«ОМК Команда» 0 комментариев

Как в ТМК научили одних сотрудников учить других

Подробно о том, что корпоративный университет может дать сотрудникам компании.

Благодарим редакцию корпоративных СМИ Объединенной металлургической компании за предоставление данного материала.

Корпоративный университет Трубной металлургической компании и «Группы Синара» –целая империя бизнес-образования со столицей в Сколкове и учебно-тренировочными полигонами в нескольких городах России. Он вполне может составить конкуренцию классическому техническому университету, но предпочитает с вузами сотрудничать. Наш собеседник – Елена Позолотина, заместитель генерального директора по управлению персоналом, директор корпоративного университета TMK.

Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством». 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

– Какую цель преследовала компания, создавая корпоративный университет?

– ТМК2U (это означает «ТМК – тебе») создавался для того, чтобы в ТМК работал персонал, способный выполнить стратегические задачи, которые стоят в повестке дня здесь и сейчас. Мы понимаем, кто нам нужен с точки зрения компетенций, умеем найти, «вырастить» такого человека ровно тогда, когда это необходимо бизнесу. Наш университет занимается подготовкой и рабочих, и специалистов. Прокачиваем hard, soft и digital skills в соответствии с изменениями, происходящими в бизнесе, и особенно гордимся нашими программами по развитию управленческих навыков. 

В ведении корпоративного университета – вопросы обучения и оценки персонала, методология подбора, включая профориентацию всех уровней, адаптация персонала всей компании, формирование HR-бренда, развитие внутренних коммуникаций, и, что, пожалуй, отличает наш университет от многих других, – мы занимаемся исследованиями в области HR. 

Управлять обучением и развитием 55 000 сотрудников – задача не из простых. Без специальных инструментов ее не решить. Поэтому мы внедрили корпоративную электронную образовательную платформу SOTA2U, которая помогает нам в этом процессе.

– Какими материальными и человеческими ресурсами располагает корпоративный университет? 

– Главный кампус находится в научно-техническом центре «Сколково» – там у нас пять современных трансформируемых аудиторий, оборудованных для проведения тренингов, фасилитаций, бизнес-игр и семинаров, и конференц-зал на 200 человек.

Также на каждом нашем крупном предприятии есть учебные полигоны, на которых обучаем людей рабочим профессиям и по общекорпоративным программам. На каждом из полигонов есть уникальные тренажеры, имитирующие работу на реальном оборудовании. 

Цена ошибки в работе на реальном трубопрокатном агрегате очень высока, поэтому для отработки навыков используются учебные комплексы, разработанные по специальному заказу ТМК. Например, тренажеры-имитаторы для обучения вальцовщиков горячего проката труб, вальцовщиков стана холодного проката труб, операторов поста управления, инженеров-технологов; есть тренажер, имитирующий работу станков с ЧПУ, – для обучения резчиков труб и заготовок, наладчиков автоматических линий и агрегатных станков. На этих тренажерах оттачивают навыки как сотрудники предприятий, так и студенты средних специальных учебных заведений, которые учатся по принципам дуального образования.

Каждый полигон имеет свою специализацию, в рамках которой развивает соответствующую материально-техническую базу и компетенции сотрудников.

  • Кампус Таганрогского металлургического завода: управленческие и личностные компетенции, центр социологии.
  • Кампус Северского трубного завода: дуальное образование и подготовка рабочих металлургического и трубного производства массовых профессий, центр корпоративных конкурсов профессионального мастерства. 
  • Кампус Волжского трубного завода: цифровое обучение, виртуальное обучение. 
  • Кампус Синарского трубного завода: центр оценки компетенций (ЦОК) в металлургической отрасли. 

Однако материальная база без квалифицированных преподавателей – мертвый груз, поэтому мы постоянно работаем над формированием пула бизнес-тренеров и преподавателей. Все сотрудники, ведущие программы, – практикующие специалисты, у которых помимо преподавательской деятельности есть профессиональные задачи. Такой подход мы выбрали сознательно, чтобы наши программы всегда были актуальны с точки зрения практического применения навыков. Сейчас у нас 29 аттестованных бизнес-тренеров и более 100 внутренних преподавателей, ведущих программы обучения рабочих. 

