Так или примерно так мысленно рассуждали генеральные директора десятки самых «брендовых» татарстанских предприятий, отправляясь рано поутру 21 ноября на камазовскую Фабрику процессов. Но раз в Минпромторговли РТ сказали – надо, значит, надо!
– Это «КАМАЗ» дополнительный заказ получил, – острили догадливые юмористы в начале. – Вот наша помощь и потребовалась!
Лин-тренеры Игорь Цветков и Филипп Семенычев, имея стандартную схему действий во время тренинга «SFM на примере сборки турбокомпрессора», все же прекрасно понимали, что в плане под хода корректировки неизбежны.
– Орлы! Каждый на своем рабочем месте – внимание! – зычный голос директора «фабрики», а сегодня это – гендиректор ОАО «Казанский электротехнический завод» Владимир Гинсбург, мобилизует его коллег лучше всякого гонга. – Поехали!
Первые шаги – кто ж их делает без ошибок? (Хотя, заметим, многие участники тренинга уже в подобных «играх» люди искушенные, и в Германии бывали, и на отечественных площадках уже отметились). Но для того и совещания SFM, чтобы «рабочие» со своей стороны предложили мелкие улучшения, а «менеджмент» усовершенствовал организацию процессов. Постепенно «линия сборки» укладывается в привычную конфигурацию, а время на действия, создающие ценность, удивительным образом увеличивается!
![]() |
![]() |
– Дело мастера боится, – подмигивает гендиректору завода «Элекон» Николаю Ураеву коллега – гендиректор «Радиоприбора» Ильдар Шабаев.
– Десять хотели – десять получили, – сосчитав собранные турбокомпрессоры, с удовлетворением комментируют тренеры результаты второго раунда. – Теперь посмотрим результаты.
Диаграмма Ямазуми, стенды SQDCM, принцип «трех НЕ»…
– Многие термины знакомы, – улыбается заместитель генерального директора ОАО «Казанский вертолетный завод» Андрей Лазуткин. – У нас есть отдел бережливого производства, реализуется проект в лопастном производстве и еще на нескольких участках. – Но собрать турбокомпрессор, реальный узел, все испытать на себе – очень полезно для руководителя.
– У всех у нас – разные виды производств, разные заводы, но методика организации имеет общие черты. Команда собралась, потому что все понимают: на «КАМАЗе» есть чему поучиться, – добавляет Гинсбург.
– Сейчас везде задача – снижение себестоимости продукции, – переводит разговор уже в реальную плоскость начальник отдела корпоративного управления Минпромторга РТ Андрей Федоров (на тренинге – бригадир). – И главное в этом – методы и инструменты лин. Потратив час на освоение системы, можно сэкономить годы.
– Меня сегодня назначили логистиком, и я с этой должностью сросся, потому что ничего нет важнее обеспечения конвейера! – убежден генеральный директор ОАО «ЦКБ «Фотон» Федор Броун. – Вообще-то я совершенно далек от серийного производства, и как-то недосуг задуматься над потерями в нашем научном подразделении. А рациональное зерно в этом есть. Приеду – займусь. И – не пикнут! Будут делать!