Корпоративный университет гидроэнергетики ОАО «РусГидро» – Елена АКСЕНОВА, возглавляющая это учебное заведение, рассказала о том, как готовят кадры для крупнейшей российской гидрогенерирующей компании, в которую входят более 50 ГЭС.
Сегодня гидроэнергетика в первую очередь нуждается в эффективном оперативном персонале: начальниках смен станций, инженерах центрального пульта управления, машинистах гидроагрегатов, инженерах подстанций. Второе очень важное направление – подготовка специалистов по рынку электроэнергии и мощности. И конечно, в современных условиях не обойтись без специалистов по энергосбережению и управлению издержками. С учетом перспектив – это проектировщики, организаторы строительства.
Новые задачи – новые формы
Особое место будут занимать различные формы инновационного обучения. Прежде всего, это активные формы обучения взрослых. Не секрет, что опытным специалистам зачастую дополнительное обучение кажется неинтересным, затратным по времени и даже бесполезным. И не без оснований. Поэтому мы стараемся проводить наши занятия, широко используя тренинги, практикумы, дискуссии. Внедряем программные и аппаратурные способы моделирования различных производственных процессов. Стараемся включать слушателей в решение практических программ и разработку инновационных проектов.
Существенно увеличить количество слушателей планируется за счет внедрения разных видов обучения: очно-заочного (смешанного), дистанционного, с использованием электронных учебников, обучения с помощью видеотрансляций. На корпоративном портале будет размещаться каталог учебных курсов и другая полезная информация. Каждый слушатель системы дистанционного обучения (далее – СДО), зайдя на личную страничку, сможет обучаться по электронным курсам.
Планируем развернуть тьюторскую поддержку дистанционного обучения. Часто, записавшись на дистанционную программу, через некоторое время слушатель теряет темп обучения и отказывается его завершать, и это характерно для дистанционного обучения во всем мире. Преодолеть эту проблему и пройти дистанцию по программе – задача опытного наставника-тьютора, который поможет слушателю справиться с непониманием, поддержит в случае снижения мотивации.
В СДО будет собираться информация о программах обучения всей компании, динамике компетенций специалистов, качестве проведенных курсов, задачах дальнейшего обучения. На основании данных этой системы кадровая служба сможет готовить и управленческие решения: формировать кадровый резерв, отслеживать ситуацию по эффективности подготовки, оценивать потребность в обучении, анализировать затраты.
Еще одна форма – обучение с помощью видеотрансляций. Это удобно, если сотруднику необходимо пройти обучение, но возникают проблемы с его личным присутствием. Интерактивное обучение на ГЭС, позволяющее в онлайн-режиме задать вопросы преподавателю и прослушать курс, должно решить эти проблемы. Первый опыт такого обучения состоялся в ноябре прошлого года с участием Волжского учебного центра. Тогда к обучению подключалось до 12 станций, сотрудники которых были заинтересованы в обсуждении рассматриваемых тем. Однако мы понимаем, что в федеральной компании, станции которой расположены по всей России и в разных часовых поясах, доступ в режиме онлайн-трансляции – не всегда возможен, поэтому мы будем создавать и видеокурсы, чтобы просматривать их в удобное для работника время.
В рамках разработки СДО планируется сформировать так называемую библиотеку компетенций. Корпоративная структура описания компетенций в компании уже утверждена. Библиотека компетенций – это база данных с описанием любой должностной позиции в компании, филиале, на станции, в исполнительном аппарате через типы работ, характеристику знаний, навыков и умений. В дальнейшем будут разрабатываться очные и дистанционные электронные курсы для сотрудников, основанные именно на описании компетенций. Это должно помогать сотрудникам профессионально расти внутри компании и совершенствоваться в рамках своих компетенций.
«Ученик» станет «учителем»
Особенность Корпоративного университета в том, что создаются программы, специфичные для компании, пройти которые сотрудник может практически только у нас. Это в первую очередь программы подготовки инженерного персонала. Если программы для управленцев достаточно универсальны и эффективно осуществляются внешними учебными центрами, работники «РусГидро» выезжают туда на обучение. В наших же центрах, расположенных вблизи Волжской и Саяно-Шушенской ГЭС, мы реализуем программы, специфичные только для специалистов-гидроэнергетиков.
Лекции и семинары в Корпоративном университете проводят как сотрудники «РусГидро» (филиалов, дочерних обществ, учебных центров), так и приглашенные специалисты. Например, из Siemens. Эта компания поставляет оборудование на станции, и поэтому кто, как не ее специалисты, сможет лучше обо всем рассказать? Наша задача – не «наращивать» преподавательский состав, а очень оперативно и гибко привлекать тех людей, которые могут передать нужные компетенции. Сейчас мы заинтересованы в построении прозрачной системы взаимодействия с внешними обучающими контрагентами – учебными центрами в Москве, Питере, Омске и Новосибирске, чтобы все они работали в рамках единой системы.
2008 год был для нас началом, мы провели первые семинары в региональных учебных центрах, в них приняли участие более 300 специалистов. Темы – основные технологические процессы. Получили первые отзывы. В частности, большая часть сложностей связана с методикой преподавания. Это вообще проблема корпоративных университетов, делающих ставку на передачу опыта компании, – эффективные специалисты часто не очень хорошо методически подготовлены. Поэтому мы разработали серьезную систему оценки качества обучения и будем проводить серию семинаров для наших преподавателей по совершенствованию методик преподавания.
На 2009 год запланирована программа обучения более тысячи специалистов станций. Рассчитываем, что часть слушателей в дальнейшем будет выступать уже в качестве разработчиков и преподавателей учебных программ. Мы прекрасно понимаем ценность интеллектуального ресурса, сосредоточенного в компании. Хотелось бы максимально его использовать.