СПРАВКА

Трубная металлургическая компания – крупнейший в мире производитель стальных труб для нефтегазового сектора, входит в тройку глобальных лидеров трубного бизнеса. ТМК объединяет предприятия в России, Румынии, Казахстане и Чехии. Масштабное присутствие компании на глобальном рынке обеспечивает ее разветвленная торговая сеть, покрывающая практически все основные мировые центры нефте- и газодобычи: США, Канаду, Латинскую Америку, Россию и страны СНГ, Европу, Ближний Восток, Африку, Юго-Восточную Азию. География поставок ТМК охватывает более 80 стран.

– Какие из образовательных программ являются обязательными, а какие – факультативными?

– Каждая программа развивает одну или несколько компетенций. И если у сотрудника в его корпоративном профессиональном стандарте эта компетенция есть, а ее фактический уровень развития по результатам аттестации или оценки ниже требуемого, то программа для него является обязательной. Например, для каждого руководителя ТМК обязательна программа «Эффективный руководитель», которая состоит из восьми модулей и длится в общей сложности более 160 часов. Это стандартный набор навыков руководителя, и каждый обязан стремиться к тому, чтобы им овладеть. Если сотрудник уже обладает минимально необходимым уровнем развития компетенции, но хочет ее развивать, – может пройти программу по желанию, согласовав обучение со своим руководителем.

Есть и развивающие программы, например программы по методологии «ТРИЗ». На них может подать заявку любой сотрудник, который хочет расширить арсенал навыков по выработке решений нестандартных задач. Часто мы решаем через эту методологию прикладные задачи, собираем профильных специалистов, которые находят новые решения благодаря такой практике. 

Есть и уникальные программы с «закрытой» целевой аудиторией – когда от бизнеса приходит очень узкий запрос, и мы решаем задачу обучить конкретную группу людей.

– Как измеряется эффективность участия сотрудников в образовательных программах?

– Если после участия в образовательной программе сотрудник стал быстрее выполнять рабочие задачи, делать это более качественно, с меньшим количеством ошибок – значит, программа эффективна. Если при перестройке структуры функционального направления мы провели фасилитационную сессию и подразделению удалось сформировать дорожную карту нового процесса и эффективно его внедрить – значит, мы работаем не зря. 

Оцифрованные показатели, конечно, важны – и оценки самих сотрудников, прошедших обучение, и их руководителей. Но главную оценку дает бизнес – если компания может гибко реагировать на рыночные изменения, перестраивая процессы, сохранять и повышать эффективность, выполнять производственные планы в любых условиях, при этом с задачами справляется сформированная команда – значит, наши программы эффективны. 

СПРАВКА

Корпоративный университет ТМК2U открылся в ноябре 2017 года. Штаб-квартира TMK2U располагается в Подмосковье, в научно-техническом инновационном центре «Сколково». Здесь действуют пять аудиторий-трансформеров, оснащенных аудиовизуальным оборудованием, и многофункциональный конференц-зал с кабиной переводчика. Аудитории носят «металлургические» имена: «Сталь», «Медь», «Хром», «Титан», «Сталь+».

Корпоративный университет включает в себя учебные полигоны на предприятиях компании, каждый из которых ведет обучение по своему набору профессий.

  • Полигон Первоуральского новотрубного завода: 218 профессий.
  • Полигон Волжского трубного завода: 156 профессий.
  • Полигон Челябинского трубопрокатного завода: 117 профессий.
  • Полигон Синарского трубного завода: 96 профессий.
  • Полигон Таганрогского металлургического завода: 92 профессии.
  • Полигон Северского трубного завода: 25 профессий.
  • Полигон Орского машиностроительного завода: 6 профессий. 

– Зачем корпоративный университет ТМК создает образовательную экосистему? 

