В одном из эпизодов фильма «Матрица» героиня за 15 секунд осваивает навыки управления вертолетом. Это и есть идеал образования: минимум времени, минимум денежных затрат, максимум эффективности. К сожалению, пока этот идеал недостижим. Впрочем, Система дистанционного обучения РУСАЛа (СДО) приблизилась к нему почти вплотную.
«ALгоритм успеха», Ежеквартальное приложение к корпоративной газете «Вестник РУСАЛа», ноябрь 2010, http://www.rusal.ru/press-algoritm.aspx
В одном из эпизодов фильма «Матрица» героиня за 15 секунд осваивает навыки управления вертолетом. Это и есть идеал образования: минимум времени, минимум денежных затрат, максимум эффективности. К сожалению, пока этот идеал недостижим. Впрочем, Система дистанционного обучения РУСАЛа (СДО) приблизилась к нему почти вплотную.
В 2000 году компания РУСАЛ одной из первых начала развивать у себя Систему дистанционного обучения. Тогда группа из 10 человек пошла в первый класс «электронной школы», в которой преподавался лишь один предмет – «Делопроизводство». Прошло 10 лет. И вот уже тысячи людей в 10 странах мира занимаются по сотням программ СДО.
4 шага к знаниям
Разрабатывая СДО в РУСАЛе, руководитель проекта доктор наук, доцент Игорь Алексеевич Скальский изначально задавался целью создать систему, которая бы не просто служила способом получения информации по теме с помощью компьютера, а действительно давала бы знания. Поэтому в результате исследований и изучения различных педагогических теорий для СДО РУСАЛа был разработан специальный подход к формированию учебных курсов, который позволил реализовать «технологию обучения электронными средствами».
Каждый учебный курс в СДО построен на основе 4-х шагов: Ч-В-П-О. Эта система позволяет каждому изучать информацию, выполнять задания, проверять самого себя и сдавать экзамен. Формула Ч-В-П-О позволила РУСАЛу сделать компьютерное обучение не просто технологией тестирования и доступа к библиотекам, а эффективным средством получения знаний, стандартизировав действия каждого обучающегося за компьютером.
Информация из первых рук
Для нужд СДО РУСАЛа обучающие курсы создаются несколькими способами. Во-первых, используются готовые программы, например, для языковых и курсов компьютерной грамотности. Также некоторые курсы – например, по менеджменту и эффективному управлению – заказываются в консалтинговых компаниях. Для подготовки информации, необходимой специалистам предприятий РУСАЛ, приглашаются преподаватели ведущих вузов, которые проводят семинары, а по итогам занятий «упаковывают» свою информацию в формат электронных курсов по стандарту Ч-В-П-О. И наконец, курсы создают сами сотрудники. При этом требования стандарта СДО предполагают, что разработчик курса не только передает информацию для ознакомления. Он должен составить задания, продумать возможные ошибки студента и предложить пояснения, постараться подготовить разнообразные упражнения, сформировать систему гиперссылок, подобрать нужные иллюстрации и медиаматериалы, составить грамотные тестовые вопросы. Другими словами, он формализует и передает сотням сотрудников компании свой уникальный практический опыт и теоретические знания.
А как у других?
По сути, СДО РУСАЛа совместила в себе лучшие практики и инструменты обучения в крупных российских и западных компаниях. Впрочем, не все компании практикуют дистанционное обучение в его классическом понимании. Например, General Electric отдает предпочтение многодневным выездным work-out-сессиям, в ходе которых сотрудники различных департаментов обмениваются лучшими практиками и генерируют новые идеи для внедрения в компании. Подобные мероприятия помимо обмена знаниями преследуют еще и другую цель – устранение корпоративных барьеров и установление тесных отношений между сотрудниками для последующей кросс-функциональной работы. Главная же цель СДО РУСАЛа – повышение уровня компетентности сотрудников в различных областях, но прежде всего в тех процессах, которые связаны с бизнесом компании.
Аналогичную цель приследует, скажем, и система обучения ОАО «КАМАЗ». Впрочем, масштаб и охват здесь не тот: обучение в «КАМАЗе» решает узкоспециализированные задачи и связано в основном с адаптацией новичков. Поэтому СДО «КАМАЗа» включает всего 20 курсов, а не 160, как в РУСАЛе. Близким по количеству курсов и учащихся к СДО РУСАЛа могла бы считаться система обучения в Группе МТС, но она сильно отличается по широте и охвату тем. Учитывая отраслевую специфику и ориентацию компании на B2C-рынок, СДТО – система дистанционного обучения и тестирования – в МТС предназначена, в первую очередь, для продавцов и маркетологов и содержит массу коротких видеокурсов, посвященных новым продуктам и тарифам, а также особенностям их продаж. Отличается и сам подход к обучению. В частности, хотя в названии системы и присутствует термин «тестирование», после прослушивания курса сотрудник не обязан сдавать экзамены или как-то иначе демонстрировать степень владения материалом. Топ-менеджмент компании исходит из того, что система обучения является добровольной, поэтому если сотрудник пришел на портал и выбрал курс, значит, он ему нужен, а следовательно, нет необходимости проверять, как он его усвоил. Впрочем, тесты в СДТО МТС все же существуют. Тестирование проводится по запросу руководителей и имеет всегда конкретные цели и задачи. Например, руководитель отдела хочет, чтобы его сотрудники получили какие-то определенные навыки и знания. Он может провести с ними занятия, а затем предложить пройти тестирование он-
лайн. В оговоренный день и час тест для сотрудников выкладывается в СДТО, а все участники тестирования получают приглашение от администратора ресурса ответить на вопросы теста он-лайн. Таким образом, тест оказывается доступен только ограниченному числу лиц, а руководитель получает возможность проверить знания своих подчиненных, не сходя с рабочего места.
Тайм-менеджмент в действии
«Как выкроить время на обучение? Как сказал один древний мудрец, «спать нужно меньше», – советует Дмитрий Македонский, ведущий консультант компании Just Consulting, специализирующейся на вопросах тайм-менеджмента. – Добравшись на работу по пробкам, менеджер увязает в череде дел, телефонных звонков, встреч. Найти час времени, чтобы позаниматься на «свежую голову», непросто. А ближе к вечеру наша умственная активность снижается. Поэтому с моими клиентами мы часто занимаемся утром – до начала рабочего дня. К тому же рано утром можно успеть проскочить в офис, минуя пробки». Правда, Дмитрий предупреждает, что реализовать такой подход непросто. Во-первых, чтобы рано вставать, нужно рано ложиться. Во-вторых, нужно постоянно себя мотивировать. «Мотивация – сложный процесс, и здесь трудно дать универсальный совет: у каждого свои цели в обучении, – говорит Дмитрий. – На одних действует плакат с надписью: «Если я сейчас не возьму на себя ответственность за свою жизнь, то ее возьмет на себя кто-то другой, и я буду использоваться как ресурс». А кому-то нужно просто сказать себе пожестче: «Принимайся за дело, лодырь! Семью кормить нужно!»
В любом случае перестройка сознания, по словам экспертов по тайм-менеджменту, – это первые условия для корпоративного обучения. Впрочем, СДО РУСАЛа тоже трансформируется в направлении меньшего потребления рабочего времени. Так, например, некогда учебная программа «Стандарт менеджера РУСАЛ», состоящая из набора тренингов и дистанционных курсов, реализовывалась в течение 235 учебных часов, теперь – 129, но при этом с точки зрения развития менеджерских навыков стала более эффективной. Идеал «Матрицы», конечно, пока не достигнут, но РУСАЛ к нему уверенно стремится.