0 комментариев

Учиться быть заказчиком (обучение проектных менеджеров в СИБУРе)

Почти два года назад СИБУР заключил альянс с одной из крупнейших мировых EPC-компаний – корпорацией Fluor. Часть договоренностей касалась разработки и проведения системы обучающих курсов, направленных на совершенствование проектных специалистов СИБУРа. И уже в сентябре этого года в свет вышел первый поток специалистов: 47 человек получили сертификаты об окончании этого обучения. 

Пожалуй, ни один человек, участво­вавший в разработке обучающего кур­са, с самого начала не мог себе точно представить, во что этот процесс вы­льется. «Мы точно понимали главное: альянс СИБУР-Fluor позволил нам как компании получить доступ к кладези компетенций, которые развивались во Fluor в течение десятков лет и которые в России просто отсутствуют, – расска­зывает руководитель службы капиталь­ных вложений и инвестиционных про­ектов СИБУРа Сергей Комышан. – Но мы понимали также, что нам предстоит нелегкий путь притирания, адаптации материала к реалиям российского рын­ка, и это потребует немалых усилий и от нас как организаторов проекта, и от Fluor, и от наших коллег, которые вы­звались первыми пройти этот курс». 

Сегодня создатели курса с облегче­нием констатируют, что дело оказа­лось успешным. Впрочем, говорить о результате как о чем-то сложившемся не приходится. «Мы постоянно нахо­димся в фазе мобилизации, поскольку система обучения связана с проект­ными процедурами, которые проходят стадию разработки. Можно сказать, что это обучение во многом помогает становлению процессов проектного ме­неджмента», – говорит Комышан. 

Изначально отношение к подобно­му обучению в компании было более скептическое, чем к другим тренингам СИБУРа. Люди, которые уже имели опыт проектной деятельности, при­езжали с действующих проектов, не­доумевали: чему их могут научить иностранцы, не знающие специфики российского рынка? 

«Наша задача была в том, чтобы на­учить людей быть проектными менед­жерами, – говорит Михаил Почкин, эксперт управления контроля инвести­ционной и проектной деятельности де­партамента развития и контроля про­ектной деятельности CAPEXcell службы капитальных вложений и инвестицион­ных проектов. – Но мы и сами учились, и даже подготовка этого курса была отдельным и чрезвычайно интересным проектом. Проводя какие-то кейсы, мы учились быть заказчиками и понимали всю сложность этого положения». 

В числе тех, кто приобрел по итогам проекта новые знания, и сама Fluor. Компания, реализующая огромное количество проектов по всему миру, до сих пор имеет очень ограниченное присутствие в России. Отчасти в связи с тем, что сама не понимает россий­ского рынка, отчасти потому, что рос­сийские заказчики не понимают ее. «Для того чтобы пустить нас в святая святых – к внутренним процедурным процессам и к центрам компетенций по проектному управлению, у Fluor, безусловно, были веские основания, – говорит Сергей Комышан. – Свой интерес компания видела в том, чтобы обрести новое понимание российско­го заказчика и научить заказчика тому языку, на котором говорят все проект­ные менеджеры мира. Можно сказать, что первый поток, и мы вместе с ним, этим языком овладели. Теперь очередь за следующими». 

КАРЬЕРА КАК ЧЕТВЕРТАЯ СТУПЕНЬ 

Совершенствование проектных спе­циалистов на самом деле задача не только методическая, но отчасти и фи­лософская. Есть у российского рынка труда такая особенность – низкая мо­бильность. Опыт комсомольских строек забыт, да, может, и к лучшему: не одного лишь энтузиазма требуют сегодняшние технологии, но высокого профессио­нализма. Тем не менее, начав сотрудничать с СИБУРом, специалисты Fluor удивлялись тому, как много требуется времени, чтобы мобилизовать нужное количество специалистов на проекты. «Обучиться проектному подходу озна­чает понять современный принцип по­строения карьеры, – объясняет Сергей Комышан. – В крупнейших компаниях, и особенно в нефтехимии, успешная карьера невозможна без перемещения в пространстве, без участия в разных проектах компании». 

Не то чтобы на курсе преподавали фило­софию проектной деятельности, но как таковая она в обучении заложена. Предполагается, что все задейство­ванные в проектной деятельности со­трудники СИБУРа в течение ближай­ших лет пройдут такое обучение – это около тысячи человек. Поэтому важно знать, что курсы из себя представляют. 

Обучение разбито на четыре ступени. Первая – базовая ступень – для всех обучающихся. Здесь люди знакомятся с тем, что представляет собой система проектного управления, а также полу­чают общее представление о том, что подразумевается под управлением качеством, проектированием, оценкой стоимости и т.д. Этот курс рекомендо­ван президентом компании для всех, кто занимается проектной деятельно­стью, включая службы заказчика. 

Вторая ступень – обучение по специ­альностям. Таким, например, как стро­ительство, проектирование, управле­ние закупками, контрактами, контроль за ходом реализации проектов. Орга­низаторы позаботились о том, чтобы эти знания, в которых нуждаются спе­циалисты, были исчерпывающими, и потому некоторые модули дополняются смежными: например, модуль по про­ектированию объединен с другим мо­дулем, покороче, который называется «состав работ». Аудитория курсов на второй ступени меньше – в этом году было по 30-35 «студентов», и препо­даватели подбираются точечно, в за­висимости от специализации. Боль­шая часть преподавателей приезжала из Fluor. Преподавали и сибуровцы, причем несли актуальное знание. 

