подбора кадров нам помогает дирекция по персоналу и административным вопросам. Дело в том, что в настоящее время на рынке труда отсутствуют квалифицированные технические контролеры, поэтому мы готовим их самостоятельно. Несмотря на то, что устраивающиеся к нам на работу специалисты имеют высшее техническое образование, на завод мы их принимаем учениками. В течение трех месяцев мы их обучаем, они получают разряд, некоторое время работают под началом наставника и только потом имеют право самостоятельной работы. При этом молодые специалисты закрепляются за опытными работниками службы качества, которые обучают их тонкостям профессии.

— Говоря о мастерах высокого класса, мы подошли к интересному моменту — личное клеймо. Расскажите немного о такой практике «Силовых машин».

— Личное клеймо контроля качества — знак особого доверия специалисту. Компания выдает его сотрудникам, которые на протяжении длительного времени выполняют свою работу без каких-либо замечаний. Цех выходит с ходатайством о вручении­ личного клейма, мы проверяем, были ли допущены ошибки или несоответствия, и, если все в порядке, вручаем клеймо качества. Каждую операцию за таким сотрудником мы не перепроверяем, а осуществляем выборочный контроль.

В «Силовых машинах» личное клеймо выдают рабочим и бригадирам. Круг профессий широк: слесари, разметчики, электросварщики, заточники, шлифовщики, кузнецы — практически все производственные специальности.­

Клеймо есть право исполнителя самостоятельно закрывать свою работу, гарантировать ее качество, соответствие технической и конструкторской документации. Дают такую возможность не всем желающим. Претендент должен в течение года изготавливать продукцию без брака, чтобы ее принимали с первого предъявления­.

— Это что-то вроде звезды Мишлен в ресторанном бизнесе, верно?

— Совершенно верно. Причем специалист может лишиться клейма, если допустит брак.

Работа на перспективу

— Как «Силовые машины» реагируют на замечания клиента?

— Есть два направления работы с клиентом: техническая сторона и коммуникационная — работа с документами. Наша задача сейчас состоит в том, чтобы выстроить максимально эффективный процесс коммуникации с заказчиком в формате «вопрос-ответ», сформировать определенную культуру работы с клиентом. Здесь нам есть что улучшить. Яркий пример в этом смысле — атомная тематика: объем предоставляемой отчетной документации вырос многократно, на площадках атомных станций заказчиком созданы целые подразделения для проведения входного контроля, включающего проверку комплектности оборудования и сопроводительных документов. Надо признать, что устранение замечаний заказчиков к документации, поставляемой  с оборудованием, у нас занимает значительное время. Над решением данной  задачи мы работаем, выход видим в формировании отчетной документации по качеству в системе SAP. Если говорить о технической стороне, устранение несоответствий осуществляется оперативно, в максимально короткие сроки.

— Что позволяет вам оперативно решать технические вопросы? Как удается наладить коммуникацию и насколько большую роль играет в вашей работе человеческий фактор?

— Наличие квалифицированных специалистов, способных быстро принимать решения, готовность и стремление производственных подразделений к оперативному устранению несоответствий, слаженная работа менеджеров — все перечисленное выше и помогает эффективно решать вопросы.

Что касается человеческого отношения к делу, то тут, безусловно, необходима гибкость, определенная деликатность, а также уважение национальных традиций и особенностей менталитета клиентов. Важно взаимодействие, доверие к тебе как специалисту. В этом смысле сложным и интересным опытом была для меня работа с иранскими заказчиками. Это был мой первый большой проект, и сразу же возникла проблема: иранцы предпочитают работать с мужчинами. Первое, что я услышала от них, — просьбу заменить меня на специалиста-мужчину. Но, после того как мы проработали некоторое время, меня приняли, и часто при возникновении сложных вопросов было достаточно моего слова, без каких-либо письменных гарантий.

Заказчик всегда понимает, насколько ты хочешь ему помочь. В деловой переписке этого не видно, но при встречах с глазу на глаз, если ты искренен и заинтересован, то любой вопрос можно решить. 

Руфина СЕМЫКИНА

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Еще более 300 других идей вы можете посмотреть здесь – Кайдзен и рацпредложения: примеры из жизни (с... Как «Уралэлектромедь» увеличила выпуск медной катанки на 15 %
От редакции портала - если тема повышения эргономики рабочих мест вам интересна, пишите в комментари... Практические советы по улучшению эргономики рабочего места от Schneider Electric
Просто детский сад на Камазе! Ллойд Добинс (о менеджменте): Но одна часть программы Деминга вряд ... Контроль качества: технологии личной ответственности на «КАМАЗе»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”