Материалы научно-практического LEAN-семинара "Внедрение концепции "Бережливое производство" в Республике Татарстан (27 мая 2011 года).
Клочкова К.В., ГОУВПО «Камская государственная инженерно-экономическая академия (ИНЭКА) в г. Набережные Челны
В настоящее время растет потребность российского бизнеса в высококвалифицированных специалистах в области управления производством. Сегодня очевидно, что для создания конкурентоспособной продукции необходимо внедрение на российских предприятиях современных производственных систем, таких, например, как «Тойота», «Кайзен», «Бережливое производство». Промышленные компании, нацеленные на восприятие передового мирового опыта в организации производства, уже осознали необходимость подготовки собственных квалифицированных кадров, которые знают проблемы конкретного производства изнутри. Появилась система оценки эффективности производственных менеджеров, которая в измеряемых значениях покажет выгоду предприятия от грамотного внедрения передового мирового опыта в области управления производством.
Сейчас «Бережливое производство» внедряется в машиностроении, в строительстве («Бережливое строительство»), в медицине («Бережливая медицина»), и даже в офисах («Лин-офис»). Бережливое производство в виде соответствующим образом построенных производственных систем внедряется на предприятии ОАО «КАМАЗ», на автозаводе ГАЗ («Производственная система ГАЗ») и на множестве других предприятий самых разных отраслей.
Одним из главных каналов распространения прогрессивных идей «Бережливого производства» являются специализированные курсы и программы по бережливому производству в производственных системах, в вузах. Для популяризации идей бережливого производства в России очень важно обучать данным инструментам студентов и молодых специалистов в процессе обучения в вузе.
Основными блоками обучения, которые необходимы для изучения студентами, независимо от специальности должны быть:
1. Бережливое производство: базовые идеи, основные принципы, системы и инструменты.
1.1. Истоки, принципы, причины появления и история развития концепции бережливого производства.
1.2. Ключевые понятия концепции бережливого производства.
1.3. Краткая характеристика подсистем (JIT, TQM, 5S, ТРМ, кайдзэн) и основных инструментов (малые группы, визуализация, дзидока, ячеистое расположение зон обслуживания, пока-екэ, стандартизация, 5 почему, 5W1H, семь простых инструментов, семь новых инструментов) бережливого производства .
2. Развертывание на предприятии системы «Упорядочение» (5S) - системы наведения порядка, чистоты и укрепления дисциплины с участием всего персонала.
2.1. Принципы, возможности и условия применения системы «Упорядочение» (5S).
2.2. Малые группы - основа развертывания системы. Организация деятельности малых групп.
2.3. Технология внедрения системы «Упорядочение» (5S).
2.4. Пять ключевых инструментов развертывания и поддержания системы «Упорядочение» (5S).
2.5. Возможность синхронного развертывания систем «Упорядочение» (5S) и ТРМ.
3. Организация «вытягивающего» поточного производства (система «точно вовремя» - JIT).
3.1. Составление карт потока создания ценности.
3.2. Построение системы канбан.
3.3. Технология быстрой переналадки (SMED).
4. Особенности всеобщего управления на основе качества (TQM) в производственной системе, построенной на принципах TPS-Lean.
4.1. Реализация процессного подхода в управлении, описание системы процессов организации.
4.2. Разработка системы показателей деятельности предприятия и декомпозиция показателей до уровня подразделений (развертывание политики - «хосин канри»).
4.3. Технология решения проблем с использованием семи простых инструментов.
5. Система ТРМ и порядок ее развертывания.
5.1. Развитие систем производственного обслуживания оборудования и появление системы всеобщего производительного обслуживания оборудования (ТРМ).
5.2. Принципы построения и основные элементы системы ТРМ:
6. Формирование системы постоянного совершенствования деятельности организации (кайдзен).
6.1. Разработка и развитие системы подачи, рассмотрения и реализации предложений по улучшениям.
6.2. Система предложений по улучшениям и система рационализаторских предложений.
6.3. Организация кайдзен-прорывов (практических семинаров по кайдзен).
6.4. Система кайдзен и концепция «Шесть сигм».
7. Практика построения производственной системы предприятия на принципах TPS-Lean: опыт и проблемы.
7.1. Особенности развертывания бережливого производства на российских предприятиях.
7.2. Семь шагов по построению производственной системы предприятия на принципах TPS-Lean.
Система бережливого обучения, как элемент любой бизнес-стратегии, реализующей принципы бережливого производства, направлена на выявление и устранение потерь для увеличения производительности труда, в конкретном случае - производительности обучения. Основные принципы и инструменты бережливого производства достаточно гибкие в применении, их можно адаптировать к сфере образования.
При подготовке будущих преподавателей, помимо общих сведений о базовых идеях и основных принципах бережливого производства, необходимо учитывать специфику направления и по-иному рассматривать lean-инструменты:
При подготовке специвалистов в области строительства необходимо учитывать, что бережливое строительство представляет собой управленческую стратегию Lean в строительной области, направленную на повышение эффективности всех этапов строительства. Инструментами бережливого строительства являются: