Как автослесари Михайловского ГОКа осваивают техобслуживание большегрузов в виртуальном пространстве.
Со стороны это выглядит как игра: на большом видеомониторе — БелАЗ, отрисованный с помощью 3D-технологий. «Игрок» — проходящий обучение автослесарь — надевает VR-очки и погружается в виртуальный мир. Задача — провести техническое обслуживание БелАЗа. Поскольку курс обучающий, на экране выскакивают подсказки: что, в какой последовательности, с помощью какого инструмента выполнять.
Слесарю по ремонту автомобиля Ваграму Хачикяну надевать такие очки никогда не приходилось. А вот БелАЗы Михайловского ГОКа он ремонтирует уже более десяти лет. Виртуальное пространство он освоил достаточно быстро.
— Я делал то же самое, что и во время смены. Только на реальном рабочем месте все операции выполняю гаечным ключом, а здесь — двумя джойстиками. Ничего сложного, — говорит Хачикян.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
Виртуальная обстановка максимально близка к реальной. — Здесь так же, как в цехе, надо соблюдать правила безопасности, — продолжает Ваграм. — Где нужно — пригнуться, чтобы не удариться. Держаться за поручни, если поднимаешься в кабину.
— Основная цель этого учебного курса — отработка практических навыков по проведению технического обслуживания БелАЗа и исключение рисков по охране труда и промышленной безопасности. Безусловно, в итоге это повысит эффективность ремонтов, — поясняет ведущий специалист управления эффективности дирекции по ТОиР МГОКа Денис Блинов. — Изначально планировали обучать новых сотрудников, чтобы ещё до выхода в цех они знали, какой узел где находится, в какой последовательности выполнять операции, какие применять инструменты. Потом решили распространить курс и на опытных работников. Для них это своего рода тренировка.
Учебный курс — часть программы трансформации ТОиР Металлоинвеста. Цифровые технологии снижают нагрузку на внутренних тренеров, а также упрощают восприятие сложного технологического процесса. Всё программное обеспечение VR-тренажёров разработали специалисты ИТ-компании Металлоинвеста. Программистам удалось в точности воссоздать реальную среду ремонтного цеха в виртуальном пространстве.
— С помощью фото- и видеосъёмки мы оцифровали окружение, в котором обычно выполняют техническое обслуживание БелАЗа, — рассказывает руководитель VR-лаборатории ИТ-компании Андрей Гаман. — Сделали полные, достоверные копии цеха, инструментов. При поддержке компетентных специалистов Михайловского ГОКа отследили порядок действий. Затем всё это воссоздали в цифровой 3D-среде и визуализировали с помощью VR-технологий.
В первую очередь специалисты оцифровали самые распространённые процессы.
— Мы проводим несколько видов ТО, — поясняет начальник участка по ремонту технологического транспорта автотракторного управления МГОКа Александр Евланов. — Чтобы начинающие работники изучили работы в полном объёме, в учебный VR-курс включили максимальное количество ремонтных операций.
— Действительно, надел очки — и будто оказался в своём цехе, — делится впечатлениями слесарь по ремонту автомобилей Олег Прокудин— В реальности самостоятельно ещё ни разу не проводил ТО, только с наставником. А здесь — всё сделал сам! Очки обеспечивают полное погружение в рабочую среду.
Евгения Фролова. Фото Владимира Авдеева