Время ОВК 0 комментариев

Качество от А до Я: Как устроена система менеджмента качества холдинга ОВК

Базовыми составляющими конкурентоспособности продукции Объединенной Вагонной Компании являются ее cтабильно высокое качество и эксплуатационная надежность. За этим стоит колоссальный труд сотрудников всей компании. Управление качеством – это слаженно работающая система с постоянно совершенствующимся инструментарием. О том, как она устроена, мы спросили у директора по качеству НПК ОВК Елены Беляниной.

Елена Белянина, директор по качеству НПК ОВК

Елена Белянина, директор по качеству НПК ОВК

Качество от А до Я 

— Елена, что в общем виде представляет собой система управления качеством?

— Особенность системы управления качеством железнодорожного холдинга «ОВК» в том, что она интегрирует в себе процессы, реализуемые различными структурными дивизионами. В каждом таком процессе последовательно формируется облик конечной продукции. Это своего рода дорожная карта качества.

Все начинается с планирования качества на этапе проектирования. В конструкторскую документацию закладываются оптимальные технические характеристики вагона, которые будут определять его потребительские свойства и конкурентные позиции на рынке. Далее идет процесс подготовки производства. Это один из ключевых этапов управления качеством, в котором параллельно с технологией изготовления разрабатываются и маршруты контроля продукции. Когда эти элементы – производство и контроль – гармонизированы и эффективны, на выходе мы получаем продукт в точном соответствии с тем, что предусмотрено конструкторской и нормативной документацией. После прохождения всего комплекса испытаний и технического контроля наши вагоны поступают к потребителю с гарантией работоспособности и безопасности.

На этом наши обязательства не заканчиваются. Передав вагон клиенту, мы должны обеспечить его качество на жизненном цикле, то есть на протяжении всего срока службы, а он значительный – до 40 лет.

Особое внимание вопросам качества уделяется в случае выпуска новых моделей вагонов или применения новых технических решений. Железная дорога обязана быть консервативной системой и требовательно относиться к тому, какие внедряются новшества и как они себя показывают. Опытная партия впервые разработанных вагонов передается в подконтрольную эксплуатацию, в ходе которой изучаются и оцениваются их технические характеристики и те улучшенные показатели, за которые разработчик и производитель взял на себя обязательства.

А на этапе уже коммерческой эксплуатации проводится непрерывный мониторинг: оцениваются функциональная надежность, качеcтво установленных комплектующих, устойчивость к действию природных факторов и особенностям эксплуатации, к повреждениям, ремонтопригодность и удобство обслуживания вагонов. Мы получаем системную обратную связь от инфраструктуры, а также непосредственно от клиентов. Приобретая вагоны ОВК, наш заказчик получает оперативный и качественный сервис.

ОВК

Вот вкратце бизнес-маршрут создания продукции с позиции управления качеством. В эту модель встроены и другие, не менее значимые процессы: планирование, закупки, управление ресурсами, персоналом, оборудованием, технологическая поддержка, продажи и т.д. Все это в комплексе составляет процессную модель управления качеством.

— Каким стандартам она отвечает?     

— Существует международный стандарт ISO/TS 22163:2017 «Система менеджмента бизнеса в железнодорожной отрасли» (его ранняя версия – стандарт IRIS. – Прим. ред.). В нем отражены обязательные требования, связанные с оценкой эффективности процессов управления качеством. Действующий стандарт в большей мере отражает интересы потребителя, особенно в части безопасности и надежности продукции. Кстати, предприятия НПК ОВК одними из первых в России прошли сертификацию на соответствие требованиям этого документа.

— Насколько подвижны те процессы, о которых Вы рассказали?

В динамично растущем бизнес-пространстве ОВК процессы управления качеством непрерывно совершенствуются. В нашей компании нет процессов, которые были бы разработаны, скажем, 3–5 лет назад и не претерпели с тех пор никаких изменений. Линейка продукции обновляется, технологии производства, требования, нормативные документы, приемы контроля и оборудование – тоже. Особое внимание уделяется вопросам вовлечения и мотивации персонала на выпуск качественной продукции.

Капиллярный контроль сварного соединения патрубка с корпусом котла

Капиллярный контроль сварного соединения патрубка с корпусом котла

— Как посчитать затраты на качество?

— Посчитать затраты на качество не так трудно. Важно понимать, что дальше делать с полученными цифрами. Если мы говорим об управлении качеством, значит, исходим из того, что это объективное свойство продукции или услуги и оно подлежит измерению. Иначе как управлять тем, что нельзя измерить?

К примеру, в Японии качество традиционно рассматривается в связи с представлением о некоем «общественном благе» – состоянии, при котором минимизированы затраты потребителя, поставщика и всего общества на преодоление отказов и других негативных последствий низкого качества. То есть качество измеряется потерями, обусловленными его недостатком или невостребованным избытком, тем, насколько ситуация далека от оптимальной. Это вполне прагматичный подход, и он дает ответ, в каком направлении следует двигаться: на что в первую очередь тратить ресурсы и где тот оптимум, который всех устроит.

