Из чего состояла конкурсная программа, о мастер-классе и развитии профсообщества наставников.
Благодарим редакцию газеты "Вести КАМАЗа" за предоставление данного материала.
На «КАМАЗе» состоялся первый конкурс профмастерства среди наставников. Заявки на участие подали 34 человека из 400 прошедших обучение по программе «Подготовка наставника».
Портрет оказался вдохновляющим – большинство наставников – активные молодые люди, готовые делиться опытом. На лицах ни тени сомнения, а значит, к первому корпоративному экзамену камазовцы готовы.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
– Наставничество – это не просто передача знаний и опыта, это искусство вдохновлять, мотивировать и помогать другим достигать больших высот, – уверена заместитель директора Корпоративного университета ДРП Ольга Плиева. – А ещё конкурс – это не только возможность определить лучших. Для нас, организаторов, важно укрепление корпоративной культуры, формирование профессионального сообщества.
Начальник отдела кадров завода двигателей Татьяна Карпова убеждена, что благодаря конкурсу удастся услышать новые предложения и идеи заводских профи и внедрить лучшие из них в мегапроект «Наставничество», инициатором которого на «КАМАЗе» стало руководство службы персонала ЗД.
Вдохновили участников и размышления топ-менеджеров компании о своих первых заводских учителях. Сколько лет уже прошло, а первый заместитель генерального директора «КАМАЗа» – исполнительный директор Ирек Гумеров, заместитель ГД по автокомпонентам Юрий Герасимов, заместитель ГД по спецтехнике Владимир Курганов помнят своих наставников, благодарят их за помощь и поддержку.
Конкурсная программа, разработанная Корпоративным университетом и Ассоциацией ДПО «МЦПК машиностроения», началась с решения кейса. На первый взгляд ситуация в нём описана рядовая: недавно в бригаду, где более 10 лет трудится Пётр, устроились два новичка – Денис только что закончил колледж, а Дамир работал три года на другом заводе. Назначенный наставником опытный станочник показал стажёрам их рабочие места, познакомил со стандартными операционными картами и посоветовал обращаться за помощью, если возникнут вопросы.
Во время адаптации Пётр по мере возможности уделял время своим ученикам, но при этом заметил, что Денис часто не успевает выполнять сменно-суточное задание. У Дамира тоже не всё гладко с планом: он работает быстро, но допускает много ошибок. Наставник решил поговорить с подопечными. Участникам конкурса надо было разобраться, почему новички допускают ошибки, и что должен сделать Пётр, чтобы исправить ситуацию.
Все отлично справились с заданием: смогли выяснить причины ошибок и определить пути их исправления. Наставники уверены, что главное – найти взаимопонимание, растолковать всё доходчиво, спокойно, без крика.
Олег Кавалеров с АвЗ признался: общение со стажёрами помогло поменять ему угол зрения на обучение – один всё запоминает с лёту, другому надо показать последовательность операции три-четыре раза, а потом ещё пару раз перепроверить. Алексею Константинову с РИЗа общий язык с учениками помогают находить его рассказы о своём опыте овладения профессией.
– Наставнику важно заинтересовать стажёра перспективами работы на заводе, – уверен Азат Чинаев. – Ни для кого не секрет, что молодёжь скорее мечтает быть блогерами с хорошим доходом, чем достигать результата тяжёлым трудом. Но без серьёзных вложений в профессиональное развитие мало что получишь.
На втором этапе участники конкурса должны были ответить на вопросы теста. Для успешного выполнения заданий важно было разбираться в тонкостях метода TWI – обучения действием, уметь применять инструменты бережливого производства, правильно оформить документы по допуску к работе.
Проанализировать свои ответы участники смогли на мастер-классе главного специалиста Корпоративного университета Марии Ефремовой, посвящённом эффективным инструментам коммуникации. Наставникам предложили перечислить ценности, необходимые для передачи опыта, а потом купить их на импровизированном аукционе.
За сто миллионов рублей (высший номинал) с молотка ушли терпение, сдержанность, преподавательские навыки, лидерство. Общительность поначалу никто не брал, вроде бы этим умением обладают все, но оказалось, тут всё не так-то просто. Часто мы совершаем ошибки, о которых даже не задумываемся, между тем каждая из них может аукнуться при взаимодействии со стажёром. На своём опыте участники экспериментов убедились, что точно передать информацию не всегда просто, к тому же зачастую мы домысливаем её, исходя из своего опыта, при этом теряется главное – объективность восприятия события.
Проверкой полученных знаний стало участие в расследовании загадочной истории. Тут потребовались умения слышать, сопоставлять информацию и активно взаимодействовать. И каждая из трёх команд нашла верный ответ.
Обучение продолжилось на сессии, посвящённой развитию профсообщества наставников. Уже сейчас в нём участвует более 200 человек. Вместе с ведущим специалистом Корпоративного университета Анной Бимерской конкурсанты определили, что в мессенджере чаще должны размещаться новости о наставничестве, рекомендации начинающим инструкторам на производстве, обсуждение проблем.
С азартом взялись камазовцы и за разработку идеальной системы наставничества с планом её реализации. Одни были уверены, что для неё необходимо создать уникальный мерч и получить дополнительный отпуск, другие искали возможности обеспечить себя и коллег удобной психологической поддержкой и другими видами перезагрузки.
Заслуженные награды победителям конкурса вручал заместитель исполнительного директора по новым автомобилям Евгений Леонов:
– Говорят, будущее за технологиями, но не надо забывать о том, что важно уметь передать опыт их использования, – подчеркнул он. – Вы, воспитывая смену, делаете нашу компанию сильнее. Помните об этом, и пусть ваши ученики чаще благодарят вас за верность профессии и участие в их судьбе.
Третье место в первом корпоративном конкурсе наставников завоевал наладчик автоматических линий и агрегатных станков ЗД Азат Чинаев. «Серебро» у наладчика оборудования металлопокрытия и окраски цеха изготовления лонжеронов ПРЗ Рамиля Рахматуллина, а победителем стал мастер АвЗ Владислав Фёдоров. Вместе с дипломами всем призёрам были вручены сертификаты на получение солидной конкурсной премии. Особый подарок ждал победителя – один из преподавателей МЦПК специально для него изготовил памятную медаль с подписью «Лучший наставник-2025». Пусть она будет его счастливым талисманом!
Татьяна Белоножкина. Фото: Виталий Зудин, Татьяна Белоножкина