0 комментариев

Специфика обучения LEAN-инструментам студентов разных специальностей

Материалы научно-практического LEAN-семинара "Внедрение концепции "Бережливое производство" в Республике Татарстан (27 мая 2011 года).

Клочкова К.В., ГОУВПО «Камская государственная инженерно-экономическая академия (ИНЭКА) в г. Набережные Челны


В настоящее время растет потребность российского бизнеса в высококвалифицированных специалистах в области управления производством. Сегодня очевидно, что для создания конкурентоспособной продукции необходимо внедрение на российских предприятиях современных производственных систем, таких, например, как «Тойота», «Кайзен», «Бережливое производство». Промышленные компании, нацеленные на восприятие передового мирового опыта в организации производства, уже осознали необходимость подготовки собственных квалифицированных кадров, которые знают проблемы конкретного производства изнутри. Появилась система оценки эффективности производственных менеджеров, которая в измеряемых значениях покажет выгоду предприятия от грамотного внедрения передового мирового опыта в области управления производством.

Сейчас «Бережливое производство» внедряется в машиностроении, в строительстве («Бережливое строительство»), в медицине («Бережливая медицина»), и даже в офисах («Лин-офис»). Бережливое производство в виде соответствующим образом построенных производственных систем внедряется на предприятии ОАО «КАМАЗ», на автозаводе ГАЗ («Производственная система ГАЗ») и на множестве других предприятий самых разных отраслей.

Одним из главных каналов распространения прогрессивных идей «Бережливого производства» являются специализированные курсы и программы по бережливому производству в производственных системах, в вузах. Для популяризации идей бережливого производства в России очень важно обучать данным инструментам студентов и молодых специалистов в процессе обучения в вузе.

Основными блоками обучения, которые необходимы для изучения студентами, независимо от специальности должны быть:

1. Бережливое производство: базовые идеи, основные принципы, системы и инструменты.

1.1. Истоки, принципы, причины появления и история развития концепции бережливого производства.

1.2. Ключевые понятия концепции бережливого производства.

1.3. Краткая характеристика подсистем (JIT, TQM, 5S, ТРМ, кайдзэн) и основных инструментов (малые группы, визуализация, дзидока, ячеистое расположение зон обслуживания, пока-екэ, стандартизация, 5 почему, 5W1H, семь простых инструментов, семь новых инструментов) бережливого производства .

2. Развертывание на предприятии системы «Упорядочение» (5S) - системы наведения порядка, чистоты и укрепления дисциплины с участием всего персонала.

2.1. Принципы, возможности и условия применения системы «Упорядочение» (5S).

2.2. Малые группы - основа развертывания системы. Организация деятельности малых групп.

2.3. Технология внедрения системы «Упорядочение» (5S).

2.4. Пять ключевых инструментов развертывания и поддержания системы «Упорядочение» (5S).

2.5. Возможность синхронного развертывания систем «Упорядочение» (5S) и ТРМ.

3. Организация «вытягивающего» поточного производства (система «точно вовремя» - JIT).

3.1. Составление карт потока создания ценности.

3.2. Построение системы канбан.

3.3. Технология быстрой переналадки (SMED).

4. Особенности всеобщего управления на основе качества (TQM) в производственной системе, построенной на принципах TPS-Lean.

4.1. Реализация процессного подхода в управлении, описание системы процессов организации.

4.2. Разработка системы показателей деятельности предприятия и декомпозиция показателей до уровня подразделений (развертывание политики - «хосин канри»).

4.3. Технология решения проблем с использованием семи простых инструментов.

5. Система ТРМ и порядок ее развертывания.

5.1. Развитие систем производственного обслуживания оборудования и появление системы всеобщего производительного обслуживания оборудования (ТРМ).

5.2. Принципы построения и основные элементы системы ТРМ:

  • а) самостоятельное обслуживание оборудования операторами,
  • б) отдельные улучшения оборудования,
  • в) плановое обслуживание оборудование,
  • г) повышения мастерства персонала,
  • д) управление оборудованием на начальных этапах его жизненного цикла,
  • е) создание системы обслуживания оборудования, ориентированной на качество,
  • ж) поддержание безопасных условий труда и охрана окружающей среды,
  • з) развертывание ТРМ в управленческих подразделениях,
  • и) технология пошагового развертывания системы ТРМ.

