0 комментариев

ИНТЕРПАЙП: Качество возникает не во время контроля, а во время производства продукции

Дирекция по качеству ОАО ИНТЕРПАЙП НТЗ – пока единственная на промышленных предприятиях Компании. Вполне возможно, что вскоре аналогичные подразделения появятся и на других заводах, поскольку такой подход позволяет наладить системную работу в сфере качества, глубже понимать проблемы и пути их решения. О нынешнем состоянии дел на этом «фронте» мы беседуем с директором по качеству ИНТЕРПАЙП НТЗ Олегом ПОТЕМКИНЫМ.

«Трубная вертикаль», Корпоративный журнал Компании ИНТЕРПАЙП, сентябрь 2007г. http://interpipe.biz

Наталья Железняк

 

Дирекция по качеству ОАО ИНТЕРПАЙП НТЗ – пока единственная на промышленных предприятиях Компании. Вполне возможно, что вскоре аналогичные подразделения появятся и на других заводах, поскольку такой подход позволяет наладить системную работу в сфере качества, глубже понимать проблемы и пути их решения. О нынешнем состоянии дел на этом «фронте» мы беседуем с директором по качеству ИНТЕРПАЙП НТЗ Олегом ПОТЕМКИНЫМ. 

- Олег Викторович, насколько серьезной сегодня является для завода проблема обеспечения качества продукции? 

- Обеспечение качества продукции сегодня вышло на первый план и стало ключевой задачей предприятия. В условиях постоянного усиления конкурентной борьбы на мировых рынках фактор качества является все более решающим, особенно - при поставках продукции на рынки дальнего зарубежья, компаниям-лидерам, а также при выходе на новые рынки сбыта. Положение дел в области качества выпускаемой продукции на сегодняшний день, к сожалению, не может нас полностью устраивать. Наряду с увеличением объемов производства, освоением новых видов продукции и расширением географии ее поставок имеет место ряд негативных тенденций - как в отдельных цехах, так и в целом по заводу. А самое главное – приняв философию постоянного улучшения качества, мы не имеем права останавливаться на достигнутом. 

- Каковы основные причины проблем с качеством? 

- Выпуск некачественной продукции обусловлен целым комплексом различных причин, связанных с организацией и обеспечением производства, мотивацией и управлением персоналом, а также с технологией производства и состоянием оборудования. Но главная причина лежит в сфере отношения к качеству со стороны как производственного, так и контролирующего персонала. К сожалению, объемы производства по-прежнему довлеют над качеством производимой продукции. Смещение приоритета с количества на качество выпускаемой продукции – одна из наших главных целей. Среди других ключевых вопросов, приводящих к проблемам с качеством – технологическая дисциплина и мотивация работников, недостаточная вовлеченность как рядового персонала, так и руководителей в решение проблем качества. Здесь сказываются, прежде всего, несовершенство системы мотивации, которая должна нацеливать работников на выпуск качественной продукции, и недостатки в обучении. Очень большую роль также играет состояние оборудования – как технологического, так и контрольного. 

- Оцените роль «человеческого» фактора в обеспечении качества продукции.

- Есть «золотое правило» создания качественной продукции: «Качество возникает не во время контроля, а во время производства продукции». Следовательно, «человеческий фактор» имеет огромное значение в производстве качественного продукта. От профессионализма и опыта каждого работника компании зависит конечный результат. Следовательно, именно сотрудникам, развитию их навыков и способностей на предприятии следует уделять первостепенное внимание. В рамках проекта повышения операционной эффективности будут, в том числе, рассмотрены и вопросы улучшения культуры качества, разработаны рекомендации по созданию на заводе внутренней атмосферы потребности в выпуске только качественной продукции. 

Кроме того, мы должны стремиться к снижению влияния «человеческого фактора», внедряя как организационные, так и технические меры. Главная задача здесь – обеспечение безусловного функционирования Системы управления качеством. 

- Что нужно сделать, чтобы повысить уровень качества продукции? Какие нужны для этого организационные, финансовые, производственные, человеческие, дисциплинарные ресурсы? 

- Возможности повышения качества нашей продукции заключаются в реализации как организационных, так и технических решений. Но при этом организационные решения – на первом месте, иначе вкладывать финансовые ресурсы в обновление оборудования просто бессмысленно. Здесь первоочередными задачами являются организация эффективного обучения персонала и построение справедливой системы его мотивации. Именно это – основа качественной работы каждого работника, добросовестного выполнения им своих должностных обязанностей. И конечно, для обеспечения качественной работы количество персонала должно быть достаточным, т.е. оптимальным. 

- То есть, «человеческий фактор» снова на первом месте? 