– Образовательная экосистема – это то, что сегодня принято называть must have для любого крупного бизнеса. Все мы бежим, чтобы двигаться вперед, и без постоянного развития сотрудников, а значит, и без созданной для этого экосистемы компания не успеет за изменениями. В нашем случае корпоративный университет ТМК2U, по сути, сам является такой экосистемой, в качестве ключевого инструмента используя электронную HRMS-платформу SOTA2U. Она дает абсолютно каждому сотруднику, вне зависимости от его должности и места работы, доступ к образовательным ресурсам. 

– Сколько открытых образовательных программ существует? Какие из них пользуются наибольшей популярностью?

– Сейчас в SOTA2U более 180 открытых электронных курсов и еще около 200 записей вебинаров – и проходить их можно в любое время с любого устройства. Для каждого из них определена обязательная целевая аудитория, но при этом мы не ограничиваем желание тех, кто хочет развиваться сверх определенного компанией минимума. Например, электронный курс «Технология для нетехнологов» детально рассказывает о процессе производства труб на наших предприятиях – от подготовки шихты и сталеплавления до финишной отделки и покрытия или нарезки резьбы на готовом изделии. За все время его прошли почти 19 000 сотрудников. 

Все образовательные программы ТМК2U можно сгруппировать по нескольким направлениям: технологии, управление, коммерция, развитие личностных компетенций, а также программы для нетехнического персонала. 

Самые популярные курсы – те, что развивают наиболее востребованные сегодня компетенции. Так, в 2020 году наибольшим спросом пользовался цикл вебинаров «Цифровая грамотность». Также в период самоизоляции мы провели для всех желающих руководителей обучение по эффективному управлению командой на удаленке. 

Среди технических специалистов большой интерес вызвала программа по строительству скважин – понимать особенности расчетов и конструкции обсадных колонн важно не только тем, кто разрабатывает новые виды труб и резьбовых соединений, но и тем, кто их производит. 

Не менее востребованным оказался цикл ознакомительных вебинаров по современным цифровым технологиям – темы внедрения искусственного интеллекта, технологий машинного зрения, Big Data, блокчейн, роботизации позволили расширить горизонты знаний и уже принесли плоды в виде совершенствования ряда бизнес-процессов. 

В нашей системе можно не только учиться, но и проверять свои знания. Сегодня мы охватили тестовыми практиками около 60 компетенций, и процесс разработки продолжается.

Здесь же можно участвовать в открытом управленческом клубе, где коллеги обсуждают и решают реальные кейсы из своей управленческой практики. Дискуссию модерирует опытный бизнес-тренер и коуч, а автор кейса остается анонимным, благодаря чему мы избегаем слишком дипломатичных или, напротив, очень резких суждений. 

На этой же платформе действует и наш проект Open2U, который дополняет нашу экосистему сообществом профессионалов, где участником может стать каждый сотрудник, для этого нужно в чем-то быть профи и хотеть поделиться навыком с коллегами. 

СПРАВКА

Каталог программ ТМК2U включает более 230 образовательных программ по пяти траекториям.

  • UniTech – программы развития компетенций по основным производственным и технологическим функциям.
  • UniCom – программы развития компетенций в области коммерции.
  • UniPro – программы формирования углубленных знаний и развития навыков профессиональной деятельности.
  • UniUp – программы развития корпоративных, личностных компетенций, а также базовых инструментов работы.
  • UniEx – программы экспертного уровня для руководителей и курсы бизнес-образования.

– В 2020 году большая часть обучения перешла в онлайн, в формат электронных курсов. Как вы решали эту задачу? 

– Разработка электронных курсов – отдельная тема, требующая больших ресурсов, поэтому в 2019 году мы запустили проект E-learning Developers School. На тот момент у нас в ТМК2U были три разработчика, которые помимо этой задачи занимались другими проектами, в частности внедряли нашу платформу SOTA2U. При этом потребность в разработке электронных курсов была очень высокой: около 100 курсов нужно было создать в 2020 году. Так родилась идея сформировать команду разработчиков – и привлечь для этого наших талантливых коллег с заводов.

На первом этапе мы объявили конкурс «Мастер слайда»: все желающие принять в нем участие получали сложный для восприятия текст и должны были преобразовать его в презентацию, сохранив смысл и логику, но сделав легким в восприятии. Так мы отобрали тех, кто на ты с PowerPoint, умеет структурировать информацию и подавать ее в более легком для восприятия виде. Прошедших отбор коллег мы обучали технологии создания курсов.

