ОАО «НПО «Сатурн» 0 комментариев

Качество без компромиссов: НПО «Сатурн»

Минувший год вошел в историю «Сатурна» как год сертификации двигателя SaM146 в Европейском агентстве безопасности полетов (ЕАSА) и в Авиационном регистре Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК).

Многолетняя деятельность коллектива НПО «Сатурн» по созданию двигателя SaM146 получила официальное признание на международном уровне. Начало 2011 года ознаменовалось получением свидетельства АР МАК об одобрении производства двигателей SaM146. Идет процесс сертификации производства двигателя SaM146 в EASA. Ведутся работы по созданию ремонтного производства двигателя SaM146, а значит, предстоит  его сертификация в российских и европейских уполномоченных органах. Начаты работы по внедрению системы качества  в производство наземных ГТД. Применение международных правил становится неотъемлемой частью работы компании.

Правила и процедуры

Программа SaM146, построенная на российско-французском паритетном сотрудничестве,  необычна для нашей страны. Требования к организации производства и СМК кардинально отличаются от  тех, которые применялись ранее.  Международные стандарты в области менеджмента качества требуют сосредоточения внимания на процессах системы менеджмента качества (СМК), а не только на их результатах, так как качество результатов  (продукции) – это следствие качества исполнения самого процесса. 

Качество разработки – первый краеугольный камень качества детали. Любой этап проектирования завершается так называемым дизайн-ревю – обзором по качеству проектирования. На плановых аудитах конструктор доказывает, что он выбрал правильное техническое решение. Аудиты проводят по применяемым материалам, прочностным, аэродинамическим расчетам и т. д. 

Утвержденную конфигурацию получает производство, и начинается процесс изготовления детали. И здесь  тоже есть особенности в части  обеспечения этого процесса. В разных компаниях  мировой аэрокосмической отрасли введена процедура, которая по разному называется, но отвечает требованиям одного и того же международного стандарта EN9102 (в европейской версии) или  AS9102 (американская версия). Во французском варианте  это процесс DVI – досье промышленного утверждения процесса производства детали, в НПО «Сатурн» – ОКПИ – отчет о контроле первого изделия. Процедура DVI/ОКПИ включает в себя описание условий,  в которых каждая деталь производится с учетом материала, персонала, оборудования,  техпроцесса, оснастки – всего, что составляет окружающую среду производства. Причем нужно не только собрать информацию, но и  доказать, что процесс стабилен, то есть позволяет воспроизводить деталь с постоянным качеством. 

Еще один важнейший процесс именуется «запросы на отклонение от требований конструкторской документации». Для деталей  SaM146 введена международная классификация отклонений: минорная, мажорная и критическая. 

Минорное (несущественное) отклонение – отклонение, которое случилось в производстве, но которое не влияет на основные  параметры детали. Деталь с таким отклонением можно применять без ограничений. Она приемлема как для сертификации, так и для продаж клиентам. 

Мажорное (существенное) отклонение. Для двигателя, который должен быть сертифицирован и запущен в серию, мажорных отклонений быть не должно. 

Третья категория – критические отклонения – фактически, брак. 

Определение типа отклонения – первый аспект оформления отклонений. Второй аспект – утверждение отклонения. Это очень серьезный инженерный труд – обосновать, почему обозначенное отклонение в итоге не повлияет на параметры двигателя. Утверждение отклонения происходит не только по обычной схеме «конструктор – качество», но и дополнительно у специалистов летной годности СП «ПауэрДжет», действующих от лица сертифицирующего органа EASA. 

Система аудитов, обзоров насквозь пронизывает всю программу SaM146. Мы уже говорили о системе аудитов в проектировании, о процедуре DVI/ОКПИ в производстве, которую тоже можно рассматривать как некий аудит способности воспроизводить продукцию. В процессе сборки тоже работает система аудитов, причем, аудит проводится до начала сборки и после ее окончания. 

Высокие требования, предъявляемые на всех этапах создания двигателя SaM146, распространяются и на работу с поставщиками. Каждый поставщик должен быть одобрен. «Сатурн» проверяет каждого поставщика и старается «дотягивать» их, учить, если они этим требованиям не соответствуют. По программе SaM146 есть американские, европейские и российские поставщики, но требования ко всем одинаковы. Вместе с каждым поставщиком утверждаются технология, оборудование, спецпроцессы, лаборатории. Поставщик представляет финальный документ – ОКПИ. После утверждения всего пакета документов поставщик обязан выполнять обозначенные требования. Каждое изменение ответственных параметров производственного процесса поставщика возможно только после согласования с заказчиком. 

