Курская руда 0 комментариев

Учиться никогда не поздно: зачем Металлоинвест развивает Школу мастеров

Четырехлетний опыт Школы мастеров – в вопросах и ответах.

Уже четыре года все мастера компании, невзирая на возраст и опыт, время от времени «садятся за парты» и становятся учениками Школы мастеров. О том, какую пользу она приносит слушателям и делу, рассказывает руководитель направления обучения и развития персонала Металлоинвеста Елена Зимина.

Зачем создали Школу мастеров?

Отправной точкой для Школы мастеров стала масштабная трансформация Металлоинвеста, которая началась около пяти лет назад. Структурные изменения и растущие требования к руководителям всех уровней показали: компании нужно системно повышать профессиональный уровень мастеров — самой многочисленной и «приземлённой» управленческой группы на предприятиях. 

Школа мастеров стартовала в 2019 году. Её организаторы планировали завершить курс обучения в течение года. Но в итоге проект стал частью системы непрерывного развития персонала, и с каждым годом в него добавляют всё новые учебные модули.

Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

По каким направлениям учат мастеров? 

Решение о том, какие из направлений обучения наиболее актуальны в данный момент, принимают руководители производственной вертикали Металлоинвеста и управляющие директора комбинатов. Первые два модуля помогли мастерам расширить знания в сфере охраны труда и промышленной безопасности, а также помогли им в освоении Бизнес–Системы. А в этом году организаторы решили повысить компьютерную грамотность слушателей, подтянуть знания в сфере производственной безопасности и сфере наставничества на рабочем месте. 

Для всех слушателей содержание модулей пока одинаково. Но уже в следующем году усиленные программы разработают для резервистов-самовыдвиженцев. Это позволит лучше подготовить их к должностям, на которые они претендуют.

Чего больше в содержании обучения — теории или практики? 

Эксперты Школы стараются соблюдать баланс между первым и вторым. Теорию закрепляют практикой, а все задания максимально приближены к реальному производству. Например, обучение по модулю «РазвитиеБизнес-Системы» завершало домашнее задание. Слушатели искали потери в своих структурных подразделениях и думали над способами их устранения: снизить время работы оборудования на холостом ходу, ускорить манёвры и погрузку самосвалов, уменьшить возврат окатышей при их циркуляции в процессе окомкования и так далее.

Какие модули осваивают слушатели Школы мастеров: 

  • Три кита безопасности,
  • Развитие Бизнес-Системы,
  • Инновационное мышление и решение проблем на рабочем месте,
  • Личная эффективность,
  • Управление производственным персоналом,
  • Компьютерная грамотность,
  • Корпоративные ценности,
  • Наставничество на рабочем месте,
  • Основы экономики производственного предприятия.

По каким принципам построено обучение? 

На первом этапе эксперты компании разрабатывают содержание программы и сценарии тренингов, подбирают практические задания и наглядный материал, готовят проверочные тесты. Второй этап — подготовка внутренних тренеров. На третьем этапе содержание модуля проверяют на пилотных группах слушателей и на основе их отзывов вносят корректировки в программу — чтобы максимально приблизить содержание курса к реальным производственным ситуациям. 

Сейчас обучение по каждому модулю рассчитано на восемь часов — это один рабочий день. Тест по итогам занятий показывает уровень усвоения материала. Завершающий штрих — анкета, в которой мастер оценивает полезность курса и предлагает, как улучшить или разнообразить задания.

Как выбирают внутренних тренеров? 

Внутренний тренер — это человек, который непосредственно обучает мастеров. Он должен быть экспертом в теме модуля. Здесь не обойтись и без педагогической жилки, тем более что обучать нужно сформировавшихся взрослых людей. Ещё одно обязательное качество тренера — авторитет в коллективе, иначе его просто не будут слушать.

Сегодня в компании более 70 внутренних тренеров. Для многих из них работа в Школе — серьёзная дополнительная нагрузка. С другой стороны, делясь знаниями с мастерами, тренер сам развивается, «прокачивает» себя. Его работа — это тоже своего рода школа, в которой он профессионально растёт и развивается.

Развивается ли сама Школа мастеров? 

Да, причём непрерывно. Количество модулей выросло с двух до девяти. Растут требования к подготовке методического материала и внутренних тренеров. Организаторы последовательно внедряют новые методы обучения: тренинги, групповое обсуждение, игры, тематические видео-примеры. В этом году модуль «Компьютерная грамотность» мастера освоили дистанционно. А в новом разделе, посвящённом ценностям компании, будут применять метод сторителлинга — когда эксперт поясняет материал на примере личной истории из работы или жизни.

Бывает ли так, что мастер говорит: «Мне это не нужно»? 

Бывает. Скептики встречаются нередко: «Ну что ты мне рассказываешь, я всё знаю!» Работать с такими слушателями тренеру непросто. Но и игнорировать их нельзя. Самое важное в общении с таким «докой» — начать диалог, предложить рассказать о своём опыте и поделиться своими знаниями с коллегами. В общении обязательно выяснится, что и такому слушателю есть куда расти.

Как меняется специалист, прошедший Школу мастеров? 

Выпускник Школы лучше организует работу подчинённых, повышает профессиональный кругозор и эффективность. Кроме того, слушатели становятся мобильнее, учатся принимать изменения, осознают векторы развития компании и участвуют в этом развитии. Наконец, Школа даёт мощную обратную связь от мастеров по стратегическим и текущим проблемам, учит слушателей говорить на одном языке с рабочими и своими руководителями.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Андрей Белышев, заместитель генерального директора по организационному развитию и управлению персоналом:

— От профессионального уровня и навыков мастеров во многом зависят производственные результаты компании. Школа мастеров нацелена в первую очередь на создание безопасной среды. Все модули разработаны на основе анализа конкретных проблем, волнующих работников наших предприятий. А преподавателями выступают внутренние тренеры — начальники цехов, участков, эксперты Бизнес-системы предприятий, специалисты ОТиПБ. При необходимости мы сможем оперативно вносить в модули коррективы в зависимости от потребностей обучающихся.

Ярослав Макаров. Фото Александра Белашова и Валерия Воронова

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Это очевидное решение с датчиком и автоматизацией приходит в голову, как только начинаешь читать ста... Сэкономить за 60 секунд: как расшили узкое место с помощью картирования
RCM это хорошо, но в статье не про него а про анализ отказов и их последствий, это немного не то же ... Ремонты – это про деньги: RCM на предприятиях «Мечела»
Правильно, даже в статье прозвучало: "Люди думают, что ERP — это дополнительный инструмент опти... Замена ERP-системы: уравнение с двумя неизвестными
Очень хорошая статья! Я удовлетворен глубиной понимания проблемы. +Компьютеризация! +Прикладное про... 7 шагов к повышению эффективности производства: опыт Компании «ГРАЙН»
Эта проблема-методологическая. ERP-системы не содержат методологии, которая в принципе могла бы реша... Замена ERP-системы: уравнение с двумя неизвестными
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”