Так, например, к моменту начала второй ступени в СИБУРе был подготовлен регламент по управлению качеством. И модуль управления качеством ре­шили построить на этом регламенте. Для слушателей разных модулей до­клады делали специалисты СИБУРа, имеющие большой опыт проектной деятельности. Среди них признанный сибуровский эксперт Аркадий Наровлянский, генеральный директор «Рус­Винила» Жан-Луи Плюмкок, техниче­ский директор «Тобольск-Полимера» Михаил Шперкин. 

Третья ступень предполагает специ­альное применение полученных зна­ний. В этот момент обучение строится в большей степени не на лекциях, а на тренингах и деловых играх. Четвертая же ступень – это уже обучение на ра­бочем месте и профессиональный рост. 

«Мы не считаем, что обучение закан­чивается в стенах аудиторий, – гово­рит Сергей Комышан. – Самое трудное, безусловно, начинается позже, когда человек возвращается к реализуемому проекту и пытается внедрять полученные знания. Идея четвертой ступени заключается в том, что мы остаемся на связи. Коучеры – это открытые люди, они всегда готовы консультировать удаленно. За время обучения человек приобретает горизонтальные связи, и они тоже работают в дальнейшем. И есть обратная связь. Внедряя новые знания, мы надеемся, что выпускники будут привлекаться в качестве препо­давателей, развивать курс дальше и способствовать взаимному росту». 

НУЖНО ЖИТЬ ИГРАЮЧИ 

Особую ценность в процессе обучения составляли деловые игры. Сколь бы ни был велик скепсис участников до нача­ла занятий, в итоге азарт брал верх, и взрослые люди заигрывались настоль­ко, что время занятий затягивалось. «Действительно блестящий пример – это игра «Строительство моста», кото­рую привез Fluor, – рассказывает Сер­гей Комышан. – Еще не все сыграли в эту игру, так что я не буду раскрывать всех секретов, но она реально пока­зывает, что такое проектное управле­ние и чем могут обернуться ошибки на проекте». Слухи об этой увлекательной игре дошли до руководства, и ее по­просили провести для совсем другой группы специалистов СИБУРа – пред­ставителей кадрового резерва компа­нии. «Сложность была в том, что обыч­но игру проводят для 30-40 человек, а тогда нужно было охватить 120 чело­век, – рассказывает начальник депар­тамента развития и контроля проект­ной деятельности службы капитальных вложений и инвестиционных проектов Борис Френкель. – Нам пришлось кое-что изменить, но задачу решили». 

На модулях второго уровня создатели курсов предпочитали использовать бизнес-кейсы самого СИБУРа. «Используя бизнес-кейсы, мы получали действительно нетривиальные реше­ния, – говорит Борис Френкель. – Руководители проектов, получая такие раз­работки, могли экономить себе месяц времени». Так, например, «студенты» курса управления контрактами долж­ны были подготовить контрольный ба­зис проекта по одной из реализуемых в настоящее время строек СИБУРа и пройти с ним импровизированный ин­вестиционный комитет. Страсти кипе­ли почти настоящие: четыре команды готовили документы, инвестиционный комитет прошли две, а виртуальные деньги получил один победитель. «Там были очень интересные решения, ко­торые можно использовать на реаль­ных проектах», – еще раз подчеркива­ет Френкель. 

Переварив все эмоции, создатели обу­чающей программы готовятся к новому «семестру». В этом учебном году обу­чение предстоит пройти 70 специали­стам, и желающих оказалось больше, чем предполагалось. 

«Понятным образом специалисты, прошедшие это обучение, повышают уровень своей квалификации именно как проектные специалисты, – пояс­няет Комышан. – Для людей со спе­циализированной профессиональной подготовкой возможности карьерного роста на проектах компании гораздо выше. В настоящий момент СКВИП со­вместно с ДРП и ДУВС разрабатывает особую систему мотивации для проект­ных специалистов. В течение года-по­лутора в нашей компании планируется ввести систему грейдов, и грейдинг проектных специалистов, полностью занятых на проектах компании, будет выше». А этот посыл уже наполняет конкретным смыслом положение о том, что «проектный подход – подход к ка­рьере». 

Для справки:

Корпорация FLUOR, основанная около 100 лет назад и имеющая головной офис в Далласе  (США), сегодня входит в десятку крупнейших мировых подрядчиков по инженерному проектированию, снабжению и строительству, специализируясь на управлении крупномасштабными инвестиционными проектами в области нефтегазодобычи, транспортировки нефтепродуктов, нефтеперерабатывающей и нефтехимической индустрии. С 1971 года  FLUOR СОТРУДНИЧАЕТ с предприятиями  на территории бывшего СССР.

 

Автор: Елена Разина

Журнал «Сибур сегодня» 8/2010 http://www.sibur.ru

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Это переводная статья из альманаха № 5 2013 года, вот источники: 1. «OEE Improvement by TPM Imple... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Добрый день! Вопрос: почему у Вас в расчете доступности берется операционное время с учетом внеплано... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Эта статья 2010 года, тех времён, когда представители Голдрата в России ТОС продвигали и рекламирова... Постоянно улучшать – практическое руководство по управлению производством на основе ТОС
А как насчёт самосвалов как КИО вы применяете какой эффективность вы проявляете? «Карельский окатыш»: 35% – показатель общей эффективности оборудования для экскаваторного парка
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”