0 комментариев

Портал знаний ТНК-ВР – источник роста специалиста

В XXI веке традиционные схемы обучения сотрудников претерпевают изменения. Причина тому – новые информационные технологии и принципиально новые возможности для обмена информацией. По статистике, в международных нефтяных компаниях не менее 30% программ обучения сотрудников реализованы в электронной форме, и этот показатель год от года только растет. В ТНК-ВР также запущен новый информационный и учебный ресурс для всех сотрудников. Как рассказал «Твоей Компании» руководитель группы развития технических дисциплин Сергей Митричев, внутренний сайт, получивший название Портал знаний, призван служить единой входной точкой для получения профессиональной информации и развития сотрудника электронными методами.

«Твоя компания», журнал ТНК-ВР, июль 2011г. http://www.tnk-bp.ru

Сергей Митричев, Руководитель группы развития технических дисциплин ТНК-ВР 

 

В XXI веке традиционные схемы обучения сотрудников претерпевают изменения. Причина тому – новые информационные технологии и принципиально новые возможности для обмена информацией. По статистике, в международных нефтяных компаниях не менее 30% программ обучения сотрудников реализованы в электронной форме, и этот показатель год от года только растет. В ТНК-ВР также запущен новый информационный и учебный ресурс для всех сотрудников. Как рассказал «Твоей Компании» руководитель группы развития технических дисциплин Сергей Митричев, внутренний сайт, получивший название Портал знаний, призван служить единой входной точкой для получения профессиональной информации и развития сотрудника электронными методами.

Что можно сказать о внешнем виде и структуре портала знаний? 

Расположенный по адресу kp.tnk-bp.ru, портал в своем оформлении следует корпоративному стилю. При входе система автоматически узнает пользователя – нет необходимости запоминать и вводить пароли. Слева, по аналогии с другими информационными ресурсами ТНК-ВР, расположено главное меню портала, в правом верхнем углу отображается персональная информация пользователя и напоминания о проходимом обучении. 

Основные уже реализованные функции Портала знаний – поиск и классификация информации (меню «Поиск знаний»), организация и проведение электронного обучения (раздел «Обучение»), оценка уровня знаний (раздел «Оценка»), а также управление персоналом для руководителей (раздел «Администрирование»). 

Следует обратить внимание на специальный раздел «Моя профессия» – по мере создания профилей компетенций в различных подразделениях ТНК-ВР на этой страничке можно будет увидеть «профессиональный портрет» своей должности, узнать, какие именно требования предъявляет Компания к знаниям и умениям и на каком уровне, а также найти средства развития навыков. 

Как осуществляется поиск информации в портале? 

Знания и информация, представленные в виде электронных материалов, ответов на вопросы, обсуждений на форумах, накапливаются внутри Портала знаний и классифицируются по дисциплинам. Многим материалам можно присвоить ключевые слова для описания их содержания. Автоматически создаваемая карта знаний, а также ключевые слова позволяют сотруднику, кликув компьютерной мышкой на интересующем понятии или дисциплине, получить сводку всех связанных с этим информационных материалов. 

Если искомый материал не опубликован на Портале, можно напрямую обратиться к источникам знаний в Компании – экспертам и коллегам по специальности. Для этого мы подготовили набор средств – можно обсудить проблему на форуме или задать прямой вопрос эксперту. Иногда можно получить системные знания, оставив заявку на интересующий внутренний тренинг или проводимый тренером-экспертом Webinar (от слов web – сеть и семинар online – семинар с трансляцией видео и слайдов через окно на портале). Эти возможности осваиваются сейчас внутренними тренерами Компании и, возможно, потребуют некоторого времени для широкого применения. 

Каким образом на сайте представлена система обучения и развития? 

Система обучения и развития в ТНК-ВР выстроена по трем направлениям: лидерство и менеджмент, профессиональное развитие и знание бизнеса. Эти направления призваны развить специалиста для достижения им профессиональной компетентности, а затем создать из него успешного лидера, обеспечивая каждому прочную основу из базовых навыков и понимания принципов бизнеса Компании. 

Основой для измерения уровня квалификации сотрудника является компетенция. В 2011 году вступила в силу новая модель лидерских компетенций, отражающая ценности ТНК-ВР и лежащая в основе оценки личного вклада каждого сотрудника. С 2004 года в различных дисциплинах (всего выделено 25 профессиональных дисциплин) ведется работа по описанию профессиональных компетенций (уже описаны 18 дисциплин, включая все технические). 

Измеряя уровень развития компетенций специалиста по единой пятибалльной шкале ТНК-ВР и сравнивая его с целевым уровнем, задаваемым профилем должности по компетенциям, можно, с одной стороны, выявить «пробелы» в знаниях и умениях, а с другой стороны, найти высокопотенциальных сотрудников-профессионалов, превосходящих свой профиль в некоторых направлениях. 

Это дает возможность конкретному специалисту выбирать направления обучения на ближайшую перспективу, ставить цели развития и планировать карьеру. К сожалению, еще не все дисциплины охвачены компетенциями и профилированием, но работа в этом направлении активно ведется под руководством лидеров профессиональных дисциплин. 

