За более чем пятилетнюю историю существования ТНК-ВР в Компании накоплен огромный багаж знаний и опыта, поэтому сегодня одной из приоритетных задач является максимально эффективное использование собственных ресурсов и создание целостной системы сохранения и передачи знаний внутри Компании. Внедрение программ внутреннего обучения – важнейший шаг к поставленной цели.
Корпоративный журнал ТНК-ВР «Новатор», 2009г. http://www.tnk-bp.ru/
Алла Коновалова, Ольга Поповцева, Наталия Петухова, Департамент корпоративного обучения и развития, Управление кадров ТНК-ВР
За более чем пятилетнюю историю существования ТНК-ВР в Компании накоплен огромный багаж знаний и опыта, поэтому сегодня одной из приоритетных задач является максимально эффективное использование собственных ресурсов и создание целостной системы сохранения и передачи знаний внутри Компании. Внедрение программ внутреннего обучения – важнейший шаг к поставленной цели.
С 2003 года ТНК-ВР инвестировала в обучение и развитие персонала более $80 млн, и сегодня появилась возможность использования внутренних ресурсов для передачи опыта и знаний и повышения эффективности деятельности Компании. Совместные усилия сотрудников кадровых служб, руководителей подразделений и экспертов в различных профессиональных областях позволят сохранить накопленный организационный потенциал, ускорить внедрение корпоративных стандартов, улучшить знание бизнес-процессов и межфункциональное взаимодействие.
Главной особенностью создаваемой системы внутреннего обучения является то, что в качестве тренеров выступают сотрудники Компании, являющиеся экспертами в своих профессиональных областях. При этом тренеры продолжают выполнять свои основные производственные обязанности, проводя обучение
исходя из потребностей бизнеса. Тема тренинга выбирается целенаправленно исходя из конкретных потребностей в развитии сотрудников, за основу обучения берутся корпоративные стандарты ТНК-ВР, а в качестве примеров рассматриваются реальные проекты, реализуемые в Компании. Все это делает полученные знания применимыми сразу же после прохождения обучения.
Важная роль в решении задачи систематизации, сохранения и передачи внутренних знаний отводится и руководителям различных уровней – именно от их умения правильно определить потребности в профессиональном развитии сотрудников, а также от поддержки данной инициативы кадровыми службами зависит эффективность программ внутреннего обучения и развитие этой системы в целом.
Преимущества для всех участников системы
Программа внутреннего обучения способствует развитию не только участников тренинга, но и тех, кто выступает в качестве экспертов. Позиция внутреннего тренера ставит перед специалистами непривычные задачи. Предоставляя сотруднику этот статус, Компания признает его заслуги, подтверждает высокий уровень его квалификации. Однако наличие производственного опыта и экспертизы является необходимым, но далеко не единственным условием участия в программе внутреннего обучения. Эта деятельность является особой, требует недюжинных способностей, но в первую очередь – желания делиться знаниями и опытом. Учить – нелегкий труд, нужно не только суметь донести материал до слушателей – не в меньшей степени важно уметь слушать и слышать. Ключевым моментом также является большой объем подготовительной работы.
«Необходимо собрать материал по теме обучения, структурировать его, продумать примеры, возможные вопросы участников, практические задания. Для этого требуется взглянуть на свою деятельность, с одной стороны, с более высокой точки зрения, которая позволит обобщить опыт, отвлечься от незначительных деталей, а с другой – увидеть ее глазами участников, стать готовым услышать их практические вопросы и проблемы, суметь доступно изложить материал», – считает Михаил Холодов, заместитель директора Департамента бурения, БН «Разведка и Добыча».
Участвуя в подготовке и проведении программ внутреннего обучения, сотрудник получает целый ряд дополнительных преимуществ, включая расширение сети контактов, сферы влияния в Компании. Он становится узнаваемым экспертом в своей профессиональной области. Кроме того, перед тренером открываются перспективы карьерного роста: руководство Компании рассматривает таких сотрудников в качестве будущих лидеров, так как они уже сегодня демонстрируют потенциал к росту и продвижению. Для поддержания интереса и желания сотрудников участвовать в программах внутреннего обучения и выражения благодарности лучшим разработана система нематериального и материального поощрения.
Принимая решение стать внутренним тренером, эксперты Компании могут рассчитывать на всестороннюю поддержку сотрудников кадровых служб – от разработки и подготовки программ обучения до определения навыков, требующих совершенствования, и помощи в составлении индивидуального плана развития (ИПР). В настоящее время разработан ряд методических материалов по проведению внутреннего обучения, согласуются процедуры взаимодействия, которые призваны ускорить получение практических результатов.
