Основная часть этой программы – практическое участие резервистов в стратегических проектах компании.
На Горьковском автозаводе завершился четвертый модуль корпоративной программы «Развитие стратегического кадрового резерва». Он был посвящен развитию системного мышления - одной из ключевых компетенций будущих руководителей. Участники осваивали теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ) и применение ее инструментов на практике.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
В программе «Развитие стратегического кадрового резерва» (СКР) участвуют перспективные молодые специалисты разных предприятий, прошедшие серьезный конкурсный отбор. Обучение включает серию тематических модулей с лекциями и тренингами, выполнение домашних заданий, но основная часть развивающей программы – практическое участие резервистов в стратегических проектах компании. Они работают под руководством опытных наставников, которые являются руководителями или менеджерами по направлениям этих проектов.
– Каждый из трех этапов программы рассчитан на год. На первом молодой специалист выступает в роли дублера своего наставника, на втором полностью возьмет на себя выполнение освоенных функций в стратегическом проекте, а на третьем сменит направление деятельности, чтобы получить опыт в новой для себя сфере и расширить круг своих компетенций, – говорит директор департамента развития персонала Мария Казанцева.
В течение каждого этапа участники программы оцениваются по многим критериям, и до финиша могут дойти не все.
Каждый обучающий модуль включает знакомство с производственными площадками для формирования целостного представления о производстве продуктов компании. В этот раз участники побывали на Нижегородском литейном заводе (литейный цех №1) и в прессовом цехе №3 прессово-рамного завода, ознакомились с их производственными процессами и передовыми технологиями. На обоих производствах видны результаты постоянных улучшений.
Так, на НЛЗ введены в строй два дополнительных стержневых автомата и планируется запуск еще одного, что повысит производительность и качество, освоено производство крупных отливок V-образных блоков цилиндров. В третьем прессовом автоматизируются производственные процессы, повышается культура производства, в том числе благодаря работе участников программы развития лидеров БС-250 и обучению Производственной системе «ГАЗ». Среди внедренных улучшений – новые стеллажи для хранения деталей, автопоезда, унифицированные сварочные кондукторы.
– Мне как технологу очень понравился интересный, профессиональный и доходчивый рассказ о литейном и других производственных процессах, видно, что коллеги с нижегородской площадки хорошо знают свое дело, – рассказал начальник отдела окраски управления главного технолога Ликинского автобусного завода (ЛиАЗ) Евгений Попов. – Впечатляет, что литейный завод оснащен современным оборудованием, а на прессово-рамном производстве оно постоянно обновляется.
Резервисты уже сейчас активно участвуют в создании новых продуктов, поэтому весьма полезным для них стало знакомство с мировыми трендами развития автопрома и перспективными задачами нашей компании, о которых рассказал директор по развитию и инновациям Горьковского автозавода Андрей Кузнецов.
– Бурное развитие интернет-торговли, тенденции внедрения электромобилей, беспилотников, экосистем побуждает компании искать новые бизнес-модели, генерировать инновации, – отметил он. – Среди макротрендов автопрома - развитие автоматизации управления транспортным средством, его взаимодействия с человеком и окружающей средой, которое выходит на качественно новый уровень. Все идет к тому, что цифровой автомобиль будущего станет таким же удобным гаджетом, как телефон.
Об инструментах и базовых принципах решения нестандартных задач в условиях глобальных вызовов рассказал заместитель директора департамента ТРИЗ нашей компании Николай Саунин в ходе семинара-практикума «Навыки системного мышления».
– Чтобы побеждать, компании должны перестраиваться, а сотрудники – уметь находить инновационные подходы, – подчеркнул Николай Евгеньевич. – ТРИЗ дает необходимые инструменты, методику, позволяющую тренировать процесс мышления и управлять им.
Н. Саунин подробно остановился на практике и результатах внедрения ТРИЗ в нашей компании.
– Мощные аналитические инструменты оказались полезными в разработке стратегий, созданы методики принятия эффективных решений и организовано обучение им сотрудников, – рассказал он. – Программы инновационного развития, содержащие смелые, прорывные идеи, уже разрабатываются каждый год в дивизионах «Автокомпоненты» и «Коммерческие автомобили», на очереди – другие направления нашего бизнеса.
