0 комментариев

Татнефть: Предприятие и ВУЗ – новые отношения

На сегодняшний день проблема нехватки высококвалифицированных кадров является одной из наиболее актуальных для России. Рынок труда наводнен «специалистами» с дипломами сомнительных высших учебных заведений. А ведь качество персонала, кадровый потенциал являются важнейшими факторами успешной работы предприятия. В «Татнефти» существует отработанная годами система взаимодействия с высшей школой, подготовки и переподготовки молодых специалистов. Но постоянно идет работа над поиском новых форм и методов.

 ВЛАДИМИР ЛАВУЩЕНКО, Заместитель генерального директора ОАО «Татнефть» по экономике

АЛИЯ ДАЯНОВА, Инженер-экономист экономического управления ОАО «Татнефть» 

Журнал «Нефть и Жизнь» 6/2009 http://www.tatneft.ru

 

На сегодняшний день проблема нехватки высококвалифицированных кадров является одной из наиболее актуальных для России. Рынок труда наводнен «специалистами» с дипломами сомнительных высших учебных заведений. А ведь качество персонала, кадровый потенциал являются важнейшими факторами успешной работы предприятия. В «Татнефти» существует отработанная годами система взаимодействия с высшей школой, подготовки и переподготовки молодых специалистов. Но постоянно идет работа над поиском новых форм и методов.

Экономическим управлением компании был проведен анализ качества подготовки специалистов, получивших высшее экономическое образование с 2000 по 2008 год, основным критерием которого стало продвижение работников по служебной лестнице. Для исследования была использована информация о работниках структурных подразделений и компаний нефтяного сервиса ОАО «Татнефть».

Анализ показал, что ежегодно на каждое из вышеуказанных предприятий принимается на работу в среднем по 6 специалистов с экономическим образованием. Выпускники АГНИ преобладают среди общего числа специалистов с экономическим образованием и составляют 28 % , то есть 453 работника. Среди этих специалистов 42% за период 2000-2008гг. продвинулись по служебной лестнице, что выше среднего показателя продвижения по компании на 6%. Вторыми по данному показателю оказались выпускники Камской госу дарственной инженерно-экономической академии (бывший КАМПИ) - 14%, они преимущественно работают на транспортных предприятиях. Далее идут выпускники КГТУ им.Туполева (бывший КАИ) - 11%, и Казанского государственного финансово-экономического института с 9%. Но продвижение специалистов из этих вузов по службе ниже среднего показателя по ОАО «Татнефть».

Выпускники Казанского государственного технологического университета (ранее КХТИ) в основном востребованы на предприятиях нефтехимсервиса и занимают от общей численности работников всего 5%. А вот продвижение этой группы по служебной лестнице выше среднего показателя на 11%.

Результаты анализа показали влияние качества образования на темпы продвижения по служебной лестнице: не секрет, чем престижнее вуз, тем лучше в нем учат. В связи с чем возникает необходимость повышения системы и качества образования специалистов, принимаемых на работу на предприятия ОАО «Татнефть».

Для решения данной задачи в компании утвержден Стандарт по работе со студентами специальностей «Экономика и управление» и «Экономика труда» АГНИ, в соответствии с которым будет проводиться подготовка будущих специалистов – напомним, что из этого вуза специалисты-экономисты преобладают в компании.

 

СТРОГО ПО СТАНДАРТУ

Данный Стандарт предполагает целый комплекс мероприятий:

  • создание экспертной комиссии для работы со студентами АГНИ;
  • тестирование студентов, начиная с первого курса;
  • после третьего курса по результатам успеваемости и тестирования проведение отбора студентов в количестве 50% от общего числа для дальнейшей работы с ними;
  • по окончании четвертого курса распределение отобранных студентов на производственно-профессиональную практику в структурные подразделения «Татнефти» и на предприятия нефтяного сервиса;
  • по окончании студентами четвертого курса организацию конференции по экономике на базе АГНИ с привлечением членов комиссии (авторы лучших работ, рефератов и пр. получают дополнительные баллы в свой рейтинг);
  • распределение студентов по структурным подразделениям ОАО «Татнефть» и предприятиям нефтяного сервиса для прохождения преддипломной практики. При этом студенты будут проходить преддипломную практику в экономических службах предприятий с одновременным трудоустройством и оплатой труда за отработанное время. В качестве руководителей дипломных проектов выступят руководители экономических служб данных предприятий;
  • обязательное присутствие руководителей дипломных проектов при защите студентов;
  • проведение конкурсного отбора для трудоустройства студентов на постоянную работу в экономических службах подразделений компании и сервисных предприятий.

