"Страна Росатом" 0 комментариев

Центр глобализации «Росатома»: Патриотичная программа

Завершился первый год программы развития лидеров и участников глобализации, полным ходом идет набор на следующий учебный сезон. Об итогах и дальнейших планах по формированию кадрового резерва госкорпорации для работы на международном рынке мы побеседовали с и.о. директора Центра глобализации «Росатома» Ольгой Покровской.

– Проект, который реализует Центр глобализации «Росатома», – это не столько программа обучения, сколько программа изменений. Да, прежде всего мы решаем оперативную задачу подготовки сотрудников к работе в международных проектах. Но есть еще одна задача, долгосрочная: мы готовим людей, которым предстоит изменить госкорпорацию – постепенно, шаг за шагом трансформировать ее в лидера глобального рынка атомной энергетики. Для этого нужны не только соответствующие знания и умения. Не секрет, что отрасль у нас высокотехнологичная, но крайне консервативная. Поэтому нужна определенная смелость и умение вдохновлять людей своими идеями. И, конечно, способность видеть целостную картину: какие процессы мы должны изменить сегодня, чтобы завтра компания могла решать поставленные перед ней задачи. Исходя из этого и создавалась программа.

В прошедшем учебном году у нас было два потока: управленческий (Global: Leaders) и профессиональный (Global: Professionals). Лидеров учили управлять международным бизнесом и проектами. Профессионалы осваивали международные аспекты остро необходимых для проектов «Росатома» компетенций – от маркетинга и финансов до управления поставками и строительства АЭС. И те, и другие учились определять узкие места с точки зрения потребностей глобальной экспансии: какие бизнес-процессы требуют адаптации или даже кардинального изменения, что именно и как надо менять. По-хорошему, эти ребята готовы участвовать в работе команд «Росатома» за пределами страны.

Отдельно отмечу: несмотря на то, что проектная работа изначально планировалась только на лидерской программе, профессионалы тоже активно в нее вовлеклись – по собственной инициативе – и не безуспешно. Думаю, это и есть главный итог первого года: мы выпускаем группу активных и неравнодушных людей, которые понимают необходимость изменений, ищут узкие места и приходят с идеями, как их устранить.

– Расскажите подробнее о направлениях профессиональной программы.

– Прежде всего, системная инженерия. Мы сейчас во многих странах договариваемся о строительстве АЭС. Но кто будет этим заниматься, по каким стандартам, как специалисты вовлекаются в жизненный цикл АЭС на различных этапах, от разработки проекта до вывода из эксплуатации, – все это было в центре внимания одной из групп.

Не менее важная тема – управление цепочкой поставок. Это новое функциональное направление, которое в корпорации сейчас очень востребовано.

Третье направление, тоже новое для нас, международный маркетинг.

Еще три направления связаны на первый взгляд с более простыми корпоративными функциями: финансы, HR и юристы. Казалось бы, на рынке полно квалифицированных юристов. Но на самом деле отраслевой юрист с глубокими знаниями в области международного ядерного права – это уникальный специалист.

Профессиональная программа имеет ярко выраженную практическую направленность. Тогда как от лидеров требуются стратегическое видение и идеи, которые могли бы заставить посмотреть на привычные вещи под другим углом.

– Что будет дальше с проектами лидеров? Предполагалась защита на уровне руководства «Росатома». Когда это произойдет?

– В июне прошла предварительная защита проектов перед топ-менеджментом госкорпорации. Возглавлял приемную комиссию Кирилл Комаров, директор блока по развитию и международному бизнесу. Он дал свою оценку проектам и рекомендации по доработке. Группы продолжают работу – готовятся выступить на инвестиционном комитете.

– Сколько человек вы бы отнесли к активным участникам сообщества глобализаторов? Как они общаются между собой?

