"Импульс-ЭХЗ" 0 комментариев

Денис Лунев: «Ставить во главу угла реальный результат»

Пришло время «менять психологию производственников», так считает профессиональный тренер Корпоративной академии Росатома Денис Лунев, возглавлявший группу преподавателей на двухдневном обучающем семинаре для производственных руководителей уровня начальников цехов по программе «Развитие производственного менеджмента», прошедшем в учебном центре ООиРП ЭХЗ 24–25 апреля.

– Денис Николаевич, какова основная задача проводимых вами тренингов?

– Повысить компетентность руководителей на местах в вопросах экономики, управления производством и персоналом. В данном конкретном случае – провести обучающий семинар для руководителей подразделений по изучению различных элементов управления производством с привлечением эффективных инструментов ПСР. В том числе – дать понимание, каким образом можно, например, сократить складские запасы на участках, оптимизировать управление заказами на разных этапах производства… И вообще – где и каким образом можно что-то оптимизировать, сэкономить.

– Основной способ донесения знаний до слушателей – лекция?

– Лекций вообще не предусмотрено. Занятия проводятся в виде семинара либо тренинга. Сегодня, например, состоится большая деловая игра – бизнес-симуляция, где люди будут имитировать реальный производственный процесс. Как раз на этом примере будем разбирать внедрение «тянущей» системы производства.

– Вот тут, если можно, подробнее – что есть «тянущая» система?

– Это заимствованный термин, давно принятый экономистами во всем мире. Это – когда во главе угла стоит заказчик. На всех этапах производства. Каждое подразделение становится заказчиком для следующего в производственной цепочке (включая выполнение ремонтных работ и любых сервисных заданий): отделы становятся заказчиками для цехов, цеха – для отделов. И все это – в реальном времени! То есть мы всегда имеем четкий заказ, который надо выполнить к определенному сроку. Выгоды очевидны: не производится ничего лишнего, минимизируются затраты на хранение и учет, резко снижается риск брака, уменьшаются неликвиды. И что очень важно – система сама мотивирует людей к скорейшему и наиболее рациональному решению возникающих в процессе производства проблем.

Увы, факт остается фактом: большинство руководителей-производственников нашей отрасли живут и работают в рамках «толкающей системы», доставшейся нам в наследство от плановой экономики. Говорю вовсе не в упрек им – другой системы они никогда не знали и привыкли, что даже в случае ввода некоего нового производства – сначала нарабатывается объем выпуска, а уже потом начинается поиск каналов сбыта того, что производится… В результате растет незавершенное производство, распухают затраты на хранение и учет, увеличиваются неликвиды, растет вероятность невыявленного брака. Ну и о мотивации работников к решению производственных проблем, понятно, говорить не приходится.

– Вы провели такого рода семинары на многих предприятиях Росатома. Можете оценить готовность слушателей, как правило – матерых производственников, принять ту же «тянущую» систему?

– Сразу оговорюсь: все сказанное ниже – мое сугубо субъективное мнение. Вот смотрите: с точки зрения профессиональной и управленческой компетентности слушатели на всех предприятиях находятся на достаточно высоком уровне. При этом уровень лояльности к новшествам всюду разнится достаточно сильно. Там, где превалирует деловой настрой, – перспективы внедрения нового более реальны. А там, где высок «уровень нытья»… сами понимаете.

Вообще, мне кажется, что основная проблема любых трансформаций (всюду, и в Росатоме в том числе) – в том, что очень много делается для галочки. Очень много показухи и формализма. Людям важнее «правильно» отчитаться, показать себя с лучшей стороны, нежели довести дело до конца и продемонстрировать реальные результаты. И, одновременно, присутствует стремление спрятать недостатки и, не дай бог, показать себя в каких-то вопросах некомпетентными. Причем это имеет место быть на всех уровнях управления. Наверное, возник такой подход не на пустом месте. Может быть, сказалась вбитая десятилетиями советского периода привычка рапортовать. Может, мы уже в наше время «пережали гайки», увлекшись методами экономического давления… А скорее всего – и то, и другое сразу. Но внедрять любые изменения с таким подходом людей к работе очень тяжело.

– И каким образом сдвинуть с места эту глыбу?

– Психологию производственников надо менять. Личное отношение каждого к тому, что он делает. Необходимо во главу угла ставить достижение реального результата, а не демонстрацию своей лояльности руководству. И еще, я убежден, что дальнейшим «закручиваем гаек» можно все только ухудшить. Если сейчас начать людей за это ругать – они очень быстро научатся более тщательно скрывать свое бездействие, обходить острые углы и т. п.

– Понятно, ругать нельзя – а что можно?

– Хвалить – даже за небольшие, но реальные успехи. Широко и позитивно эти успехи освещать. Прикладывать совместные усилия для достижения реальных результатов. А все проблемы выносить на общее обсуждение – вскрывать, а не скрывать, обнародовать, вовлекая как можно больше людей в их решение. Сейчас для этого существуют замечательные инструменты, в той же производственной системе «Тойота». Например, собрание на месте проблемы всех ключевых специалистов, всестороннее ее обсуждение и оперативное решение.

У нас все это существует пока лишь на бумаге. И очень жаль, потому что у нас множество толковых молодых ребят, с массой оригинальных идей и собственным взглядом на вещи. Более того, я в ходе тренингов неоднократно убеждался, что и у старшего поколения, отдавшего всю жизнь производству, есть масса перспективных идей – другое дело, что они уже не верят, что эти идеи когда-нибудь могут быть реализованы. Проще написать стандартный отчет…

– Кстати, о молодежи. Как вам показались работающие с вами наши внутренние тренеры, специалисты ОРПС Михаил Морозов и Иван Погуляев?

– Они большие молодцы. Я-то, в основном, теоретик – а они люди дела, специалисты-производственники. Соответственно, они во многих аспектах разбираются лучше, чем я, у них наработан достаточно богатый опыт практического внедрения различных инструментов ПСР. Так что мы по ходу занятий постоянно друг другу помогаем. В общем – удачно дополняем друг друга. Конечно, им есть еще чему учиться – но и я у них многому учусь!

Григорий Ростовцев

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Это переводная статья из альманаха № 5 2013 года, вот источники: 1. «OEE Improvement by TPM Imple... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Добрый день! Вопрос: почему у Вас в расчете доступности берется операционное время с учетом внеплано... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Эта статья 2010 года, тех времён, когда представители Голдрата в России ТОС продвигали и рекламирова... Постоянно улучшать – практическое руководство по управлению производством на основе ТОС
А как насчёт самосвалов как КИО вы применяете какой эффективность вы проявляете? «Карельский окатыш»: 35% – показатель общей эффективности оборудования для экскаваторного парка
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”