С каждым годом, в первую очередь в связи с появлением новых технологий, в любой сфере деятельности требования к уровню образования и набору навыков специалистов становятся все выше. В то же время свободного времени на их получение остается все меньше. Выход — опять же во внедрении новых технологий, только образовательных.
Все большую популярность приобретает дистанционное обучение — наиболее удобный и эффективный на сегодня способ повышения профессионального уровня, пристальное внимание развитию которого уделяют и в «Газпром нефти».
Развитие дистанционного обучения началось в начале 80-х годов прошлого века с появлением разнообразных автоматизированных обучающих систем (АОС). Возможности АОС были крайне ограничены, однако некоторые из них приносили весьма ощутимую пользу.
Новый этап в истории дистанционного обучения наступил, когда широкое распространение получили персональные компьютеры, снабженные графическим пользовательским интерфейсом, обеспечивающим воспроизведение мультимедийных данных в различных форматах. Технологии обучения второго поколения получили название Computer Based Training (CBT) — компьютерное обучение.
На современный этап развития дистанционное обучение вышло с появлением глобальной сети интернет. Прикладные сервисы глобальной сети и возможность предоставления доступа к учебному контенту практически из любой точки мира позволили сделать серьезный рывок в процессе использования информационных технологий в образовательной сфере. С этого момента, собственно, и стал использоваться термин «дистанционное обучение».
Благодаря широкому использованию мультимедийных и интернет-технологий эффективность обучения, проводимого в дистанционной форме, не только во многом сравнялась с эффективностью очного обучения, но и нередко превосходит возможности традиционной формы. Дистанционное обучение может проводится с использованием различных схем, комбинирующих разные средства. Сегодня популярны такие методы обучения, как тренажеры, вебинары, видеоуроки, использование электронных учебников, однако наиболее распространенная схема — обучение с использованием дистанционных курсов. В рамках этой схемы осуществляется комбинирование синхронного и асинхронного обучения. Чаще всего сначала проводится синхронное обучение, в рамках которого слушатели дистанционного обучения общаются с преподавателем, в дальнейшем они учатся полностью самостоятельно, получая только необходимую методическую поддержку. Если дистанционный курс достаточно объемный, в процессе дистанционного обучения периодически проводятся онлайн-занятия с преподавателем. Именно на таких программах — с использованием дистанционных курсов — сегодня основана система дистанционного обучения в «Газпром нефти».
Преимущества дистанционного обучения очевидны: возможность получать новые знания «без отрыва от производства» — в удобное время, в удобном месте, по индивидуальному графику, с наиболее оптимальной для самого обучаемого интенсивностью. Соответственно, сокращаются расходы компании: исключаются затраты на командировки до места обучения, проживание, «выпадающее» рабочее время. Согласно исследованиям дистанционное обучение экономит до 80–90% ресурсов на получение одного и того же объема знаний. Хотя, конечно, есть у дистанционного обучения и недостатки. Например, определенные сложности возникают при необходимости внесения оперативных изменений в программу, если обучение уже началось. Кроме того, достаточно серьезные усилия приходится затрачивать на формирование дополнительной мотивации у слушателей. Еще один минус — высокая зависимость от технической инфраструктуры: сбои могут привести к снижению эффективности или вообще срыву программы.
Все эти выводы полностью подтвердил опрос, проведенный недавно в «Газпром нефти». По итогам оценки преимуществ каждого из видов обучения большинство голосов собрало именно дистанционное. Среди недостатков такой схемы были названы:
Немаловажным для респондентов оказался и психологический фактор смены обстановки и перемещения в другую социальную среду при очном обучении. Среди плюсов респонденты отметили возможность вернуться к пройденному материалу, экономию времени на проезд к месту учебы, возможность обучаться без отрыва от работы, самостоятельный выбор графика и сроков обучения.
Важное преимущество дистанционных систем — высокий уровень персонификации. Слушатель может самостоятельно определить скорость изучения учебного материала, когда он хочет проходить обучение и какие именно разделы учебного материала и в какой последовательности ему необходимо изучить. При этом учебный контент можно комбинировать под конкретного обучаемого. Все эти факторы крайне важны в условиях дефицита времени. Еще одно важное преимущество дистанционного обучения — эффективность. Этот показатель во многом зависит от предмета дистанционного курса, но в большинстве случаев он выше, чем у традиционного очного обучения. Некоторые исследования показывают, что продолжительность обучения при проведении его в дистанционной форме может сокращаться на 30–40% по сравнению с традиционным очным обучением, а скорость запоминания материала возрастает на 10–30%.
