«Металлург» 0 комментариев

Учимся играя: как виртуальные технологии помогают в обучении ремонтников

Как на Уральской стали обучают ремонтников с помощью VR-технологий.

На комбинате работают два класса с тренажёрами виртуальной реальности по семи видам ремонтов. В 2022 году по заказу комбината ИТ-компания сделала первый в истории Уральской Стали проект с использованием виртуальных технологий, который позволял отрабатывать последовательность рабочих операций слесаря-ремонтника с помощью виртуальной визуализации.

Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

Пошаговая разбивка 

Первым делом программисты оцифровали ремонт редуктора тянуще-правильного механизма МНЛЗ ЭСПЦ, сняв его на видеокамеру в мастерской цеха ремонта и сборки оборудования. Затем разбили его на операции с учётом требований системы 5С и правил охраны труда. 

Ведущий специалист дирекции по ТОиР Максим Воронин с улыбкой вспоминает, как первые курсанты, надев шлем виртуальной реальности, уходили бродить по главному пролёту цифрового двойника ЦРСО: в первоначальном варианте виртуального пространства можно было выйти за стены мастерской. Впрочем, это излишество быстро устранили. 

С начала 2023 года в двух классах начали обучать ремонтников с помощью VR-технологий. Параллельно программисты расширяли спектр возможностей для обучаемых, добавив один за другим ещё шесть наиболее типичных ремонтных процессов. За прошлый год с помощью VR-шлема редукторы МНЛЗ «отремонтировали» 14 слесарей. А за первую половину 2024-го семь ремонтных операций освоили уже 43 слесаря и электромонтёра. 

— Продолжительность у каждого процесса разная, — уточняет Воронин. — Если «отремонтировать» редуктор можно за час, то на сборку крановой панели или изготовление фурмы доменной печи уходит полный рабочий день. Дело идёт быстрее, если у курсанта есть опыт пользования шлемом виртуальной реальности и джойстиком.

Личный опыт 

Мы просим Максима дать нам возможность попробовать виртуально разобрать редуктор. Опасности нет, ведь Воронин — автор инструкции по охране труда в условиях цифрового обучения. Если у курсанта от необычных ощущений закружится голова или подкатит тошнота, он тут же придёт на помощь. 

— А я точно смогу его поднять? — непроизвольно вырвалось у меня, когда в поле зрения оказался массивный редуктор. Ответом был смех инструктора. 

В общем, погружение в виртуальную реальность вышло полным. Внутри неё можно действовать двумя способами. Первый из них — реально двигаться по классу, чтобы взять «инструмент» или «деталь». 

Второй — выполнять все манипуляции исключительно джойстиком, оставаясь на одном месте. Второй способ из-за отсутствия игровой практики оказался сложнее: потребовалось время, чтобы разобраться, какая кнопка джойстика за какое действие отвечает. К тому же резкие нажатия рычажков «вперёд-назад» вызывают расфокусировку зрения из-за быстрой смены картинки. 
Зато теперь я уверен: разобрать редуктор, пожалуй, смогу. И собрать, наверное, тоже.

Типовые инструкции, шаблоны и алгоритмы для внедрения системы 5S вы можете найти в практическом руководстве по внедрению 5S.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ирина Андрюшина, электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования ЭЭРЦ:

— За 29 лет стажа я думала, что видела всё. Но ошиблась: внутри компьютерной реальности довелось оказаться впервые. К своему удивлению, быстро освоила, какая кнопка на джойстике за что отвечает. Что вызвало наибольшие трудности при сборке «электрики» крановой панели? Панель показалась далековато расположенной от схемы, а виртуальные руки оказались слишком большими. Поэтому поначалу схватить ими инструмент было непросто. Да и при подключении нижних катушек подлезть под них такими «руками» оказалось нелегко. На прохождение задания я потратила примерно полдня. Это точно дольше, чем если бы я собирала такую панель в реальности. Впрочем, задачи сделать быстрее не было. Важнее «прокачать» последовательность действий с учётом требований охраны труда и системы 5С — ведь инструмент, которым работаешь, обязательно нужно вернуть на стенд.

Текст: Александр Проскуровский. Фото Вадима Мякшина

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Фраза про серьёзность намерений высшего руководства по внедрению на новое производство Lean TPM откр... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Супер, побольше бы таких видео практических примеров с заводов. ВИДЕО: каракури на АВТОВАЗе
Борис Кац, Спасибо за Вашу оценку. Это перевод для одного из номеров альманаха "Управление прои... Кейс: ТО с целью повышения надежности (RCM) и анализ видов и последствий отказов (FMEA)
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”