«Калашников» 0 комментариев

Только качественные изменения: школа производственного обучения в «Калашникове»

О том, как школа производственного обучения помогает обеспечивать потребность заводов в кадрах.

Благодарим редакцию корпоративных СМИ АО «Концерн «Калашников» за предоставление данного материала. 

В «Калашникове» вывели на новый уровень подготовку квалифицированных рабочих и специалистов для предприятий ижевского кластера. О том, как школа производственного обучения (ШПО) помогает обеспечивать потребность заводов в кадрах, мы поговорили с директором по обучению и развитию персонала концерна Ириной Фроловой. 

Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

— Ирина Александровна, мероприятия же организационно затратны. Почему решено было перезапустить и развивать свою школу?

— Мы посчитали. Только в этом году более тысячи ста шестидесяти человек — общая потребность в рабочих профессиях и специалистах для трех ижевских предприятий «Калашникова» (завод «Калашников», Ижевский механический завод, НПО «Ижевские беспилотные системы). Очень нужны слесари механосборочных работ, фрезеровщики, шлифовщики, механики, контролеры системы качества, операторы станков с программным управлением и другие квалифицированные кадры. На рынке труда в настоящее время их нет, и эта ключевая проблема, которую нам необходимо решить.

Поэтому развитие в партнерстве с Академией «Калашников» собственной школы производственного обучения, конечно, затратный, но необходимый и перспективный проект, который, во–первых, поможет предприятиям выполнять производственные программы и, во–вторых, сполна окупится в будущем.  

— Кто обучается в ШПО?

— Мы приглашаем обучиться по рабочим профессиям учеников без опыта работы, а также Академия «Калашников» проводит для них и для действующих работников предприятий курсы повышения квалификации и переподготовки. Разработаны пять направлений подготовки по 43 профессиям, действуют три вида обучающих программ.

Отмечу, что, конечно, все это делалось не с ноля. На заводе «Калашников» и ИМЗ, например, есть специалисты по организации производственного обучения и мастера производственного обучения, здесь сложились свои образовательные системы, проекты наставничества, но они работали не в унисон, децентрализовано, без унифицированной правовой и методологической базы. Наша первоочередная задача — построить единую образовательную экосистему Концерна «Калашников» по развитию профессиональных компетенций и обеспечить синхронность и стандартизацию процессов совместно с Академией «Калашников».

— Как строится обучение?

— Оно построено на современных приемах выполнения производственных операций, работе на машинах, станках и так далее, что позволит готовить на предприятии мультифункциональных специалистов, осуществлять внутренний отбор и перемещать высококвалифицированных рабочих на стратегически важные заказы без потери компетенций. Кроме того, это позволит сократить дополнительный набор персонала.

Есть четыре этапа обучения для людей, которые пришли на производство без опыта и квалификации. В процессе подготовки на первом этапе ученики знакомятся с понятиями технологического процесса, видами технологического оборудования. Также их знакомят с техникой безопасности и охрана труда, средствами индивидуальной защиты, безопасными приемами работы на технологическом оборудовании. Второй этап — изучение правил установки и использования режущего и мерительного инструмента. На этом же этапе они учатся читать чертежи и знакомятся с технологическим процессом с точки зрения технической документации, технологией материалов (металловедением), формируют карты стандартных операций.

На третьем этапе в процессе прохождения практики в цехах под руководством наставников ученики участвуют в изготовлении отдельных деталей. На четвертом этапе успешно сдавшие экзамен получают квалификацию по профессии рабочего и им присваивается 3 разряд. 

В течение всего срока подготовки люди получают стипендию, а по завершении, повторю, Академия «Калашников» выдает им свидетельство о рабочей профессии с присвоением 3 разряда. Ежегодно в школе смогут получить профессиональное обучение до 1100 человек. Занятия проводятся ежедневно в рабочее время в очной форме, от трех до шести месяцев.

Наши три кита — это инструменты реализации проекта ШПО: 

  • обучение, 
  • наставничество, 
  • эффективное использование оборудования

— Правильно я понимаю, что вы хотите вырастить универсальных рабочих? 

— Наша цель — трансформировать производственное обучение таким образом, чтобы произошел качественный скачок уровня квалификации рабочих. Мультифункциональные специалисты позволят нам сократить дополнительный набор персонала, повысить производительность труда, минимизировать потери от брака и издержки производства.

Поэтому мы должны добиться включения в функции сотрудника контрольных операций, чтобы обслуживание станков и мелкий ремонт осуществлялся основным персоналом, когда один человек будет способен находить и устранять незначительные неисправности оборудования.

— Что уже сделано для этого?

— На ижевских площадках работают более четырехсот инструкторов–наставников (это действующие рабочие и специалисты), которые прошли внутреннее обучение. Запланирована подготовка 20 мастеров производственного обучения и наставников во внешнем экспертном учебном центре, имеющем компетенции на основе разработанной методики подготовки мастеров и инструкторов.

Для реализации проекта ШПО выделены помещения, где уже проведен косметический ремонт и планируется капитальный. 

И в завершение я хочу сказать, что перезапуск школы — это, прежде всего, наша забота о людях «Калашникова», а обучение позволит не только подготовить для предприятий концерна высококвалифицированные кадры, но и адаптировать персонал к производственной системе и сформировать у него корпоративные ценности: честность, ответственность, патриотизм.

Марина Валентинова

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Этой статье уже скоро 10 лет - вверху указана дата публикации (2017 год). «Спагетти» – нюансы простого инструмента
Вы выдаете модное в составе старого Диаграмма спагетти ".... применение заключается в нанесен... «Спагетти» – нюансы простого инструмента
Это переводная статья из альманаха № 5 2013 года, вот источники: 1. «OEE Improvement by TPM Imple... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Добрый день! Вопрос: почему у Вас в расчете доступности берется операционное время с учетом внеплано... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Эта статья 2010 года, тех времён, когда представители Голдрата в России ТОС продвигали и рекламирова... Постоянно улучшать – практическое руководство по управлению производством на основе ТОС
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”