Расскажем о модуле «Рабочий инструктаж» методологии TWI (Training Within Industry).
Благодарим редакцию корпоративной газеты «Силовые машины» за предоставление данного материала.
Обучая своего ученика, наставник может применять разные подходы и инструменты. Наиболее эффективным показала себя методология в стиле TWI (Training Within Industry), то есть «обучение в промышленности». Самый распространенный модуль такого подхода – «Рабочий инструктаж», состоящий из четырех шагов.
Определить, чему обучать. Для этого надо выяснить, что уже знает ученик о работе и подготовить инструкцию обучения работе, в которую входит:
служебная информация (наименование участка, специальности, вид работ, составитель инструкции и дата составления);
основные этапы (логически законченные модули, легкие для запоминания и сформулированные в глагольной форме, то есть отвечающие на вопрос: «Что нужно сделать?»);
ключевые моменты – «маленькие» шаги, описывающие, как должен действовать ученик, чтобы работа была сделана. Ключевой момент всегда связан с одной или несколькими темами:
ключевые причины – это объяснение, почему нужно выполнять ключевой момент.
Если ученик умеет или «делал что-то похожее», спросить об основных этапах и ключевых моментах. Важно создать непринужденную атмосферу, для этого можно использовать технику позитивного влияния – воздействовать при помощи мыслей, эмоций и действий: показываем, что открыты к общению (в том числе языком тела – открытой позой и плавными жестами), общаемся дружелюбно, интересуемся успехами.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
Наставник рассказывает, показывает и иллюстрирует выполнение каждого основного этапа по отдельности, объясняет терпеливо, дает четкие и полные инструкции. Важно не давать больше, чем человек реально может освоить за один раз.
Инструктаж ученика. Применяется принцип: расскажи – покажи – дай сделать под присмотром. Наставник может поменять цепочку, если посчитает это эффективным.
При инструктаже и на этапе разработки инструкции важно применять простой язык. Сложные темы надо пересказывать простыми словами, но с сохранением первоначального смысла. Также можно применять сравнение, аналогии и метафоры.
Наставник:
Модель точности состоит из двух техник:
Обратная связь необходима для того, чтобы ученик скорректировал свое поведение. В зависимости от результата ученика возможны варианты:
подкрепляющая (все сделано по инструкции, нужно чтобы ученик запомнил, как правильно);
корректирующая (большая часть сделана по инструкции, но требуется корректировка рабочего поведения);
мотивирующая (часть инструкции игнорируется или демонстрируется негативная позиция).
В мотивирующей обратной связи наставник определяет базовый мотив ответа ученика и дальше подбирает слова в соответствии с данным мотивом. Задача наставника – выяснить причину поведения ученика.
Наставник контролирует выполнение и дает ученику возможность поработать самостоятельно, подсказывает, к кому и куда при необходимости обращаться за помощью, часто проверяет, поощряет и задает вопросы.
Важно при необходимости проводить дополнительное обучение и инструктаж, постепенно сокращая контроль и проверки.
Не надо излишне опекать ученика, но важно объяснить, по каким вопросам можно обращаться к вам и другим специалистам в период и после стажировки. Лучше организовывать частые и короткие проверки, они формируют ощущение постоянного присутствия наставника и поддержки. При необходимости – провести дополнительное или повторное обучение.
Текст: Наталья Суханова, руководитель направления развития профессиональных компетенций управления развития персонала, «Силовые машины»