Каким образом можно повысить свои знания? 

Одним из простых, незатратных и довольно эффективных методов развития компетенций является прохождение дистанционного обучения. Электронный дистанционный курс представляет собой мультимедийный ролик (зачастую озвученный голосом диктора и сопровождаемый видео и анимацией), содержащий теоретические сведения, схемы и иллюстрации, а также средства для самопроверки и закрепляющие упражнения. Дистанционный курс можно проходить по частям в удобное для себя время и в удобном темпе. При желании каждый шаг курса можно повторить, вернуться к пройденному материалу и использовать курс как электронный справочник. Каталог дистанционных курсов размещен на Портале знаний по адресу kp.tnk-bp.ru и постоянно обновляется – поэтому нужно чаще проверять, что там появилось нового. Важные новые курсы мы постараемся анонсировать через корпоративные средства информации. 

В настоящее время по всем трем направлениям обучения опубликован ряд дистанционных курсов, подавляющее большинство из которых доступно для запуска самим сотрудником. Ряд курсов, разработанных или отобранных профессиональными дисциплинами, назначаются в рамках целевых программ централизованно группам сотрудников и входят в обязательные программы подготовки молодых специалистов. 

Как пройти дистанционный курс обучения? 

Большинство курсов можно пройти самостоятельно. Для этого необходимо открыть страничку курса с описанием и нажать кнопку «Начать обучение». Курс включается в перечень курсов в «Личном кабинете» пользователя и отражается в перечне разделов, которые можно проходить в произвольном порядке. Обратите внимание, что на прохождение курса в зависимости от его объема дается довольно большой, но все же ограниченный срок. 

Некоторые специальные дистанционные курсы требуют подачи заявки в кадровую службу для назначения сотруднику. В этом случае вместо кнопки «Начать» обучение будет присутствовать кнопка «Подать заявку». После одобрения заявки пользователю придет уведомление на электронную почту. Курс также будет включен в перечень курсов в «Личном кабинете», что позволит вернуться к нему в любое время. 

В рамках целевых программ обучения и типовых планов развития молодых специалистов ряд курсов будет назначен автоматически согласно планам программ. В этом случае на адрес электронной почты сотрудника поступает уведомление о назначении дистанционного курса. По ссылке в сообщении можно приступить к обучению. Курс также будет включен в перечень курсов в «Личном кабинете», и его можно будет найти в дальнейшем. 

Какие еще формы обучения поддерживает портал знаний? 

Помимо электронных дистанционных курсов Портал знаний может предложить другие формы повышения квалификации. Так, на Портале внутренние тренеры Компании в разделе «Обучение» публикуют описания и даты проведения тренингов. Можно выбрать понравившуюся программу внутреннего обучения и подать на нее заявку. По мере набора достаточного количества желающих тренер назначит дату и место проведения. Все мероприятия включаются в единый «Календарь мероприятий» в том же разделе. Мероприятия могут проходить как в форме очных семинаров, так и в форме Webinar. Во время Webinar все участники и тренер подключаются к Порталу знаний со своих рабочих компьютеров, и происходит трансляция голоса, а иногда и изображения тренера, а также трансляция презентации и рабочего стола компьютера тренера, идет общение в online-чате. 

Какие инструменты может предложить портал знаний для экспертов и внутренних тренеров? 

Для этой категории предусмотрены дополнительные возможности, полномочия на которые выдаются кадровой службой по персональному обращению. Эти возможности включают загрузку собственных информационных и учебных материалов, проходящих процесс контроля качества назначаемым экспертом дисциплины, а также создание описаний внутренних курсов, назначение мероприятий, сбор заявок на них. 

В случае назначения сотрудника экспертом дисциплины, ему становится доступной функция ответа на «вопросы эксперту». Дополнительные возможности экспертов и тренеров позволяют также включить сотрудника в рейтинг экспертов для последующего карьерного развития. 

В каких направлениях будет развиваться портал в ближайшее время? 

Дальнейшее развитие Портала знаний направлено на создание полноценной системы сохранения и передачи знаний в рамках общей стратегии по управлению знаниями в нашей Компании. Таким путем пошли крупнейшие мировые компании нефтегазового сектора, причем лидерами этого процесса являются Schlumberger, Shell и BP. Вместе с этим, внедрение систем управления знаниями невозможно без достижения определенной культуры обмена знаниями, являющейся частью корпоративной культуры предприятий. Поэтому достижение поставленной цели зависит от совместных усилий. 

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Еще более 300 других идей вы можете посмотреть здесь – Кайдзен и рацпредложения: примеры из жизни (с... Как «Уралэлектромедь» увеличила выпуск медной катанки на 15 %
От редакции портала - если тема повышения эргономики рабочих мест вам интересна, пишите в комментари... Практические советы по улучшению эргономики рабочего места от Schneider Electric
Просто детский сад на Камазе! Ллойд Добинс (о менеджменте): Но одна часть программы Деминга вряд ... Контроль качества: технологии личной ответственности на «КАМАЗе»
Узнайте больше Бережливое производство Сборник уникальных алгоритмов и дорожных карт для внедрения бережливого производства
Бережливое производство