«Силовые машины» 0 комментариев

Советы от HR: четыре шага к ученику, или искусство наставничества

Расскажем о модуле «Рабочий инструктаж» методологии TWI (Training Within Industry).

Благодарим редакцию корпоративной газеты «Силовые машины» за предоставление данного материала.

Обучая своего ученика, наставник может применять разные подходы и инструменты. Наиболее эффективным показала себя методология в стиле TWI (Training Within Industry), то есть «обучение в промышленности». Самый распространенный модуль такого подхода – «Рабочий инструктаж», состоящий из четырех шагов.

1. ПОДГОТОВЬСЯ

Определить, чему обучать. Для этого надо выяснить, что уже знает ученик о работе и подготовить инструкцию обучения работе, в которую входит:

служебная информация (наименование участка, специальности, вид работ, составитель инструкции и дата составления);

основные этапы (логически законченные модули, легкие для запоминания и сформулированные в глагольной форме, то есть отвечающие на вопрос: «Что нужно сделать?»);

ключевые моменты – «маленькие» шаги, описывающие, как должен действовать ученик, чтобы работа была сделана. Ключевой момент всегда связан с одной или несколькими темами:

  • безопасность: предотвращение травм, эргономика, опасные места,
  • качество: предотвращение дефектов, точки проверки, стандарты,
  • техника выполнения: рациональные движения, специальные методы,
  • затраты: надлежащее использование материала и инструментов;

ключевые причины – это объяснение, почему нужно выполнять ключевой момент.

Если ученик умеет или «делал что-то похожее», спросить об основных этапах и ключевых моментах. Важно создать непринужденную атмосферу, для этого можно использовать технику позитивного влияния – воздействовать при помощи мыслей, эмоций и действий: показываем, что открыты к общению (в том числе языком тела – открытой позой и плавными жестами), общаемся дружелюбно, интересуемся успехами.

Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

2. ПОКАЖИ и РАССКАЖИ

Наставник рассказывает, показывает и иллюстрирует выполнение каждого основного этапа по отдельности, объясняет терпеливо, дает четкие и полные инструкции. Важно не давать больше, чем человек реально может освоить за один раз.

Инструктаж ученика. Применяется принцип: расскажи – покажи – дай сделать под присмотром. Наставник может поменять цепочку, если посчитает это эффективным.

При инструктаже и на этапе разработки инструкции важно применять простой язык. Сложные темы надо пересказывать простыми словами, но с сохранением первоначального смысла. Также можно применять сравнение, аналогии и метафоры.

3. ПРОВЕРЬ

Наставник:

  • просит ученика молча выполнить работу и корректирует ошибки,
  • просит ученика объяснить, каковы ее основные этапы,
  • повторно просит выполнить работу, объясняя, в чем заключается каждый основной этап и ключевой момент.

Модель точности состоит из двух техник: 

  • техника активного слушания (заинтересованное выражение лица, легкий кивок головой в знак поддержания беседы, междометия участия «Угу», «Ага», «Да», «Так», короткие вопросы, поощряющие собеседника на рассказ, и т.д.);
  • воронка вопросов – сначала задаем открытые вопросы, на которые нельзя ответить «Да» или «Нет»; затем уточняющие, которые нужны, чтобы наставник проверил, так ли он понимает суть ответа; и закрытые – вопросы с ответом «Да или «Нет».

Обратная связь необходима для того, чтобы ученик скорректировал свое поведение. В зависимости от результата ученика возможны варианты:

подкрепляющая (все сделано по инструкции, нужно чтобы ученик запомнил, как правильно);

корректирующая (большая часть сделана по инструкции, но требуется корректировка рабочего поведения);

мотивирующая (часть инструкции игнорируется или демонстрируется негативная позиция).

В мотивирующей обратной связи наставник определяет базовый мотив ответа ученика и дальше подбирает слова в соответствии с данным мотивом. Задача наставника – выяснить причину поведения ученика.

4. КОНТРОЛЬ И ПОДДЕРЖКА

Наставник контролирует выполнение и дает ученику возможность поработать самостоятельно, подсказывает, к кому и куда при необходимости обращаться за помощью, часто проверяет, поощряет и задает вопросы.

Важно при необходимости проводить дополнительное обучение и инструктаж, постепенно сокращая контроль и проверки.

Не надо излишне опекать ученика, но важно объяснить, по каким вопросам можно обращаться к вам и другим специалистам в период и после стажировки. Лучше организовывать частые и короткие проверки, они формируют ощущение постоянного присутствия наставника и поддержки. При необходимости – провести дополнительное или повторное обучение.

Текст: Наталья Суханова, руководитель направления развития профессиональных компетенций управления развития персонала, «Силовые машины»

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Хотелось бы увидеть развернутый отчет о достижении целей в области качества за истекший год. Новые рубежи: Политика и Цели в области качества на 2023 год ТВЗ
Это очевидное решение с датчиком и автоматизацией приходит в голову, как только начинаешь читать ста... Сэкономить за 60 секунд: как расшили узкое место с помощью картирования
RCM это хорошо, но в статье не про него а про анализ отказов и их последствий, это немного не то же ... Ремонты – это про деньги: RCM на предприятиях «Мечела»
Правильно, даже в статье прозвучало: "Люди думают, что ERP — это дополнительный инструмент опти... Замена ERP-системы: уравнение с двумя неизвестными
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”