В 2017 году Советом директоров СУЭК была утверждена к реализации 2-я Стратегия развития сервисных предприятий. Среди ключевых задач этой стратегии были увеличение объема сторонних заказов и повышение качества продукции / оказываемых услуг. После анализа фактической ситуации на сервисных предприятиях руководством было принято решение о переходе на принципиально новый способ управления производственным процессом путем внедрения на каждом сервисном предприятии системы менеджмента качества (СМК).
Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством». 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
Система менеджмента качества применяется в мире на различных видах производств и зарекомендовала себя в качестве эффективного инструмента управления. Суть этой системы, ее принципы и подходы описаны в международном стандарте ISO:9001–2015 «Система менеджмента качества». Преимуществом стандарта является непрерывный процесс улучшений на любом предприятии.
Если говорить простым языком, то основные цели у стандарта очень понятные для всех:
Постоянное совершенствование и работа над улучшением процессов является одним из ключевых принципов современного управления качеством. Именно поэтому в начале 2019 года началась работа по внедрению данного стандарта на сервисных предприятиях Компании. Была поставлена цель — пройти в дальнейшем сертификационный аудит и получить сертификаты, подтверждающие выполнение производственных процессов в соответствии с требованиями стандарта ISO:9001–2015.
Анализ наших предприятий специализированной организацией позволил выявить существующие «болевые точки» и разработать по каждому предприятию подробную персональную дорожную карту, включающую выполнение разнонаправленных задач: от разработки документов (как того требует стандарт) до выполнения практических улучшений в цехах предприятий.
Перед каждым из 10 сервисных предприятий были поставлены задачи, многие из которых выполнялись предприятиями впервые:
В ходе работы на каждом предприятии были определены области СМК, классифицированы процессы СМК, установлены их последовательность и взаимодействие. Определены критерии и методы обеспечения результативности процессов СМК, ресурсы, необходимые для их функционирования. Определен порядок мониторинга процессов, способы их «измерений» и оценки. При этом в работу были вовлечены все подразделения предприятий: не только производственные цеха, но и другие службы, например, секретариат, склады, конструкторские отделы, кадровые службы, ОТК, специалисты коммерческой службы, маркетологи, экономисты. В работе по внедрению СМК были задействованы как участники рабочих групп, так и средний линейный персонал.
По всем процессам были идентифицированы и оценены риски. Применение такого подхода позволило предприятиям своевременно принимать необходимые меры, чтобы исключить и предотвратить нежелательные явления. Принципом Черногорского РМЗ при внедрении процедур по определению и оценке рисков стало «Принятие реальных мер без лишней бюрократии и откладывания решений. Систематически и постоянно». Данный подход способствует непрерывному совершенствованию производственного процесса.
В результате проделанной работы внутренние стандарты предприятий, разработанные десятки лет назад, были актуализированы и адаптированы под современные условия. Они действительно стали «рабочими». К примеру, в результате обновления стандарта «Маркировка и клеймение продукции» на Бородинском РМЗ было принято решение клеймить сварные швы при производстве продукции. Предприятие должно быть уверено, что все сварные соединения выполнены надежно и качественно. Для идентификации сварочных процессов при производстве продукции была разработана методика, которая позволила на практике:
Внедрение на Назаровском ГМНУ таких регламентов, как «Управление производством», «Контроль качества и управление несоответствующей продукцией», «Анализ удовлетворенности потребителей» привело к снижению временных потерь при производстве продукции и уменьшению брака в процессе производства. Это было достигнуто за счет внедрения всех видов контроля, в том числе пооперационного контроля технологических операций с оформлением маршрутных паспортов, который привел к существенному повышению качества выпускаемой продукции. В соответствии с рекомендациями были закуплены приборы и инструменты для проверки качества поставляемых МТР и изготовленной продукции. Расширен штат ОТК.
Реализованный процесс «Внутренних аудитов» сразу же стал приносить реальную пользу. Предприятия научились не только выявлять несоответствия, но и, главное — устранять причины этих несоответствий, что в дальнейшем снизит риск повторения таких же ошибок. При проведении внутреннего аудита, например, Черногорское энергоуправление выявило и устранило недоработки в оформлении эксплуатационной документации своего оборудования, непосредственно участвующего при производстве продукции.
При проведении анализа удовлетворенности потребителей Черногорское энергоуправление определило новые возможности для расширения линейки своей продукции и доработки текущего ассортимента согласно потребностям заказчиков.
Внедрение СМК помогло «Спецналадке» критически взглянуть на существовавшую систему в целом, выявить свои узкие места и недоработки, устранение которых уже сейчас повысило эффективность работы предприятия, например в процессе планирования. Это было достигнуто через очень простые, но эффективные приемы:
Внедрение СМК на предприятии «Технологическая связь» дало возможность выполнять ремонты взрывозащищенного оборудования системы SBGPS «Гранч» в соответствии со стандартами качества завода-изготовителя.
Процесс внедрения системы менеджмента качества, сопровождавшийся трансформацией подходов и методов работы, изменением восприятия своего предприятия, повышением веры в собственные силы, занял почти 1,5 года. Пройденный путь положительно отразился на всех сферах производственной деятельности сервисных предприятий. В конечном итоге это привело не только к повышению качества выпускаемой продукции / предоставляемых услуг, но и к увеличению производительности труда, к снижению производственных потерь и даже к получению положительных эмоций от качества результатов своего труда.
На практике сертификаты повысят доверие потребителей к продукции и услугам наших сервисных предприятий, следовательно, расширится их клиентская база. В глазах внешних заказчиков сертификаты станут гарантией отлаженности производственных процессов и подтверждением непрерывных улучшений в области качества.
Ирина ГРОШЕВА