6. Формирование системы постоянного совершенствования деятельности организации (кайдзен).

6.1. Разработка и развитие системы подачи, рассмотрения и реализации предложений по улучшениям.

6.2. Система предложений по улучшениям и система рационализаторских предложений.

6.3. Организация кайдзен-прорывов (практических семинаров по кайдзен).

6.4. Система кайдзен и концепция «Шесть сигм».

7. Практика построения производственной системы предприятия на принципах TPS-Lean: опыт и проблемы.

7.1. Особенности развертывания бережливого производства на российских предприятиях.

7.2. Семь шагов по построению производственной системы предприятия на принципах TPS-Lean.

Система бережливого обучения, как элемент любой бизнес-стратегии, реализующей принципы бережливого производства, направлена на выявление и устранение потерь для увеличения производительности труда, в конкретном случае - производительности обучения. Основные принципы и инструменты бережливого производства достаточно гибкие в применении, их можно адаптировать к сфере образования.

При подготовке будущих преподавателей, помимо общих сведений о базовых идеях и основных принципах бережливого производства, необходимо учитывать специфику направления и по-иному рассматривать lean-инструменты:

  • выявление и устранение потерь в обучении [перепроизводство (заказ и/или разработка, организация и проведение обучения, не соответствующего по своей сути повседневной деятельности будущего специалиста);
  • избыточные запасы (подготовки избыточного числа специалистов);
  • брак (студент, закончивший обучение, но не соответствующий требованиям заказчика по уровню и глубине полученных знаний и навыков);
  •  потери при транспортировке (регулярное отправление сотрудников в дальние и относительно длительные командировки для приобретения знаний);
  • излишняя обработка (завышенные, по сравнению с требованиями заказчика, требования к обучаемому со стороны внутреннего (внешнего) провайдера);
  • простои (проявляется в виде срыва расписания занятий, искажения или сокращения их программ, непроизводительного расхода учебного времени, отзыва заказчиком своих кандидатов на обучение);
  • лишние операции и перемещения на рабочем месте (несвоевременная подготовка либо полное отсутствие примеров, тестов, задач, а также демонстрационных материалов и образцов)];
  • входной контроль (основное образование, опыт работы по специальности, определение готовности к самостоятельной работе, выявление несоответствий между требованиями компании и реальным уровнем подготовки вновь пришедшего работника, составление персонального плана обучения/развития для каждого работника в соответствии с его ролью в проекте);
  • планирование обучения работника;
  • формирование заявки на обучение;
  • формирование учебных групп;
  • включение работника в учебную группу в соответствии с расписанием занятий;
  • обучение работника, проверка соответствия полученных им знаний и навыков требованиям заказчика;
  • передача обученного работника заказчику;
  • запись об обучении и результатах, оценка эффективности обучения;
  • продолжительность цикла, вытягивающее обучение (производство); стандартизация учебного процесса;
  • 5 s -организация рабочего (учебного) места (класса);
  • визуализация учебного процесса;
  • осведомленность и вовлечение персонала;
  • кайдзен - непрерывное улучшение.

При подготовке специвалистов в области строительства необходимо учитывать, что бережливое строительство представляет собой управленческую стратегию Lean в строительной области, направленную на повышение эффективности всех этапов строительства. Инструментами бережливого строительства являются:

  1. Ценность окружения строительного объекта.
  2. Дизайн в едином пространстве (система «точно вовремя» - JIT).
  3. Last Planner — основная техника бережливого строительства.
  4. Чистый вход.
  5. Система 5S в строительстве.
  6. Основы бережливого сервиса.
  7. Интеграция комплексных услуг. Таким образом, можно однозначно утверждать, что, переосмысливая философию «Бережливого производства», можно обнаружить множество сфер ее применения.
0 комментариев
Отправить
обсуждения
Это переводная статья из альманаха № 5 2013 года, вот источники: 1. «OEE Improvement by TPM Imple... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Добрый день! Вопрос: почему у Вас в расчете доступности берется операционное время с учетом внеплано... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Эта статья 2010 года, тех времён, когда представители Голдрата в России ТОС продвигали и рекламирова... Постоянно улучшать – практическое руководство по управлению производством на основе ТОС
А как насчёт самосвалов как КИО вы применяете какой эффективность вы проявляете? «Карельский окатыш»: 35% – показатель общей эффективности оборудования для экскаваторного парка
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”