Что характерно для корпоративной культуры «ЛУКОЙЛ Оверсиз» и какие ценности должна развивать компания – в интервью с Александром Корнелиусом, советником президента «ЛУКОЙЛ Оверсиз».
– Как бы вы охарактеризовали корпоративную культуру «ЛУКОЙЛ Оверсиз»?
– Недавно я имел возможность принять участие в 5-й научно-технической конференции молодых специалистов «ЛУКОЙЛ Оверсиз». Я увидел оптимизм, бодрый настрой и установку на выполнение задач – то, что является частью корпоративной культуры компании. У нас работает отличная команда молодых специалистов, и это существенно влияет на культуру компании.
Мой многолетний опыт работы в Chevron пришелся на период, когда компания переживала процесс трансформации из нефтеперерабатывающей компании, преимущественно ориентированной на местный рынок, в вертикально интегрированную международную корпорацию. И я хорошо помню те глубокие изменения, которые претерпела компания для осуществления этого процесса.
Компании пришлось пересмотреть способы взаимодействия с сотрудниками, вопросы оплаты труда и движения персонала внутри компании, а также повысить скорость принятия решения и их точность. На все это ушли годы. И вот сейчас я вижу, как ЛУКОЙЛ, доведя до совершенства свою работу на российских проектах, переживает те же самые процессы и изменения по мере расширения международного масштаба деятельности.
Поэтому, отвечая на поставленный вопрос, я бы описал корпоративную культуру «ЛУКОЙЛ Оверсиз» следующим образом: усердная работа, установка на выполнение задач и оптимизм.
– Какие ценности следует развивать компании?
– Если бы я принимал на работу выпускника вуза, я бы рассказал ему о замечательных возможностях работы в команде, настроенной на выполнение задач. Но я бы также честно сказал о том, что ему надо быть готовым к длительному и напряженному труду.
В последнее время я часто слышу разговоры руководителей о единой команде, сотрудничестве, партнерстве и взаимовыручке. Развитие таких ценностей сделает нашу компанию более эффективной.
– Какие инструменты являются наиболее эффективными в развитии таких ценностей?
– На мой взгляд, наиболее важным моментом в создании культуры и определении ценностей организации является поведение высшего руководства. Если руководство поддерживает открытость и дружелюбие, то к этой модели в конечном итоге придет и вся компания. Именно высшее руководство создает и поддерживает культуру компании.
Я никогда не забуду слушания в конгрессе США после крупного нефтяного разлива в Мексиканском заливе. Отвечая на вопрос, могло ли подобное произойти в Chevron, президент компании Джон Уотсон заявил: «Да, это могло произойти в моей компании, но с меньшей вероятностью по одной важной причине. В нашей компании все работники наделены правом прекращения работ. У нас работает 65 тыс. сотрудников и 200 тыс. подрядчиков, и все они в любой момент имеют право прекратить выполнение работ, заявив, что ситуация является небезопасной». Это – часть культуры компании, позволяющая снижать вероятность несчастных случаев и добиваться большей эффективности. Это как раз тот случай, когда корпоративная культура напрямую определяет эффективность компании.
– Какие меры принимаются в «ЛУКОЙЛ Оверсиз» для развития таких ценностей с учетом географического разброса сотрудников компании?
– Да, мы действуем на международном рынке, и в компании работает мультикультурный персонал с разным уровнем компетенций. Поэтому инициатива руководителя HR-службы компании Инны Губаревой и ее коллег по развитию корпоративной культуры очень важна.
Нам необходимо научиться работать как одна команда. Командообразование и мышление в масштабе всей компании очень важны. Для того чтобы команда стала единой, в ней должен присутствовать элемент самопожертвования на благо команды. Это представляет наибольшую трудность, особенно для тех, кто привык работать в условиях жесткой конкурентной борьбы, где «выживает сильнейший» и действует принцип «победитель получает все».
На мой взгляд, у «ЛУКОЙЛ Оверсиз» есть все необходимое для достижения успеха. У нас много настоящих профессионалов. И я рад быть частью этой команды.