Успех в профессиональной деятельности и командной работе каждого сотрудника зависит от его личностных качеств и объема знаний и навыков. Это актуально не только для тех, кто начинает работу в Компании, но и для профессионалов, осваивающих новые технологии и переходящих на другие должности.
Татьяна Сергеева, менеджер, Департамент корпоративного обучения и развития, Управление кадров ТНК-ВР
Для реализации потенциала сотрудников в ТНК-ВР разработаны программы обучения и развития для различных категорий персонала – от рядовых специалистов до руководителей.
В зависимости от целей программы обучения делятся на три категории:
Чтобы помочь сотрудникам и руководителям ориентироваться в предлагаемых программах обучения и разъяснить порядок участия в них, в конце 2011 года Департамент корпоративного обучения и развития разработал методическое руководство «Возможности обучения и развития в компании ТНК-ВР». Документ размещен на портале «Навигатор» в разделе «Управление персоналом» / «Развитие и карьера».
Методическое руководство сопровождается схемами, на которых показан весь спектр возможностей обучения и развития для каждой из четырех категорий сотрудников: рабочих, специалистов, руководителей начального звена и руководителей среднего звена, а также основные шаги, которые нужно предпринять, чтобы воспользоваться этими возможностями. Кроме того, брошюра содержит ссылки на правила, процедуры и программы обучения, размещенные на портале «Навигатор». Руководство позволяет увидеть все возможности обучения и перейти к описаниям по быстрой ссылке.
Под любую задачу
В настоящее время Компания использует несколько форматов обучения:
Несмотря на существующее разнообразие форматов обучения, следует отметить, что самым эффективным методом является развитие на рабочем месте.
Многие исследования доказывают, что на тренинги, способствующие появлению новых идей и навыков, приходится только 10% вклада в развитие сотрудника . Еще 20% обеспечивает обучение с помощью других людей, например, наблюдение, наставничество, обратная связь от коллег и руководства, – этот вид обучения помогает понять и оценить прогресс в развитии и внести корректировки в поведение.
Остальные 70% приходятся на обучение на рабочем месте: именно этот способ позволяет сформировать и закрепить новый навык, а также свободно применять его на практике. Важной частью такой формы обучения является постоянный диалог с руководителем или наставником для обсуждения направлений развития, конкретных инструментов работы и достигнутых результатов. Сотрудник сам отвечает за свою карьеру, и 70% успеха определяется тем, стремится ли он к развитию и что для этого делает.
Приоритеты и обучение в 2012 году
В 2012 году основным фокусом обучения сотрудников Компании определено развитие ключевых технических дисциплин, таких как «Разработка пластов», «Геология и геофизика», «Бурение», «Внутрискважинные работы», «Капитальное строительство» и «Технологии переработки». Кроме того, к важной части кадровой стратегии этого года относится выявление и развитие талантов.
Сбор потребностей в обучении на 2012 год осуществляется несколькими способами:
Основными «заказчиками» программ обучения являются лидеры дисциплин и руководители подразделений, поэтому главная задача сотрудника, заинтересованного в обучении, – обсудить планы и зоны развития со своим непосредственным руководителем, например, в рамках регулярных встреч по постановке целей в процессе оценки эффективности деятельности и диалога по критериям личного вклада.
В свою очередь, руководители должны определить основные приоритеты развития своего подразделения на текущий период, совместно с менеджерами по работе с персоналом и Департаментом корпоративного обучения и развития разработать стратегию и программу развития персонала и реализовать их в течение года.
Формирование потребностей подразделений в развитии сотрудников на 2012 год еще не завершилось, поэтому Департамент корпоративного обучения и развития рекомендует руководителям в максимально сжатые сроки определиться с направлениями обучения и развития своих подразделений и инициировать специальные обучающие программы.