В рамках такой модели следует разделить затраты на две категории. К первой категории отнесем затраты производителя на обеспечение качества. Можно назвать их «проактивными». Это затраты на развитие поставщиков, контроль собственных производственных процессов и продукции. Здесь же затраты на техническое перевооружение лабораторий, проведение испытаний, профессиональную подготовку персонала и многое другое, что заведомо необходимо для выпуска качественной продукции.

Качество не может быть компромиссом между ценой и безопасностью

Во второй категории будут затраты, связанные с возникновением несоответствий: устранение дефектов, выбраковка изделий, их переработка или утилизация, затраты на гарантийный ремонт. Разумеется, к этой категории относятся и косвенные затраты, связанные с упущенной выгодой, штрафами, имиджевыми потерями производителя. Затраты такого типа, связанные с реакцией системы на несоответствия, можно назвать реактивными. Эти затраты несут обе стороны – производитель и потребитель, ведь несоответствия возникают и в ходе производства и выявляются затем при эксплуатации, в течение жизненного цикла изделия. Потери несет и общество в целом, если отказы приводят к техногенным катастрофам, экологическим и социальным проблемам.

Увеличивая проактивные затраты, можно добиться сокращения несоответствий и таким образом снизить суммарные затраты. Но на определенном этапе повышение проактивных затрат уже не будет компенсироваться сокращением реактивных, сумма затрат перестанет снижаться – это значит, что система достигла в отношении качества своего оптимального уровня.

Конечно, это лишь упрощенная модель, поясняющая, для чего необходимо учитывать и анализировать затраты на качество.

Статус еще надо заработать  

— Как ОВК работает с поставщиками и влияет на качество их продукции?

— Это одно из направлений управления качеством, которое в международной практике устроено несколько иначе, чем в России.

В системе работы с поставщиками товаров и услуг, которая применяется в США и Евросоюзе, действует масса стандартов, которые описывают структурированную до мельчайших подробностей деятельность. При установлении деловых связей потребитель оценивает и учитывает все риски, связанные с недостаточным уровнем соответствия поставщика, а затем активно участвует в его развитии до удовлетворительного состояния. Компания становится поставщиком только тогда, когда с ней проведена системная работа по приведению качества ее процессов и продукции в соответствие с требованиями заказчика.

Российский рынок имеет иную практику. Не редкость, когда работа по адаптации поставщика под требования идет параллельно с поставками. В холдинге «ОВК» мы, безусловно, ориентируемся на мировые стандарты, внедрив внутренний процесс «Развитие поставщиков».

Мы тесно работаем с партнерами: регулярно проводим их аудит, стимулируем к улучшению качества, контролируем исполнение совместных мероприятий, предоставляем техническую поддержку по настройке процессов. Например, в режиме контролируемой поставки наши специалисты совместно с поставщиком проводят оценку технических характеристик продукции, обеспечивая тем самым взаимное соответствие требований и методик контроля непосредственно на производстве нашего партнера.

На выходе мы имеем ощутимый результат в виде снижения количества поставок продукции несоответствующего качества. Наши поставщики в дальнейшем самостоятельно могут перестраивать свои производственные и технологические процессы, ведь достигнутый результат выгоден в том числе и их бренду. А мы, работая таким образом с поставщиками, снижаем ресурсоемкость на тотальных проверках комплектующих.

Магнитопорошковый контроль боковой рамы ручным намагничивающим устройством

Магнитопорошковый контроль боковой рамы ручным намагничивающим устройством

За прошедший год количество наших поставщиков увеличилось более чем вдвое, а объем продукции, который поступает на входной контроль, вырос на порядок. Со всем этим потоком нужно детально отработать вопросы качества. Наши партнеры, несомненно, заинтересованы в статусе надежного одобренного поставщика, приобретая более комфортные условия работы и перспективу долгосрочных отношений.

— Как заработать статус одобренного поставщика ОВК?

— Некоторые компании, работая с нами 3−5 лет, такой статус пока не получили. Основа статуса одобренного поставщика – отсутствие замечаний к продукции при входном контроле, в производстве и эксплуатации. То есть дело не в сроках сотрудничества, а в том, насколько система управления качеством поставщика оптимально выстроена и как гибко он может ее перестраивать, чтобы выполнять наши требования. Какой бы ни был привлекательный производитель с точки зрения цены, если в качестве его продукции есть сомнения, мы не договоримся. Качество не может быть компромиссом между ценой и безопасностью.

Для дополнительной информации отсканируйте QR-код

В 2019 году планируется развивать взаимодействие с поставщиками на основе инструментов распространенного в машиностроении международного стандарта PPAP (Production part approval process, процесс доказательства поставщиком стабильности выполнения требований потребителя является частью стандартов ISO, обычно применяемых в машиностроении. – Прим. ред.).