Так мы сформировали команду внутренних разработчиков из числа сотрудников HR и других служб, которые, не прибегая к услугам внешних подрядчиков, под ключ создают уникальные электронные курсы с привлечением внутренних экспертов под кураторством экспертов корпоративного университета TMK2U.

Сейчас завершается уже четвертый конкурс «Мастер слайда» – мы набираем новую группу для обучения, ведь в этом году в контур ТМК вошли Челябинский трубопрокатный и Первоуральский новотрубный заводы, а также ряд других предприятий – а значит, команда разработчиков пополнится.

– Как вы считаете, является ли корпоративное образование альтернативой вузовскому? 

– Ни в коем случае! Система высшего образования и корпоративные университеты должны дополнять друг друга. Сейчас выпускники вузов имеют широкий кругозор и хорошую теоретическую базу, доступ к огромному количеству информации в Интернете, но без взаимодействия вуза с бизнесом (все чаще происходящего именно через корпоративные университеты) пул их компетенций не будет полным. Ведь на практике понять, как применять полученные знания, как функционировать в условиях бизнес-процессов компании, как взаимодействовать с коллегами и смежными подразделениями, в отрыве от реального бизнеса невозможно. 

Именно поэтому любой работодатель, заинтересованный в максимально адаптированных выпускниках, сейчас работает с вузами. Здесь и традиционное приглашение студентов на практики, и чтение специальных лекций, и привлечение студентов к решению проектных задач компании. Так, в прошлом году мы организовали онлайн-лекции по строительству скважин и конструкции обсадных колонн для студентов Альметьевского государственного нефтяного института, Санкт-Петербургского горного университета, Уфимского государственного нефтяного технического университета и Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина. 

Мы являемся партнерами УрФУ во всероссийской олимпиаде «Я – профи» по таким направлениям, как материаловедение, строительство, программная инженерия и радиотехника, и ежегодно совместно проводим Инженерный форум в Сочи, на котором выбираем самых мотивированных и заинтересованных студентов и привлекаем их к работе на наших предприятиях или в наших научных центрах. Мы также спонсируем всероссийский проект «Время карьеры», цель – найти максимально подходящих нам студентов. 

Вместе с вузами мы создаем программы дополнительного профессионального обучения, открываем магистерские программы. Сегодня в портфеле ТМК2U – только три программы дополнительного профессионального образования, регулярно запускаемые совместно с вузами, две магистратуры – и на подходе третья. В этом году у нас будет первый выпуск созданной совместно с УрФУ магистерской программы «Управление металлургическим предприятием». А в прошлом году в сотрудничестве с «Группой Синара» и УрФУ мы запустили актуальную для нас магистратуру «Финансы в цифровой экономике». Это помогает нам развивать профессиональные компетенции уже наших работников.

А сейчас вместе с вузами мы начинаем решать задачи укомплектования некоторых наших компаний. Первым масштабным проектом стала программа привлечения на стажировки студентов в Центр бизнес-услуг ТМК – «Синара». На прошедшем в этом году «Иннопроме» мы подписали соглашения о стажировках с УрФУ и РАНХиГС и будем на постоянной основе укомплектовывать определенный процент сотрудников центра студентами в формате стажировок. Это нужно и вузу (студенты получают реальный практический опыт и на выходе имеют трудовой стаж по специальности), и наша задача по подбору упрощается, мы существенно экономим время поиска специалистов. 

Текст: Светлана Кулагина

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Еще более 300 других идей вы можете посмотреть здесь – Кайдзен и рацпредложения: примеры из жизни (с... Как «Уралэлектромедь» увеличила выпуск медной катанки на 15 %
От редакции портала - если тема повышения эргономики рабочих мест вам интересна, пишите в комментари... Практические советы по улучшению эргономики рабочего места от Schneider Electric
Просто детский сад на Камазе! Ллойд Добинс (о менеджменте): Но одна часть программы Деминга вряд ... Контроль качества: технологии личной ответственности на «КАМАЗе»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”