 

КОРПОРАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Для осуществления такого масштабного проекта необходим современный ресурс, который позволил бы упорядочить, автоматизировать и контролировать весь процесс. Этим ресурсом стал интернет-проект «Корпоративный университет». Проект включает в себя алгоритм действий вуза, студентов и предприятий в интернет-пространстве. Главная цель «Корпоративного университета» — отобрать лучших среди выпускников АГНИ для работы на предприятиях ОАО «Татнефть» путем создания естественной конкурентной атмосферы среди студентов.

Поэтому в первую очередь формируется прогноз вакантных рабочих мест специалистов экономических служб компании.

Во-вторых, формируется список руководителей дипломных проектов от предприятий «Татнефти» с установлением их рейтинга по определенным критериям. А также создание базы с личными данными студентов, которым, согласно условиям Стандарта, будет открыт доступ в «Корпоративный университет».

Третьим шагом является формирование Справочно-информационного раздела, который позволит студентам, получившим доступ в интернет-портал, использовать все документы (стандарты, методики, положения, отчеты, инструкции, экономические статьи), необходимые для написания дипломных проектов.

И, наконец, последним шагом станет составление заявок для формирования тем дипломных проектов с определением областей исследования.

В целом система формирования интерактивной заявки на дипломный проект выглядит следующим образом:

  1. Получение студентом доступа в интернет-портал «Корпоративный университет» (личный код).
  2. Выбор вида деятельности, по которому будет написан дипломный проект.
  3. Выбор темы (мероприятия).
  4. Определение экономических аспектов методов анализа.
  5. Регистрация заявки на проект.
  6. Выбор руководителя проекта и консультанта.

 

Формирование заявки проходит в несколько туров, пока не будут распределены все дипломники. По решению комиссии студентам открывается доступ к справочно-информационному разделу и к форуму «Студенческий практикум», в котором они смогут в режиме реального времени задавать свои вопросы руководителю дипломного проекта и главным специалистам компании.

Таким образом, весь процесс формирования темы дипломного проекта, выбора руководителя и участия в конкурсе на занятие вакантного рабочего места станет интерактивным, что усовершенствует доступ к информационным ресурсам предприятий. «Корпоративный университет» интересен всем его участникам. Студенты смогут самостоятельно выбирать себе руководителя дипломного проекта, организацию для прохождения преддипломной практики, претендовать на вакантное рабочее место специалиста, непосредственно контактировать с руководителями проектов и главными специалистами. «Татнефть» - выбирать себе качественных специалистов и подготавливать их в соответствии со своими требования ми. Институту проект поможет повысить уровень подготовки специалистов, разнообразить направления тем дипломных проектов и обеспечить более глубокое изучение выбранной темы.

«Корпоративный университет» - это проект, работающий в интернет-пространстве, что позволяет оперативно и на высоком уровне решать сложные задачи. Мы надеемся, что портал найдет широкое применение в системе образования и позволит значительно упростить взаимоотношения работодателей, студентов, АГНИ. В проекте изначально заложен большой потенциал – почему бы в будущем не использовать его в выстраивании деловых отношений между «Татнефтью» и другими вузами?

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Это переводная статья из альманаха № 5 2013 года, вот источники: 1. «OEE Improvement by TPM Imple... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Добрый день! Вопрос: почему у Вас в расчете доступности берется операционное время с учетом внеплано... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Эта статья 2010 года, тех времён, когда представители Голдрата в России ТОС продвигали и рекламирова... Постоянно улучшать – практическое руководство по управлению производством на основе ТОС
А как насчёт самосвалов как КИО вы применяете какой эффективность вы проявляете? «Карельский окатыш»: 35% – показатель общей эффективности оборудования для экскаваторного парка
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”