Достижения и планы

Специалисты компании получили максимальное делегирование полномочий от «Снекмы» по контролю за производством, по приемке деталей SaМ146, это экономит ресурсы – время и средства обеих компаний. Продолжается передача делегирования полномочий по рассмотрению документов. В идеале «Сатурн» должен уйти от надзора «Снекмы», когда получит сертификат от EASA на производство. 

В этом году «Сатурн» планирует обеспечить стопроцентный переход на безбумажную технологию при оформлении запросов на отклонения. Данная система уже апробирована и должна быть распространена на все детали SaМ146, а впоследствии – на все изделия компании. И это не игра в бумажные и электронные версии, это экономия ресурсов, времени людей и  производственных циклов. Это быстрый сбор информации, быстрая ее обработка, быстрые результаты анализа и выводы, управленческие и технические предложения.  

Важная   задача для НПО «Сатурн» – внедрить  на предприятии документы СП «ПауэрДжет», которое выступает не только разработчиком, но и заказчиком двигателя SaM146.  А требования заказчика обязательны к исполнению.  

Не один год шла напряженная работа всех служб «Сатурна» совместно со специалистами Авиарегистра МАК по адаптации действующих российских авиационных правил к специфике программы SaM146. В результате 31 января 2011 года Авиарегистр МАК выдал НПО «Сатурн» свидетельство об одобрении производства двигателей SaM146. Получение свидетельства подтвердило успешное завершение сертификации производства серийных двигателей SaM146 в Авиарегистре МАК, без которой было бы невозможно проведение сертификации самолета и начало его коммерческой эксплуатации. Стоит отметить, что на партию из 10 серийных двигателей, обеспечивающих поставку воздушных судов  стартовым заказчикам, разрешение на производство АР МАК было получено еще в августе 2010 года. И вот теперь получено одобрение производства на 2011–2012 гг. 

В минувшем году НПО «Сатурн» выполнило огромный объем работ по подготовке и представлению  доказательной документации соответствия системы  менеджмента качества, системы проектирования  и производства нашего предприятия европейским требованиям. Теперь «Сатурн» должен подтвердить готовность к производству серийных двигателей SaM146 по требованиям EASA в ходе сертификационных аудитов европейских авиационных властей. В течение 2011 года  предприятию предстоит пройти не менее трех аудитов. Сертификат на производство от EASA позволит поставлять серийные двигатели SaM146 для эксплуатации «Суперджета» не только  в России и странах СНГ, но и в Европе. 

В этом году НПО «Сатурн» предстоит подтвердить свою способность ремонтировать двигатели SaM146, а соответственно, получить разрешающие документы  Авиационного регистра МАК и Федерального агентства воздушного транспорта. 

В ближайших планах предприятия и внедрение опыта работы по программе SaM146 на другие проекты. Речь идет о внедрении системы анализа и классификации несоответствий  применительно к наземной тематике. 

Служба качества в действии

Служба качества НПО «Сатурн» охватывает  своей деятельностью все производственные,  поддерживающие и управляющие процессы, в сфере ее внимания – диагностика системы, диагностика деталей, диагностика двигателей. 

Главные цели службы дирекции по качеству:

  • внедрение и  совершенствование системы качества НПО «Сатурн» на всех уровнях управления;
  • технический контроль качества продукции и производственных процессов, предъявление продукции Военному представительству МО РФ; 
  • обеспечение процесса сертификации и лицензирования основных видов деятельности предприятии;
  • обеспечение качества закупаемой продукции;
  • управление нормативной документацией. 

Над выполнением  этих и ряда других задач сегодня в службе трудится 704 человека. Это – руководители, инженерно-технические работники и контролеры. В структуру дирекции по качеству  входят два управления. Управление качества, сертификации и стандартизации возглавляет Юрий Владимирович Свистов. Начальник управления технического контроля – главный контролер – Владимир Александрович Румянцев.

Читайте также: ЛИН-технологии на «Сатурне».

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Еще более 300 других идей вы можете посмотреть здесь – Кайдзен и рацпредложения: примеры из жизни (с... Как «Уралэлектромедь» увеличила выпуск медной катанки на 15 %
От редакции портала - если тема повышения эргономики рабочих мест вам интересна, пишите в комментари... Практические советы по улучшению эргономики рабочего места от Schneider Electric
Просто детский сад на Камазе! Ллойд Добинс (о менеджменте): Но одна часть программы Деминга вряд ... Контроль качества: технологии личной ответственности на «КАМАЗе»
Узнайте больше Бережливое производство Сборник уникальных алгоритмов и дорожных карт для внедрения бережливого производства
Бережливое производство