Проблема низкого уровня знаний персонала в области ОТ, ПБ и ООС актуальна для многих предприятий и является основной причиной происшествий на производстве. В ЦДО «Варьеганнефтегаз» создана система интерактивных инструктажей, значительно улучшающих восприятие и запоминание жизненно важной информации о требованиях безопасности. Проект уже тиражирован на все предприятия ТНК-ВР и стал лауреатом Премии Председателя Совета директоров ТНК-ВР за достижения в области ОТ, ПБ и ООС по итогам 2012 года.
Благодарим редакцию журнала за предоставление данного материала.
Работник на производстве постоянно получает большой объем информации о безопасности труда: правила, инструкции, регламенты, положения, памятки, извлеченные уроки, «молнии» о происшествиях и прочее. С этими документами (как правило, на бумажных носителях) персонал в большинстве случаев закомится самостоятельно. Однако такой способ доведения информации, как правило, неэффективен, большая часть ее не запоминается, что часто сводит к нулю усилия инженерно-технических работников при проведении инструктажей и обучения нормам ОТ, ПБ и ООС.
Многочисленные исследования свидетельствуют, что взрослый человек усваивает лишь 10% прочитанной информации, 20% услышанной, 30% увиденной, 40% информации, воспринятой на слух с визуальным подкреплением, 60% информации, прозвучавшей при устном обсуждении. Поэтому можно сделать вывод, что работники не запоминают значительную часть информации, которая является крайне важной для сохранения жизни и здоровья, предупреждения несчастных случаев и аварий на производстве. Для улучшения качества передачи информации, а следовательно, и ее запоминания необходимо по возможности объединить все четыре источника восприятия информации в одном процессе инструктажа по ОТ, ПБ и ООС.
Именно на этом принципе и основан проект проведения «Интерактивных инструктажей», созданный усилиями специалистов по ОТ, ПБ и ООС ОАО «Варьеганнефтегаз».
Результаты расследования большинства происшествий в ОАО «Варьеганнефтегаз» указывают на недостаточный уровень знания работниками требований в области безопасности. Среди многих других причин этого недостатки были признаны некачественное, формальное проведение инструктажей и обучение. Поэтому было решено организовать интерактивные инструктажи по ОТ и ПБ, направленные на снижение аварийности и травматизма путем увеличения доли запоминаемой персоналом информации по безопасности путем визуализации этой информации и ее обсуждения между инструктором и работниками (Рис. 1).
Рис. 1. Схема подготовки и проведения интерактивного инструктажа.
Основой проекта стала конкурсная работа мастера добычи нефти и газа цеха по добыче нефти и газа (ЦДНГ) №2 укрупненного нефтепромысла (УНП) №2 ОАО «Варьеганнефтегаз» Константина Кравченко. Во время научно-практической конференции молодых специалистов в 2011 году его работа была одобрена комиссией ОАО «Варьеганнефтегаз», но требовала значительных доработок. Идея была представлена руководителю ОАО «Варьеганнефтегаз» Сергею Караваеву, который, заинтересовавшись, принял решение доработать проект и реализовать его в ОАО «Варьеганнефтегаз».
Для тестирования системы интерактивных инструктажей были выбраны два нефтепромысла целевого дочернего общества (ЦДО) «Варьеганнефтегаз»: УНП №2 ОАО «Варьеганнефтегаз» и УНП №1 ОАО «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие» (ОАО «ННП»), определены информационные материалы по ОТ и ПБ, которые можно транслировать через видеоаппаратуру, разработаны несколько типовых вариантов технической комплектации кабинетов.
Под «интерактивностью» в данном случае понимается специально организованная познавательная деятельность, такие методы обучения, которые обеспечивают социальное взаимодействие. В свою очередь, участники интерактивного обучающего процесса легче и эффективнее усваивают новые знания, что положительно сказывается на их дальнейшей работе.
Ключевые цели интерактивных инструктажей:
Во время интерактивных инструктажей работники смотрят и обсуждают фильмы и фотографии, схемы, рассматривают поступившие презентации, письма, уроки, извлеченные из происшествий, «молнии» о происшествиях и другие материалы. При просмотре видеоматериалов инструктор обсуждает с работниками ключевые вопросы безопасности, обеспечивает конструктивное обсуждение вопросов для достижения максимального эффекта в усвоении информации. Для акцентирования важных моментов используется «стоп-кадр», во время которого проводится обсуждение и пояснение правильных действий и методов безопасного производства работ. Ответы на возникающие вопросы даются на реальных примерах из информационных материалов, наглядно показываются на схемах, учебном оборудовании и тренажерах с последующим закреплением навыков и знаний (Рис. 2).
Рис. 2. Ресурсы и основные положительные стороны проекта.
В начале 2012 года, после успешного внедрения пилотного проекта руководство ЦДО «Варьеганнефтегаз» одобрило распространение проекта на оставшиеся пять подразделений дочернего общества. Сегодня в ЦДО оборудовано 61 помещение для проведения интерактивных инструктажей.
За период действия программы в ЦДО «Варьеганнефтегаз»:
В проект вовлечены все семь производственных подразделений ЦДО, в качестве инструктирующих лиц привлечены все начальники цехов и мастера.
![]() |
![]() |
Фото 1, 2. Интерактивный инструктаж по безопасности.
Уже в мае 2012 года, во время визита Исполнительного директора ТНК-ВР Германа Хана в ОАО «Варьеганнефтегаз», было одобрено тиражирование проекта на все дочерние общества Компании. В настоящее время проект под контролем и при непосредственном участии сотрудников Управления по ОТ, ПБ, ООС и целостности БН «Разведка и Добыча» система интерактивных инструктажей постепенно внедряется в целевых дочерних обществах БН «Разведка и Добыча»: