Проект «Эффективный руководитель», инициированный руководством ТМК, запущен в прошлом году на предприятиях компании. Он призван обучить управленцев новым технологиям менеджмента и совершенствовать управляемость процессами на предприятиях.
Программа обучения руководителей разработана в соответствии с целями и задачами кадровой стратегии ТМК на период до 2020 года. По замыслу, управленцам компании необходимо развить те качества и компетенции, которые помогут им стать более успешными руководителями и эффективно добиваться стоящих перед компанией бизнес-задач. 150 учебных часов руководители линейного, среднего и высшего звена изучают современные технологии, тренируют умения, нарабатывают навыки по таким компетенциям и функциям управления, как планирование, тайм-менеджмент, организация процессов, мотивация персонала, оценка и контроль результативности, принятие решений, управление стрессом, конфликтами. Новые теоретические знания закрепляются практическими заданиями – кейсами, ролевыми играми, даже управленческими поединками.
В основе программы лежит авторская методика екатеринбургского бизнес-тренера с 26-летним стажем преподавательской деятельности, 15-летним стажем проведения тренингов и 10-летним стажем управленческой деятельности, консультанта и психолога Надежды Гавриловой. Универсальный курс был доработан специально для ТМК – в нем появились темы, которые не входят в базовую программу открытых тренингов.
Вслед за вопросом «Что преподавать?» возник неизбежный вопрос «Кто будет преподавать?». Было решено подготовить для программы собственных бизнес-тренеров – из числа сотрудников ТМК.
Елена Позолотина, начальник управления координации работы с персоналом, куратор проекта «Эффективный руководитель» |
Елена Позолотина объясняет: «Цель программы – сформировать новый качественный уровень управленческой эффективности у всех руководителей компании. То есть речь идет об обучении примерно четырех тысяч человек! Нас интересовала именно программа Гавриловой, но обучай всех лично она, ей пришлось бы десять лет работать исключительно на нашу компанию. Так что мы решили подготовить своих тренеров. Кроме того, собственный штат бизнес-тренеров позволит нам и в будущем реализовывать не менее амбициозные задачи обучения и развития сотрудников компании. Так что это еще и вложение в будущее».
Сначала кандидатами в бизнес-тренеры стали 16 человек. Критерии отбора были достаточно жесткими, а требования выдвинуты следующие: высокие коммуникативные навыки, аналитическое мышление, высшее образование. Желательно – психологическое. И также желательно – опыт управленческой деятельности. Кроме того, разумеется, высокая обучаемость и ответственность, готовность к изменениям, проактивность. В итоге только девять человек успешно прошли обучение и стали полноправными бизнес-тренерами программы для руководителей линейного и среднего звена. Подготовка шла по двум направлениям. Во-первых, приобретение знаний, развитие умений и навыков разработки и проведения бизнес-тренингов, работы с группой, отработка активных форм и инструментов обучения. Корпоративных бизнес-тренеров готовила Ирина Венщикова – бизнес-тренер, представитель питерской тренинговой школы. Во-вторых, проработка содержательной части тренинга «Эффективный руководитель», которой занималась Елена Позолотина. Таким образом, будущие бизнес-тренеры ТМК прошли длинный путь, прежде чем получили право вести данную образовательную программу.
Надежда Гаврилова, автор программы «Эффективный руководитель» |
Надежда Гаврилова, которая проводила мастер-классы для корпоративных бизнес-тренеров, занималась и в целом подготовкой топ-менеджмента заводов ТМК. Кстати, ТМК давно сотрудничает с этим бизнес-тренером: в 2009 году она вела обучение по базовому варианту программы для руководителей филиалов ТД ТМК в Таганроге, Каменске-Уральском и Полевском.
Уже после запуска программы оказалось, что подготовленных бизнес-тренеров не хватит для своевременного завершения обучения. Планируется, что все руководители должны быть обучены до конца 2015 года. При этом все бизнес-тренеры продолжают выполнять свои основные служебные обязанности, в связи с чем временной ресурс их использования ограничен. По просьбам заводов был запущен второй поток обучения тренеров, обучение началось в ноябре 2012 года и закончилось 14 марта 2013 года. На курс поступили 14 человек, но предполагается, что выпустят, как и в прошлый раз, около 50–60%. Обучать сформировавшегося человека, специалиста и тем более руководителя непросто, поэтому преподавателями программы становятся только те претенденты, которые быстро адаптировались к формату проведения бизнес-тренингов, восприняли содержательную составляющую программы, применяют инструменты на практике, в том числе демонстрируют на собственном примере во время обучения. И благодаря этому достигают основной цели – приобретения обучаемыми руководителями необходимых навыков.