Имеющийся опыт
Необходимо отметить, что создание целостной системы сохранения и передачи знаний является общемировой практикой и широко применяется в зарубежных компаниях. И для ТНК-ВР эта идея не является новой – целый ряд подразделений Компании (ОТ, ПБ и ООС, Управление системой снабжения, БН «Нефтесервисы» и другие) уже на практике убедились в эффективности такого подхода к обучению и развитию персонала.
Так, в ЗАО «Нижневартовскбурнефть» внутреннее обучение проводится с 2008 года. На предприятии – 17 внутренних тренеров. Обучение по эксплуатации оборудования и технологиям бурения проходит непосредственно в полевых условиях. В форме тренинга проводится обучение по вопросам обеспечения качества и ОТ, ПБ и ООС, а также по теме «Управление скважиной при газонефтеводопроявлениях (ГНВП)». Последний тренинг стоит отметить особо – помимо лекции слушателям предлагается посмотреть учебный фильм и закрепить полученные знания на тренажере.
По оценке технических специалистов и группы по обучению и социальному развитию ЗАО «Нижневартовскбурнефть», курсы по эксплуатации оборудования и технологиям бурения в полевых условиях повышают эффективность выполняемых работ. Специалисты Департамента по качеству и ОТ, ПБ и ООС регулярно проводят опросы, которые показывают, что работники на производстве, в основном, демонстрируют достаточный уровень знаний – и это следствие проведения внутреннего обучения. Что же касается тренинга по управлению скважиной при ГНВП, то результаты тестирования, проведенного до и после обучения, свидетельствуют о существенном улучшении профессиональных знаний работников.
Необходимо отметить, что большинство тренингов проходят на стыке нескольких дисциплин. Директор Департамента стратегий и управления инвестициями БН «Переработка и Торговля» Дмитрий Спиваковский проводит серию внутренних тренингов под общим названием «Переработка для коммерческих менеджеров». Дмитрий начал принимать участие в программе внутреннего обучения в феврале 2009 года, уже провел два семинара и для завершения модуля планирует провести еще два-три семинара. «Сильные стороны программы заключаются в том, что обучение проводят люди, обладающие опытом, полученным непосредственно из реальной практики на проектах Компании, – считает Спиваковский. – Это не теоретические знания и игры, которые зачастую предлагаются на сторонних тренингах, а то, что может пригодиться людям в их реальной работе – такие знания лучше закрепляются».
Конечно, об изменениях в работе участников тренинга говорить пока рано, ведь обучение еще не закончено, но Дмитрий замечает, что некоторые его коллеги уже применяют полученные знания на практике. «Я заинтересован в том, чтобы сотрудники могли решать вопросы на более высоком уровне компетентности, что поможет и мне при взаимодействии с ними», – добавляет он.
Однако до недавнего времени организация внутреннего обучения носила фрагментарный характер, и сегодня перед специалистами кадровых служб стоит задача создать единую эффективную систему внутреннего обучения, охватывающую всю Компанию, во всех регионах ее присутствия. Уже существует каталог внутренних программ обучения, определен список тренингов, по которым в ТНК-ВР существует потребность. Планируется, что уже в этом году будет проведено более 170 таких тренингов. Пока что каталог внутренних программ обучения охватывает лишь Корпоративный центр Компании. Однако региональные предприятия уже начали формировать свои собственные программы.
«Мы только в начале пути создания системы сохранения и передачи внутренних знаний Компании, – комментирует Вице-президент по работе с персоналом ТНК-ВР Денис Крянин. – Нам необходимо понять, как структурировать накопленный опыт, постоянно обновлять и сделать его доступным для сотрудников. Поэтому на сегодняшнем этапе необходимо относиться к внутреннему обучению как к живому организму, который будет расти, развиваться и совершенствоваться. И то, какую роль он сыграет в успешности нашего бизнеса, зависит от совместных усилий всех участников процесса».
Табл. 1 Роли сотрудников, вовлеченных процесс внутреннего обучения
Роль |
Задачи |
Сотрудник кадровой службы Лидер процесса обучения |
|
Заказчик тренинга Руководитель, инициировавший запрос на организацию обучения |
|
Тематический эксперт Одновременно может являться заказчиком тренинга |
|
Тренер Одновременно может являться тематическим экспертом |
|
Руководитель тренера |
|