Полученную информацию об инструментах ТРИЗ участники обучения применяли на практике в ходе бизнес-игры «Поиск инновационных решений». Девять команд пробовали себя в роли дирекции по развитию крупной компании. Задача была у всех общая – предложить идеи по совершенствованию существующей модели легкого коммерческого автомобиля, чтобы в итоге получить качественно новый, инновационный продукт, отвечающий мировым трендам.
– Участникам игры необходимы системное мышление, способность генерировать и четко излагать идеи, умение работать в команде, – отметила руководитель программы развития СКР Любовь Потапова. – Требования к предлагаемым улучшениям - уникальность, востребованность рынком, легкость в реализации, польза для бизнеса.
Результаты интенсивной многочасовой работы команды представили на суд экспертов. Первое место заняла команда «Генераторы», а ее самым продуктивным игроком (генератором идей) назван инженер-конструктор Объединенного инженерного центра (ОИЦ) Даниил Печалинов. В рамках программы развития СКР он участвует в проекте по разработке и освоению производства среднетоннажного бескапотного грузового автомобиля «Валдай 12». С ТРИЗ Даниил познакомился впервые и теперь намерен применять эту методику в своей работе.
– Нам дали много новых интересных инструментов для нахождения ответов и решений очень сложных задач, – рассказал он. – Мы научились анализировать внешние факторы, которые могут повлиять на продукт, чтобы правильно понять, каким он должен стать в будущем.
Участники программы поделились впечатлениями от полученных на четвертом модуле новых знаний и навыков.
– Обучение ТРИЗ я уже проходил раньше, но с удовольствием узнал немало новых нюансов, а деловая игра показала, что работа в команде, особенно из представителей разных подразделений, дает хорошие плоды, – говорит Евгений Попов с ЛиАЗа. – Сейчас на нашем заводе запущены проекты по освоению производства автобуса нового поколения CITYMAX 12 и других перспективных продуктов. Думаю, что в ходе их освоения будет возникать немало сложных нестандартных задач, и инструменты ТРИЗ очень пригодятся для их решения.
Главный специалист дирекции по развитию и инновациям автозавода Александр Максимов убежден, что ТРИЗ, как и Производственная система «ГАЗ» применима не только в любой профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
– Обучение в рамках программы СКР – это вызов, смена обстановки, которые позволяют открыть в себе новые возможности и способности, – говорит он. – Мы выходим из зоны комфорта, играем новые роли по новым, жестким правилам и в сжатые сроки. Немного стресса, но положительный результат налицо.
В рамках программы Александр участвует в проекте «Валдай 12», исполняя роль дублера его руководителя. Кроме того, курирует направление освоения производства спецтехники на базе нового автомобиля.
– Наша работа уже приносит плоды, образцы специальных машин на шасси «Валдай 12» изготовлены и представлены на выставках, – говорит он.
Ведущий специалист отдела развития закупок дирекции по закупкам ярославской площадки Валерия Борисова открыла для себя ТРИЗ впервые.
– Раньше мы не использовали эти инструменты в закупочной деятельности, но на тренинге я поняла, что их можно применять и в нашей, и в других, самых разных областях, – говорит она.
По признанию Валерии, члены ее команды отлично нашли общий язык, работа была очень комфортной и продуктивной, и она надеется, что и дальше они будут взаимодействовать в решении разных задач.
Важность командной работы для достижения успеха отметила и директор по персоналу нашей компании Елена Марштупа, подводя итоги очередного этапа обучения.
– В любом деле прежде всего важна команда, многое будет зависеть от того, как ее члены сработались, распределили роли и функции, – отметила она. – Каждый должен быть готов при необходимости взять на себя роль организатора процесса - именно так формируется будущий руководитель.
Андрей Кузнецов положительно оценил итоги модуля и предложенные инновационные идеи по совершенствованию продукта.
– Хорошо, что многие из них ориентированы на задачи бизнеса и обеспечение комфорта водителя, а это сейчас один из ключевых трендов многих компаний, – отметил он. – Важно, что участникам программы было интересно подняться над текущими задачами и заглянуть в будущее.
Текст: Сергей Целибеев. Фото газеты «Автозаводец»