В «Газпром нефти» система дистанционного обучения функционирует с 2010 года. На текущий момент в нее входят 23 курса, в разработке находится еще один.
Основных направлений обучения три: адаптация, навыки личной эффективности и работа с пакетом Microsoft Office. В рамках адаптационных дистанционных программ сотрудники могут пройти вводный курс; объединенный курс по системам самообслуживания, оформлению командировок и заявок на присвоение ролей в системе; ознакомиться с системой самооценки и пройти курсы по рекрутингу; изучить тонкости системы управления по целям.
Набор курсов, направленных на получение навыков личной эффективности, включает в себя программы «Нефтянка для не нефтяников», «Навыки современного менеджмента», «Эффективный тайм-менеджмент», «Разработка и принятие управленческих решений», «Деловая переписка» и несколько курсов по охране труда и безопасности. Самостоятельное освоение пакетов Microsoft Office — это стандартная и распространенная опция, также доступная сотрудникам компании.
Вводный курс и курс по системам самообслуживания проходят все сотрудники корпоративного центра «Газпром нефти» сразу после приема на работу. Остальные назначаются по плановой годовой заявке или могут быть выбраны сотрудником самостоятельно в случае необходимости в течение года.
1 августа у всех менеджеров корпоративного центра, в чей круг ответственности входит работа с персоналом, появилась возможность подключиться к новому курсу «HR для не HR». Это специальная программа для линейных руководителей, включающая тестовые задания, нормативные документы, словом, всю существующую в компании базу знаний по вопросам управления персоналом.
Еще один новый курс — «Основы нефтепереработки» — сейчас находится в процессе разработки. Это аналог «Нефтянки для не нефтяников», ориентированный на блок логистики, переработки и сбыта и предназначенный для специалистов без профильного образования, однако по роду деятельности сталкивающихся с этой проблематикой. Старт программы намечен на конец нынешнего года.
За первое полугодие 2012 года курсы по системе дистанционного обучения прошли около 240 сотрудников «Газпром нефти», что составляет всего 30% от запланированного на год. Несмотря на то что, согласно опросу, сотрудники отмечают множество преимуществ дистанционного обучения, сегодня его популярность в компании в целом невелика, а это означает, что системе необходимо свежее дыхание, новый толчок. Таким импульсом к обучению может стать актуальное современное направление — геймификации.
Название говорит само за себя — это получение знаний в процессе игры. Зарубежные компании — а вслед за ними и ведущие российские — уже активно осваивают это направление. Крайне важно, что такие«игры» позволяют учиться в любой удобный момент, в любом месте, используя интернет и мобильные устройства, в то время как нынешняя система дистанционного обучения компании привязана к рабочему месту. Создание программы такого формата — проект уже нынешнего года, он будет ориентирован на максимальное количество сотрудников. Планируется, что разработка системы геймифицированного обучения займет около года.
Еще одно направление развития — расширение географии деятельности системы дистанционного обучения. Сегодня в ее рамках имеют возможность обучаться сотрудники корпоративного центра и 22 дочерних предприятий. Платформа WebTutor, на которой разработана система, позволяет автоматизированно вести базы данных, формировать курсы, программы и управлять ими на уровне корпоративного центра и «дочек». Тиражирование этой программы планируется на три дочерних предприятия — ОНПЗ, МНПЗ и «Газпромнефть — смазочные материалы». Программа дает возможность, с одной стороны, контролировать «дочки» и внедрять необходимые корпоративному центру курсы, а с другой — предоставить предприятиям возможность для размещения необходимых им специфических курсов в основной программе и самостоятельного управления этими курсами.
Строительство системы продолжается, специалисты ведут поиск более удобных решений, которые сделают дистанционное обучение комфортнее. Правда, не стоит забывать, что желание учиться — составляющая не менее важная, чем спектр возможностей, и какими бы совершенными ни были обучающие программы, на первом месте всегда стоит внутренняя мотивация сотрудника, его желание развиваться.
Наталья Шаркова