- Кардинальное, ощутимое повышение качества продукции может быть достигнуто только путем формирования у персонала предприятия (на всех уровнях) культуры качества. Мы понимаем, что резко и быстро повысить качество продукции за счет внедрения на всех этапах производства передовых технологий сегодня не реально. Но мы должны и можем, как минимум, не допускать отгрузки потребителям некачественной продукции. В то же время необходимо снижать количество внутреннего брака, приводящего к очень большим потерям. Что касается конкретных мероприятий, то в рамках реализуемого масштабного проекта по повышению операционной эффективности нашего завода один из блоков занимается только вопросами повышения качества. В работе участвуют специалисты нашей службы. Мы предложим конкретные мероприятия по самому широкому спектру вопросов - разработке системы информирования о состоянии качества продукции в масштабе всего завода, внутренним аудитам, взаимоотношениям с нашими поставщиками, мотивации персонала и многим другим. 

- Как, на Ваш взгляд, построить на предприятии систему, при которой некачественная продукция не выйдет за пределы завода? 

- В рамках данного проекта поставлены задачи – исследовать причины и разработать рекомендации по предотвращению попадания некачественной продукции к потребителю. Вопрос очень непростой, так как в настоящее время продукция отгружается за пределы завода с сертификатом качества, а вопросы по качеству отгруженных труб и колес периодически, но возникают. По моему мнению, данный вопрос необходимо решать в нескольких направлениях:

  • работа с потребителем на «упреждение», т.е. создание взаимовыгодного диалога с клиентами по вопросам качества;
  • создание соответствующей мотивационной системы для производственного и контролирующего персонала;
  • изменение менталитета сотрудников предприятия, переход от понятия «количество» к понятию «качество»;
  • техническое перевооружение предприятия, т.к. на технически и морально устаревшем оборудовании очень сложно производить продукцию, отвечающую современным возросшим требованиям потребителей.

- Олег Викторович, а какие существуют пути для создания оптимальных процедур внутренних аудитов Системы управления качеством?

- Аудит - эффективный инструмент, предоставляющий необходимую информацию для улучшения управления. Эффективность проведения внутренних и внешних аудитов действующей на заводе Системы управления качеством, а в её составе - и производственных процессов, имеет очень большое значение для поддержания системы обеспечения качества на высоком уровне. Длительный опыт проведения внутренних аудитов на нашем предприятии позволяет сделать вывод, что они действенны в случае выполнения следующих условий:

  • поддержки проведения аудитов высшим руководством и его заинтересованности в достоверных результатах;
  • высокой степени документированности процессов организации и проведения аудитов;
  • высокого уровня квалификации и опыта аудиторов;
  • мотивации аудиторов.

Есть справедливое мнение, что аудиторы должны обслуживать производство. В этой связи профессионалам-аудиторам необходимо регулярно анализировать, насколько предлагаемые и оказываемые ими услуги отвечают ожиданиям потребителей, т.е. подразделений завода. Если аудиторы не приносят выгоды, они становятся обузой, ненужной нагрузкой. В чем же ценность работы аудитора? Если только в установлении соответствия требованиям стандартов, то этого на современном этапе развития рынка уже мало. Услуги сертификационного аудита, подготовка внутренних аудиторов, проведение самих аудитов требуют определенных финансовых и людских ресурсов, а также времени. Руководители завода вправе рассчитывать на то, что эти затраты окупятся наиболее эффективным образом. Сегодня руководство предприятия более заинтересовано не в аудитах, подтверждающих соответствие нормативным документам, а в аудитах, которые могут добавить какую-то ценность бизнесу, выявить непродуктивные расходы.

- Каким образом аудиторы могут принести пользу?

- Практика аудита и беседы с руководителями предприятия в рамках настоящего проекта показывают, что, во-первых, аудиторы должны не столько констатировать произошедший факт, сколько давать ответ на вопрос – «почему это произошло?», при проведении аудита должна соблюдаться максимальная открытость, оперативность, разрешаемые проблемы должны быть значимыми.

- Какие элементы культуры качества необходимо привнести в коллективы предприятия, и какими путями это можно сделать?

- Прежде всего, в рамках данного проекта производится оценка существующей ситуации, после чего будут предложены рекомендации по улучшению культуры качества. Одним из первых элементов должно стать внедрение «Системы упорядочения» (по другому эта система называется «5S»), которая будет включать принципы наведение порядка, чистоты, укрепление дисциплины на каждом рабочем месте. Более 50 лет на японских предприятиях, а в последние годы - во многих промышленно развитых и развивающихся странах мира, России и Украине внедрена и действует система «5S», одним из создателей которой является известный японский теоретик и практик организации производства Каору Исикава, позволившая создать базу для повышения культуры производства.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Это переводная статья из альманаха № 5 2013 года, вот источники: 1. «OEE Improvement by TPM Imple... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Добрый день! Вопрос: почему у Вас в расчете доступности берется операционное время с учетом внеплано... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Эта статья 2010 года, тех времён, когда представители Голдрата в России ТОС продвигали и рекламирова... Постоянно улучшать – практическое руководство по управлению производством на основе ТОС
А как насчёт самосвалов как КИО вы применяете какой эффективность вы проявляете? «Карельский окатыш»: 35% – показатель общей эффективности оборудования для экскаваторного парка
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”