"События и люди" 0 комментариев

Внедрение СМК в СУЭК: что и как уже сделано

В 2017 году Советом директоров СУЭК была утверждена к реализации 2-я Стратегия развития сервисных предприятий. Среди ключевых задач этой стратегии были увеличение объема сторонних заказов и повышение качества продукции / оказываемых услуг. После анализа фактической ситуации на сервисных предприятиях руководством было принято решение о переходе на принципиально новый способ управления производственным процессом путем внедрения на каждом сервисном предприятии системы менеджмента качества (СМК).


Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством»300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

Система менеджмента качества применяется в мире на различных видах производств и зарекомендовала себя в качестве эффективного инструмента управления. Суть этой системы, ее принципы и подходы описаны в международном стандарте ISO:9001–2015 «Система менеджмента качества». Преимуществом стандарта является непрерывный процесс улучшений на любом предприятии.

Если говорить простым языком, то основные цели у стандарта очень понятные для всех:

  • рациональнее использовать временные и денежные ресурсы предприятия;
  • координированно и оперативно устранять возникающие ошибки;
  • совершенствовать внутренние процессы на предприятии;
  • соответствовать требованиям партнеров;
  • гарантированно предоставлять товары и услуги лучшего качества;
  • повышать ответственность персонала;
  • обеспечивать взаимодействие всех подразделений «на результат»;
  • предотвращать нарушения требований нормативных документов, технологий, законодательных актов.

Постоянное совершенствование и работа над улучшением процессов является одним из ключевых принципов современного управления качеством. Именно поэтому в начале 2019 года началась работа по внедрению данного стандарта на сервисных предприятиях Компании. Была поставлена цель — пройти в дальнейшем сертификационный аудит и получить сертификаты, подтверждающие выполнение производственных процессов в соответствии с требованиями стандарта ISO:9001–2015.

Анализ наших предприятий специализированной организацией позволил выявить существующие «болевые точки» и разработать по каждому предприятию подробную персональную дорожную карту, включающую выполнение разнонаправленных задач: от разработки документов (как того требует стандарт) до выполнения практических улучшений в цехах предприятий.

Перед каждым из 10 сервисных предприятий были поставлены задачи, многие из которых выполнялись предприятиями впервые:

  • разработка плана внедрения СМК;
  • формирование рабочей группы (из числа активных работников предприятия) и ее обучение;
  • формирование и подготовка команды внутренних аудиторов, задачей которых (по требованию стандарта) является внутренняя оценка специалистами предприятий на соответствие требованиям стандарта;
  • непосредственная разработка и  последующее внедрение в жизнь регламентных документов СМК;
  • дальнейшая комплексная проверка СМК; — анализ результатов внутренних аудитов руководством предприятия.

В ходе работы на каждом предприятии были определены области СМК, классифицированы процессы СМК, установлены их последовательность и взаимодействие. Определены критерии и методы обеспечения результативности процессов СМК, ресурсы, необходимые для их функционирования. Определен порядок мониторинга процессов, способы их «измерений» и оценки. При этом в работу были вовлечены все подразделения предприятий: не только производственные цеха, но и другие службы, например, секретариат, склады, конструкторские отделы, кадровые службы, ОТК, специалисты коммерческой службы, маркетологи, экономисты. В работе по внедрению СМК были задействованы как участники рабочих групп, так и средний линейный персонал.

По всем процессам были идентифицированы и оценены риски. Применение такого подхода позволило предприятиям своевременно принимать необходимые меры, чтобы исключить и предотвратить нежелательные явления. Принципом Черногорского РМЗ при внедрении процедур по определению и оценке рисков стало «Принятие реальных мер без лишней бюрократии и откладывания решений. Систематически и постоянно». Данный подход способствует непрерывному совершенствованию производственного процесса.

