«Металлург» 0 комментариев

Офис в офисе: как найти долгосрочное решение, используя временную структуру

Как, когда и зачем стоит использовать проектный метод управления.

Сегодня многие компании используют проектный метод управления. Это обусловлено объективными плюсами подхода — точечной концентрацией усилий на выбранном участке и упрощением административного взаимодействия. Однако да же в крупных проектно-ориентированных компаниях есть «подводные камни», связанные с координацией привлечённых к работе сил. Ведь кроме идеи нужна выверенная методология управления проектами и мотивированные сотрудники. Едва ли не больше сложностей возникает у компаний, для которых проектная работа не основной бизнес. Впрочем, и для таких игроков есть выход — создание проектного офиса — особого подразделения с функцией общей координации проектов. Его задача — помощь, поддержка, контроль и роль центра компетенций, в котором собраны все знания об управлении проектами компании. Формирование и поддержка его работы — непростая задача, решить которую можно только уже имея навыки в области управления проектами. 

Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

В общем случае проектный офис — элемент корпоративной системы управления проектами (КСУП), в которой есть:

  • нормативная база процессов и методов управления проектами; 
  • библиотека шаблонов для унификации рабочей документации; 
  • инструменты автоматизации (информационные системы); 
  • специалисты по поддержанию процессов управления. 

Организация такого подразделения позволяет, во-первых, унифицировать управленческие процедуры, во-вторых, своевременно информировать руководство о динамике процессов, и, в-третьих — снизить нагрузку на ключевых специалистов, отвечающих за планирование и отчётность.

Игра вдолгую 

Выдвинуть качественные гипотезы для решения большой и сложной задачи видится простым делом только неподготовленному человеку. Чтобы проектный офис выполнял свои функции как задумано, нужно обеспечить соблюдение множества условий. Из основных:

  • планирование сроков, бюджета, ресурсов и объёмов работ, достаточных для достижения результата; 
  • контроль над соблюдением проектного графика работ с выявлением отклонений и их корректировкой; 
  • консультация проектных менеджеров и при необходимости — помощь в заполнении документации. Впрочем, консультационная помощь бывает нелишней и руководителям проектов, когда они решают задачи: 
  • приоритезации работ с учётом финансовых возможностей компании; 
  • устранения ресурсных конфликтов между проектами; 
  • ведения корпоративного реестра рисков и управления ими; 
  • просчёта эффективности реализации проектов с учётом объёма финансирования, сроков их завершения, управления контрактами, использования корпоративных ресурсов компании, управления качеством и рисками проекта. 

При этом происходит развитие корпоративной системы управления проектами через:

  • обучение менеджеров и участников проектных команд: 
  • анализ и обогащение процессов управления проектами, регламентами и шаблонами документов; 
  • развитие информационной системы управления проектами; 
  • прогресс систем менеджмента качества компании. 

Если формулировать в целом, то полновесный офис управления проектами выполняет два блока задач: обеспечивает совершенствование методологии и администрирует управление действующими проектами. В зависимости от специфики организации, долевое соотношение этих задач может быть разным.

Созидающая роль 

Принцип пирамиды основан на иерархической подаче фактов. У проектного офиса, как правило, уже есть методические наработки. А значит, его можно рассмотреть и как инструмент системы управления всеми проектами внутри компании. Некоторое время назад проектный офис создавали после того, как разработаны базовые принципы ключевые процедуры управления проектами. Создание офиса должно было лишь обеспечить переход от управления отдельными проектами к тотальной координации: совместному планированию потребных ресурсов, консолидации отчётности и сопровождению проектных команд. 

Постепенно стала вырисовываться новая роль проектного офиса: создание эффективной системы управления. И теперь почти всегда, если стоит задача качественного улучшения управления внутри компании, в качестве первого шага рассматривают создание проектного офиса.

Все цели работы проектного офиса должны быть нацелены на рост прибыль компании или снижение её издержек. И отвечать на главные вопросы: как измерить рост выгоды, и какие ещё преимущества дало бизнесу создание этой структуры? Только в этом случае выйдет чётко формулировать нужный функционал команды, чтобы ставить ей задачи и отслеживать, какой путь к их исполнению будет самым эффективным.

С чего начать? 

В деле организации такой структуры до сих нет универсальных решений. Её конфигурация зависит от методов управления внутри компании, содержания и масштаба проектов. Поэтому подготовку начинают с определения необходимого объема и последовательности работ. При организации офиса стоит выделить обязательные этапы: 

  • Проектная диагностика, которая ответит, нужен ли компании полноценный проектный офис и как он позволит достичь лучших результатов. Основой для выводов служит отчёт с описанием основных элементов бизнес-модели компании. 
  • Разработка структуры офиса на основе полученных результатов. Естественно, она должна отражать стратегию, цели и задачи компании. 
  • Определение стандартов и методологии. Это позволит подобрать из сотен существующих на рынке инструментов нужные именно вам.
  • Организация проектного офиса — тоже проект, при подготовке которого необходимо определить объём затрат и ресурсов, обозначив контрольные точки с учётом всех рисков. 

Сбор команды

В проектную команду, кроме «своих» специалистов, часто привлекают на аутсорсинг специализированные организации и работающих удалённо экспертов. Не существует жёстких правил, которые бы фиксировали их долевое соотношение раз и навсегда. Состав команды может (а часто и должен) изменяться по мере продвижения работ. Важно — оптимально подобранное соотношение «своих» и приглашённых специалистов, позволяет, не теряя гибкости в принятии решений, обеспечивать динамику развития проекта. 

При этом даже профессионалам нужно пройти через курсы обучения проектному управлению для руководителей и участников команды. Кроме получения актуальных знаний в этой сфере, обучение позволяет оценить, одинаков ли уровень понимания задач участниками, выработать единую терминологию и подходы к реализации задуманного. Набор и обучение сотрудников — самая продолжительная фаза при организации проектного офиса. В зависимости от сложности стоящей перед командой задачи, сроки его запуска обычно составляют от месяца до полугода.

Подводя итоги 

Давайте вместе пройдём по всем этапам подготовки сообщения по методу Минто. Как видим, при умелом использовании проектный офис претендует на звание инструмента, который, кроме изначально заложенного в нём функционала способен выполнять и ряд смежных задач. В частности, он позволяет поднять на новый уровень всю проектную деятельности компании за счёт быстрого прохождения повторяющихся шагов. Это повышает эффективность работы всех работников предприятия и служит катализатором развития корпоративной системы управления. А значит, способствует развитию бизнеса компании в целом.

Текст: Дмитрий Живило, эксперт дирекции по развитию бизнес-системы Уральской Стали. Фото Freepik 

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Это переводная статья из альманаха № 5 2013 года, вот источники: 1. «OEE Improvement by TPM Imple... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Добрый день! Вопрос: почему у Вас в расчете доступности берется операционное время с учетом внеплано... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Эта статья 2010 года, тех времён, когда представители Голдрата в России ТОС продвигали и рекламирова... Постоянно улучшать – практическое руководство по управлению производством на основе ТОС
А как насчёт самосвалов как КИО вы применяете какой эффективность вы проявляете? «Карельский окатыш»: 35% – показатель общей эффективности оборудования для экскаваторного парка
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”