– Это порядка 200 человек, если говорить только о тех, кто прошел обучение. У нас в ЦГР сформировался своеобразный дом глобализаторов. Мы всегда рады видеть здесь ребят и находимся с ними в постоянном диалоге. На программе стихийно сформировалось сплоченное сообщество сотрудников Go Global Community. В этом сообществе все дивизионы «Росатома» – от Мурманска до Краснокаменска. Эти люди – активные участники процесса трансформации. Они, где бы ни находились, готовы работать на продвижение имиджа «Росатома» за пределами России и совершенствовать процессы внутри. По итогам мы спросили участников, с чем они уходят, что считают самым важным результатом для себя. Все без исключения отметили, что самое главное – сообщество, люди: узнать друг друга и понять, что ты не один.

– Несколько сотен человек в масштабе отрасли – капля в море. В идеале сколько должно быть таких агентов изменений, чтобы вирус глобализации стал неизлечимым?

– Есть научный ответ на эту тему: как только доля приблизится к 10%, можно говорить о каких-то значимых изменениях. Да, сейчас это капля в море. Но, во-первых, уже наблюдается большой резонанс от их активности. Программа рассчитана на пять лет, так что по ее итогам мы получим как минимум тысячу специалистов высокого уровня. И это не последние люди в своей организации и в отрасли в целом. Люди, которые хотят и могут быть услышанными. Многие из них уже состоят в отраслевом кадровом резерве, другие, возможно, скоро будут там состоять. Это, если хотите, молодой международный голос госкорпорации. Наши зарубежные партнеры называют таких людей young leaders.

– Удается ли участникам программы получить продвижение по карьерной лестнице внутри отрасли?

– У нас нет такой цели. Как я говорила, мы скорее готовим агентов изменений, которые должны вернуться на свое предприятие и передавать коллегам вирус глобализации. Хотя, конечно, в итоге получается, что люди все равно становятся более заметными. Уже сейчас в рамках программы примерно 40% участников продвинулись по карьерной лестнице.

Например, Илья Трофимов из стратегического подразделения перешел в ЯОК и как один из руководителей развивает международное направление по гражданской продукции. Второй пример – Наталья Зайцева, которая работала в международном блоке, а теперь стала директором по стратегии и международному развитию проекта в «АКМЭ-инжиниринг». Она получила первое место в нашем внутреннем рейтинге, была на программе очень активна. Оксана Бусыгина из «Русбурмаша» перешла в материнскую компанию, АРМЗ, заместителем начальника директора по системе материально-технического обеспечения.

– Приезжало много иностранных профессоров, как преподавателей принимали сами участники?

– Иностранных и российских преподавателей и экспертов было 50 на 50. Мы приглашали звезд мирового уровня. Но, должна признать, аудитория не ко всему была готова. Профессора именитых западных школ имеют особый стиль преподавания, отличающийся от классической российской школы. Обычно они читают лекции в формате интеллектуального шоу и открыто общаются с аудиторией, в классе звучат шутки, примеры. Крайне важен контакт со студентами. Нашими специалистами такой формат воспринимается с трудом. Так что мы пришли к выводу, что с профессурой будем прорабатывать этот момент отдельно.

– На следующий год готовите какие-то сюрпризы?

– Мы довольно серьезно переформатировали программу. В новом учебном году запускаем три программы под единым брендом – «Росатом Global». В Global: Professionals кардинальных изменений не будет. А вот формат для лидеров меняется серьезно. Во-первых, программ будет две: Global: Leaders и Global: Talents. Обе встроены в систему отраслевого кадрового резерва. Важный момент: чтобы попасть на одну из этих программ, нужно пройти отбор в соответствующий кадровый резерв – «Капитал Росатома» для Global: Leaders и «Таланты Росатома» для Global: Talents. Сократили сроки обучения – не каждый руководитель готов отпускать людей так надолго и так часто. Принцип самовыдвижения сохраняется, но мы приветствуем и рекомендации.

В новом сезоне программы будут максимально приближены к международной практике «Росатома». Усилим модуль, связанный с кросс-культурным взаимодействием в рамках проектной деятельности. Представьте, что вы работаете в Москве, коллега в Африке, проектный менеджер сидит в Бразилии или в Сингапуре. Соответственно, возникают временные, «страновые», культурные и языковые проблемы. А нужно как можно быстрее дать результат. Без общего понятийного аппарата и определенной культурологической грамотности к таким проектам невозможно подступиться.