В результате проделанной работы внутренние стандарты предприятий, разработанные десятки лет назад, были актуализированы и адаптированы под современные условия. Они действительно стали «рабочими». К примеру, в результате обновления стандарта «Маркировка и клеймение продукции» на Бородинском РМЗ было принято решение клеймить сварные швы при производстве продукции. Предприятие должно быть уверено, что все сварные соединения выполнены надежно и качественно. Для идентификации сварочных процессов при производстве продукции была разработана методика, которая позволила на практике:

  • сформировать новые точки контроля, не позволяющие допускать брак при производстве ковшей для экскаваторов ЭШ-10/70 и переработать технологию;
  • внедрить чек-листы, позволяющие контролировать производственные процессы, проводить анализ, дорабатывать и совершенствовать продукцию предприятия;
  • формировать паспорт ковша и сертификат качества с последующим архивированием всех данных, что повышает ответственность персонала, задействованного в процессе производства продукции и отраженного в паспорте изделия.

Внедрение на Назаровском ГМНУ таких регламентов, как «Управление производством», «Контроль качества и управление несоответствующей продукцией», «Анализ удовлетворенности потребителей» привело к снижению временных потерь при производстве продукции и уменьшению брака в процессе производства. Это было достигнуто за счет внедрения всех видов контроля, в том числе пооперационного контроля технологических операций с оформлением маршрутных паспортов, который привел к существенному повышению качества выпускаемой продукции. В соответствии с рекомендациями были закуплены приборы и инструменты для проверки качества поставляемых МТР и изготовленной продукции. Расширен штат ОТК.

Реализованный процесс «Внутренних аудитов» сразу же стал приносить реальную пользу. Предприятия научились не только выявлять несоответствия, но и, главное — устранять причины этих несоответствий, что в дальнейшем снизит риск повторения таких же ошибок. При проведении внутреннего аудита, например, Черногорское энергоуправление выявило и устранило недоработки в оформлении эксплуатационной документации своего оборудования, непосредственно участвующего при производстве продукции.

При проведении анализа удовлетворенности потребителей Черногорское энергоуправление определило новые возможности для расширения линейки своей продукции и доработки текущего ассортимента согласно потребностям заказчиков.

Внедрение СМК помогло «Спецналадке» критически взглянуть на существовавшую систему в целом, выявить свои узкие места и недоработки, устранение которых уже сейчас повысило эффективность работы предприятия, например в процессе планирования. Это было достигнуто через очень простые, но эффективные приемы:

  • своевременное вовлечение в процесс планирования управляющего персонала среднего звена (уровень начальников участка);
  • повышение качества обратной связи при оперативном (корректирующем) планировании между уровнями среднего и высшего управляющего звена;
  • распространение информации на всех сотрудников предприятия о целях процесса планирования, важности его соответствия фактическим потребностям производства.

Внедрение СМК на предприятии «Технологическая связь» дало возможность выполнять ремонты взрывозащищенного оборудования системы SBGPS «Гранч» в соответствии со стандартами качества завода-изготовителя.

Процесс внедрения системы менеджмента качества, сопровождавшийся трансформацией подходов и методов работы, изменением восприятия своего предприятия, повышением веры в собственные силы, занял почти 1,5 года. Пройденный путь положительно отразился на всех сферах производственной деятельности сервисных предприятий. В конечном итоге это привело не только к повышению качества выпускаемой продукции / предоставляемых услуг, но и к увеличению производительности труда, к снижению производственных потерь и даже к получению положительных эмоций от качества результатов своего труда.

На практике сертификаты повысят доверие потребителей к продукции и услугам наших сервисных предприятий, следовательно, расширится их клиентская база. В глазах внешних заказчиков сертификаты станут гарантией отлаженности производственных процессов и подтверждением непрерывных улучшений в области качества.

Ирина ГРОШЕВА

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Никакая программа не позволяет "выявлять причины брака", только сигналы об изменениях в пр... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Добрый день, Статистическое управление процессами - это не сравнение контролируемых значений с г... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”