Комар носа не подточит 

— Насколько российские стандарты и требования к качеству синхронизированы с международными?

— С точки зрения нормативной документации наборы стандартов в мире формировались по-разному. В системных процессах требования синхронизированы благодаря основным стандартам ISO 9001, ISO/TS 22163:2017. Но многое зависит от условий дальнейшей эксплуатации. Наша продукция должна быть устойчива ко всем российским реалиям – климатическим и инфраструктурным.

Когда мы реализуем зарубежный проект, то тщательно прорабатываем специфические требования стандартов страны-заказчика. Сейчас, к примеру, мы тесно взаимодействуем со службами качества по проекту вагонов-платформ для Deutsche Bahn (DB). Успешно пройден всесторонний аудит немецкой экспертной группы и получен статус Quality 2 – одобренного поставщика DB. Этот статус подтверждает наличие высокоорганизованной системы управления качеством и открывает возможности участия в тендерах европейских железнодорожных операторов.

— Как меняются сегодня запросы клиентов?

Чаще всего особые пожелания есть к специализированному парку, в частности к цистернам или платформам, поскольку это наиболее емкий в части технологии продукт. Заказчик подходит к вагону с точки зрения своей инфраструктуры, опыта эксплуатации уже имеющегося парка, возможных отказов в работе. Совместно специалистами обсуждается каждая деталь. Все клиенты неизменно хотят видеть повышенный ресурс продукции, чтобы она комфортнее дольше эксплуатировалась и меньше ремонтировалась. Клиент, делающий ставку на инновационный продукт, всегда трепетно относится к тому, что он хочет получить в итоге.

Ультразвуковой контроль литых деталей дефектоскопом

Ультразвуковой контроль литых деталей дефектоскопом "ПЕЛЕНГ" УД2-102

К примеру, практикуется аудит нашего производства специалистами по качеству со стороны клиентов, которые оценивают как продукцию, так и производственный процесс в целом. Если в ходе такого аудита выясняется, что требуется оперативно перестроить технологию производства, скорректировать техническую документацию, провести дополнительные испытания, мы это делаем: клиент всегда прав.

— Какие требования предъявляются к качеству сварки?

— Сварочные работы – особо ответственная процедура, напрямую влияющая на безопасность. На каждый тип сварного соединения предусмотрены конструкторская и технологическая документация, требования к оборудованию и качеству применяемых материалов, а также к квалификации рабочего. В серийном производстве все сварные соединения делятся на несколько категорий с точки зрения сложности исполнения и несущей нагрузки. В зависимости от этого они подвергаются различным процедурам обязательного контроля: визуальному, ультразвуковому, магнитопорошковому, рентгенографическому.

Организация сварочных работ в российском и зарубежном техническом регулировании имеет свою специфику. В России существует структурированная система государственных стандартов в этой области, а также внутренних нормативных документов (технологические карты, инструкции по контролю и прочее).

Ультразвуковой контроль осей дефектоскопом УД4-ТМ

Ультразвуковой контроль осей дефектоскопом УД4-ТМ

В европейской практике действует серия стандартов EN 15085 «Сварка железнодорожных транспортных средств и их элементов», предусматривающих обязательное наличие сертифицированной системы качества сварки. В ходе работы над проектом с DB в течение 2018 года нам потребовалось выстроить процессы, сертифицировать производство и специалистов именно в соответствии с данным стандартом, что являлось обязательным для присвоения статуса одобренного поставщика.

— Как Вы стимулируете персонал повышать качество выпускаемой продукции?

— Персонал – это основа всех основ в управлении качеством. Очевидно, что ни технологичное оборудование, ни совершенные стандарты не заменят обученный, квалифицированный и правильно замотивированный персонал в создании продукции высокого качества. Вагон ОВК – это изделие, в производстве которого принимают участие тысячи людей. Соответственно, передавая документацию, материалы, части, узлы из рук в руки, именно люди должны заботиться о том, чтобы это был качественный продукт. Ошибки имеют свойство накапливаться, если персонал оперативно не оценивает свою работу, и качество в конце производственного цикла обойдется гораздо дороже. Учить сотрудников выгоднее, чем менять. А сам процесс обучения является частью системы мотивации. Повышая свою квалификацию, люди понимают, что это их рабочие места на долгосрочную перспективу.

Не менее важно, чтобы трудовой коллектив видел, что возникающие в работе сложности не остаются без внимания. Мировые практики внедрения улучшений начинаются с демонстрации личной заинтересованности высшего руководства в проводимых переменах. 

За последний год система управления качеством нашего холдинга активно развивалась и интегрировалась со стандартами ведущих мировых производителей железнодорожной техники. Успех этих проектов стал возможен благодаря профессиональной командной работе технических и управленческих специалистов ОВК.

Елена Романова

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Отличный пример цифровизации или "умной фабрики", коллеги! А можете поделиться платформой ... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”