– Когда стартует новый сезон программы?

– Мы рассчитываем, в конце этого года – начале следующего. Программ несколько, так что модули будут стартовать поэтапно. Обучение по Global: Professionals начинается в октябре.

– В зарубежных компаниях есть какие-то подобные программы? Можете привести примеры?

– Практически любая уважающая себя глобальная компания имеет корпоративный университет, реализует внутреннее обучение, приглашает профессорский состав. Обязательно есть курсы развития лидерских компетенций. Но такой программы изменений, как у нас, нет нигде.

Допустим, в Samsung движение в сторону глобализации было организовано по-другому. Они отталкивались от стратегии, высадили у себя десант международных консультантов, поставили задачу инициировать и внедрять международные проекты. Сформировали своеобразный стратегический департамент. Мы же идем через образование, в России это всегда было важно. Хотя, конечно, образовательная программа – это только одно из направлений Центра глобализации. Важно продвигать изменения комплексно, по всем фронтам – через проекты, через культурную трансформацию, через развитие нашего имиджа за рубежом.

– Участники программы побывали на стажировках за границей. Расскажите о результатах этих поездок.

– Прежде всего, это имидж «Росатома». К иностранным партнерам приехали наши специалисты, молодые лидеры отрасли, свободно говорящие по-английски. Программа должна оправдывать себя и те средства, которые в нее вкладываются, поэтому у каждой стажировки была своя, совершенно конкретная бизнес-повестка. Но зачастую участники выходили за рамки обозначенной темы, начинали обсуждать стратегию развития отрасли в целом, разбирали свои профессиональные вопросы с резервистами из других компаний.

Все партнеры были крайне открыты – в этом отличие культуры глобальных корпораций. На встречах молодое поколение «Росатома» принимали президенты, вице-президенты, директора направлений. Например, директор по международному бизнесу Fortum, несмотря на плотнейший график, 30 минут провел с нашими лидерам. Иностранные коллеги признали нашу программу, ее важность и выразили готовность работать с молодыми лидерами над совместными проектами.

Есть совершенно неожиданные результаты. Южно-африканская Eskom, с которой мы поддерживаем тесный контакт, предложила нам организовывать совместную программу изменений, причем в очень интересной компоновке: часть лидеров из ЮАР, часть из Бразилии, часть от нас будут создавать новую модель лидерства. Мы сейчас думаем над этой идеей.

– Международные стажировки продолжатся?

– Безусловно. Наши участники вновь поедут к партнерам «Росатома», будут работать с ними по конкретным направлениям. Мы планируем добавить академические занятия в странах, где будет проходить стажировка. Например, в Финляндии у коллег из Fortum есть партнерский университет, где они проводят корпоративные программы. Участники лидерских программ «Росатома» смогут прослушать там курс лекций по тематике стажировки.

– Не пытались там переманить наших ребят?

– Западные компании слишком много вкладывались в формирование своего имиджа, чтобы так рисковать. Как правило, у всех есть негласное правило не переманивать людей, это вопрос репутации, если хотите, дело чести.

Допускаю, может случиться так, что кто-то из участников нашей программы найдет себе работу за рубежом. Но не думаю, что это выйдет за рамки исключения из правил. У нас очень патриотичная программа, ребята настроены трудиться на пользу отрасли и России, стажировки лишь подогрели азарт, захотелось многое улучшить у себя дома. «Росатом» вообще одна из самых патриотичных компаний, которые я знаю.

Юлия Гилева

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Повышение эффективности производства неразрывно связано с безопасностью этой эффективности, Часто пр... Десять лет программе Тотальной оптимизации производства ПМХ
Ayrat Zaripov, благодарю за отзыв. напишите мне в личку panov_ilya@inbox.ru или в телеграм @panov_i... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Илья, приветствую! Очень интересная статья. Заинтересовался книгой Э. Шермана «Снижение аварийнос... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Отличное интервью, спасибо вам огромное. Со всеми пунктами согласен. Один из примеров у меня тоже сл... Лидерство — это не про то, чтобы все заработало в 2 раза быстрее
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”