На Харьковском подшипниковом заводе работает учебный центр. Но в последнее время вопрос повышения квалификации работников обострился. В частности, речь идет о наладчиках.
Директор по персоналу ХАРП Александр Кобзев:
Когда завод получает новое оборудование – а техперевооружение, особенно на железнодорожном потоке, идет активно, – специалисты фирмы-поставщика, приезжающие к нам для пусконаладочных работ, сразу инструктируют 3-5 наших наладчиков, как это предусмотрено договором. Но этого недостаточно. Во-первых, необходимо к получаемым за эти 7-10 дней практическим навыкам добавить знания технологического процесса и более глубокие знания по этим станкам. Гораздо больше времени нужно уделить изучению технической документации. А во-вторых, нужно, чтобы грамотно работать с этим оборудованием могли не 3-5, а 10-15 наладчиков (они должны быть на всех сменах), а кроме того, технологи и мастера. То есть – надо организовывать обучение.
Другой острый момент. На предприятии много и оборудования, которое устанавливалось еще в 70-80-е годы: оно работает, но требует частых ремонтов и наладок. Безусловно, есть высококвалифицированные наладчики, хорошо знающие эти станки. Только вот нас не может устраивать ситуация, когда все держится только на их опыте и интуиции: нужно создавать и отрабатывать четкую процедуру наладок и ремонтов и передавать эти знания молодым специалистам. А для этого – опять-таки организовывать обучение, досконально прорабатывать документацию по этому оборудованию, прописывать процессы наладки, измерения и контроля... И, к сожалению, у нас отсутствуют доступные методические инструкции по наладке.
В середине марта на заводе состоялось совещание по техническому обучению персонала. Было принято решение об организации специального технического учебного курса по оборудованию. Начинаем с наладчиков, которые работают со шлифовальным оборудованием. А так как узким местом в производстве ж/д подшипников является шлифовка ролика, начинаем с обучения наладчиков участка шлифовки роликов ПРС. Преподают заместитель главного технолога Александр Фасолько, начальник ОТС-2 Тарас Борисов, мастер 2-го класса ПРС Сергей Щеголев, а начинает занятия директор по технической подготовке производства Николай Нестерук. Цель курса: изучить инструкции по наладке и эксплуатации шлифовального оборудования SASL 125, 200x500, 5AD, 3343AD, 3A343AD и др., отработать и утвердить единые правила наладки и эксплуатации оборудования; проанализировать погрешности бесцентрового шлифования, причины их образования и способы устранения, параметры ролика и их измерение на приборах ручного контроля, шаблонами и приборами лабораторного контроля.
Кстати, обучение пройдут не только наладчики, но и инженеры-технологи, и мастера этих участков, мастера смен – чтобы и они могли эффективно организовывать производство.
Проходят занятия в корпусе ж/д подшипников с начала апреля во внерабочее время: для работников 1-й смены с 15:30 до 16:15; а для работников 2-й смены – с 14:30 до 15:20. Предусмотрена и теоретическая подготовка, и практика непосредственно в цехах.
После обучения наладчиков ПРС и ЦТО мы планируем провести такой же курс для шлифовщиков участка шлифования ролика ПРС, а затем распространить этот наработанный опыт и на другие цеха. При успешном окончании рабочими нашей «школы» будем рассматривать вопрос о присвоении им более высокого квалификационного разряда.
Технический директор УПЭК Николай Щербец:
В первую очередь, инженерные службы должны выстроить технологические процессы и только потом по ним обучать людей. Сегодня на ХАРП следует говорить о недоработке инженерных служб: не везде четко и правильно создан технологический процесс, не везде оборудование используется эффективно. Например, острая проблема – наладчики. Необходимо больше подготовленных специалистов: не должен быть один человек на четыре смены. Если звено наладчиков не будет работать и передавать свой опыт рабочим, неизбежно получим простои и брак, а мастера и начальники цехов будут заложниками ситуации.
Наладчики должны работать по четкому алгоритму: дефект – определение причины – устранение причины – проверка результата. А причиной каждого вида дефекта могут быть всего несколько строго определенных факторов. И устранить их можно точно определенными способами. Вот это специалист должен точно знать, а не искать наугад. Так что по окончании обучения, думаю, следует провести экзамен-тестирование. Выяснить, кто чему научился, и сделать выводы. Только тогда можно изменить ситуацию.
Директор по технической подготовке ХАРП Николай Нестерук:
Мы сейчас будем обучать наладчиков правилам эксплуатации оборудования, наладке станков. Цель наша – чтобы все наладчики работали по одной методике, то есть, чтобы были единые правила и принципы наладки. Сейчас каждый делает это по-своему, и возникают трудности, например, с передачей линии от смены к смене. Когда происходит пересменка, останавливается линия – приходит другой наладчик и начинает что-то по-своему подкручивать. А единый подход позволит этого избежать и уменьшить потери от брака.
Начинаем этот процесс, смотрим, как это дело пойдет. Будем заниматься классификацией причин дефектов и несоответствий, методами их устранения. Самое необходимое, – собравшись вместе, небольшими группами с наладчиками, технологами и мастерами, досконально изучить документацию к оборудованию, прийти к общим методикам и правилам работы с конкретными станками. Поскольку это обучение проходит в цехе, то, если что непонятно, тут же можно во всем разобраться на станке.