В 2012 году завершился пилотный проект по возрождению системы наставничества в конструкторском бюро (КБ). Проект внедрялся в двадцати отделах КБ сроком на 1 год с подведением промежуточных итогов через 6 месяцев. Предполагалось, что реализация проекта позволит сохранить накопленный в течение десятилетий опыт уникальных технических разработок ОКБ Сухого, ускорит процесс передачи опыта новому поколению специалистов, будет способствовать закреплению и развитию молодых кадров.
Благодарим редакцию журнала за предоставление данного материала.
Первоначально, выступить в роли наставников было предложено 37 сотрудникам КБ. В течение года в их числе по разным причинам происходили небольшие изменения, и к окончанию действия проекта в нем участвовали 39 наставников. Более половины наставников – ведущие конструкторы (51%). Главные специалисты составляют 18%, руководители бригад – 15%, заместители начальников отделов и инженеры-конструкторы 1, 2 категории – по 8%.
С начала действия пилотного проекта общее число курируемых – 49 человек – не изменилось. Большинство курируемых – инженеры-конструкторы разных категорий: и/к (20%), и/к 3 кат. (37%), и/к 2 кат. (14%), и/к 1 кат. (16%), приняли участие также техники (8%), ведущие конструкторы и начальники бригад (по 2%).
С наставниками были заключены дополнительные соглашения, согласно которым они, по разработанному совместно с руководителем подразделения перечню технических задач и теоретических вопросов, осуществляли передачу знаний и оказывали курируемому необходимую консультативную помощь при самостоятельном решении поставленных задач. По истечении 6-ти месяцев и к окончанию действия пилотного проекта наставники предоставляли для рассмотрения на технической комиссии отчеты о ходе работы с подопечными.
Большинство наставников совместно с курируемыми разработали методические пособия. По решению Комиссии из них было отобрано 25 работ. Эти работы вошли в состав Сборника методических материалов ПИНЦ, который лег в основу создания на предприятии Базы знаний ОКБ Сухого. В настоящее время Сборник размещен на внутреннем корпоративном сайте и передан на хранение в научно-техническую библиотеку. Отдельные методические материалы хранятся также и в тех отделах КБ, в которых они были разработаны.
У курируемых появилась дополнительная возможность представить свои работы в конкурсе на лучшую научно-техническую работу. За 2011 год в конкурсе приняли участие 10 курируемых (из 35 человек, имеющих возможность по правилам конкурса – соответствие по возрасту и должности). Все они заняли призовые места (1 место – 1 человек, 2 место – 3 человек, 3 место – 6 человек), что является достаточно высоким показателем включенности этих молодых сотрудников в творческую, новаторскую деятельность.
Также, в целом, можно отметить значительный должностной рост курируемых. Всего за этот период в должности выросло 22 человек (47%), 6 человек из них были повышены в должности по итогам конкурса на лучшую научно-техническую работу. Кроме этого, самими наставниками были рекомендованы к повышению 14 курируемых, 6 человек из них уже были повышены к окончанию пилотного проекта. Вопрос о должностном росте остальных курируемых в настоящее время рассматривается.
Следует также отметить, что были дополнительно премированы 6 наставников, принявших наиболее активное участие в пилотном проекте.
В настоящее время программа наставничества уже получила свое продолжение сроком еще на 1 год. Утвержден новый список наставников (73 человек) и курируемых (89 человек). Таким образом, численность участников была увеличена почти в два раза.
Кроме этого, был сформирован расширенный список (Матрица наставничества), в который вошли все ключевые специалисты КБ и их действующие или предполагаемые курируемые.
В дальнейшем, Матрица наставничества позволит осуществлять мониторинг системы передачи знаний по цепочке от их носителей, вплоть до техников – студентов профильных ВУЗов, проходящих целевую подготовку на предприятии.
Среди основных итогов внедрения системы наставничества можно выделить:
Жданова Л. В.