Если коротко, то программа бизнес-тренингов предполагает, что у менеджеров появится возможность структурировать и расширить знания в области управления, овладеть новыми технологиями и техниками этого процесса и в итоге повысить свою управленческую эффективность.
Учебному курсу, который состоит из девяти независимых модулей, руководители посвящают несколько дней в месяц. Первый модуль – мотивационный. Он помогает разобраться обучаемым в том, какими компетенциями они обладают на сегодня, что в их управленческой деятельности получается эффективно, где есть зоны роста, а что стоит развивать на протяжении остальных модулей программы.
Следующий блок помогает разобраться с основными техниками управления собой, научиться управлять эмоциями, держать эмоциональный удар, повысить личную стрессоустойчивость. Третий модуль посвящен постановке и достижению целей, управлению временем. Руководители получают рабочие инструменты эффективного планирования рабочего времени, анализируют причины временных потерь, разбирают типичные ошибки в постановке цели, тренируются более эффективно распределять ресурсы для достижения целей.
Четвертый и пятый модули – самые технологичные с точки зрения разбираемых инструментов управления. Руководители тренируют техники эффективной постановки задач подчиненным, обратной связи, делегирования, определяют мотивацию подчиненных, разбирают инструменты эффективного наставничества, тренируются готовить подчиненных к изменениям, проводимым на предприятиях, приобретают навыки проведения эффективных переговоров и инструменты поведения в конфликтах.
Важнейший модуль программы – шестой. Его основная цель – сформировать базу знаний и умений, позволяющих руководителям быстро принимать эффективные решения. Седьмой модуль направлен на развитие лидерского потенциала руководителей, зна комит с технологиями построения эффективной команды.
Восьмой блок, «Финансы для нефинансовых менеджеров», стоит особняком в программе. Он включен в нее, чтобы повысить экономическую грамотность руководителей и дать им возможность осознанно решать экономические задачи вроде оптимизации затрат возглавляемого подразделения или участка.
Елена Позолотина рассказывает: «Модуль составлен на базе разработанной Таганрогским металлургическим заводом программы, подготовленной с привлечением преподавателей институтов. Он существует в двух вариантах: один – для сотрудников, чьи должностные обязанности напрямую связаны с экономикой и финансами, другой – для остальных руководителей. И преподает его не бизнес-тренер программы, а специалист в данном направлении: либо преподаватель института, либо один из сотрудников экономических служб». Подача этого курса отличается от других прежде всего форматом: он менее интерактивен в части преподнесения материала и включает в себя решение большого количества практических задач.
Девятый модуль – контрольный: «студенты» закрепляют навыки, проверяют себя, получают обратную связь по личной динамике, рекомендации относительно зон роста, компетенций, навыков, требующих дополнительного развития.
До обучения сотрудника и через три месяца после прохождения программы проводится оценка управленческих компетенций руководителей, позволяющая определить, что дала программа руководителям. Кроме того, оценка позволяет через развивающую обратную связь со стороны вышестоящего руководителя – это основной принцип оценки – регулярно повышать свою личную эффективность.
Курс «Эффективный руководитель» одновременно проходит на всех заводах и предприятиях ТМК. На ТАГМЕТе обучение топ-менеджмента уже закончено. В 2013 году топ-менеджмент остальных предприятий также будет охвачен программой. Все предприятия выпустили первый поток групп руководителей, подготовленных внутрикорпоративными бизнес-тренерами. Свидетельства получили около 200 человек – управленцев основных и вспомогательных цехов предприятий.
«Сертификат – это внутренний документ повышения квалификации руководителей, так как лицензии по образовательной деятельности предприятий не предполагают оформления документов о дополнительном образовании. Хотя по сути программа подготовки по временному критерию соответствует программам дополнительного образования, – рассказывает Елена Позолотина. – Несмотря на это, получение сертификата о подготовке по программе – значимое событие для каждого руководителя: документ становится своего рода подтверждением того, что компания ему доверяет, он соответствует новым требованиям, предъявляемым к руководителю. Теперь он часть новой команды руководителей ТМК. С другой стороны, самый драгоценный результат обучения не свидетельство об окончании, а важный навык. Теперь у руководителя в арсенале есть не только личный опыт и представления о руководстве, но и системные знания менеджмента, он владеет техниками и технологиями управления, то есть актуальной научно-практической базой для управления, что позволит добиваться нужных компании результатов».
Наталья Долгушева, менеджер по оценке, обучению и развитию персонала «ТМК-нефтегазсервис»: Программа очень практична, она позволяет посмотреть на природу руководителя как человека, способного управлять собой и своими реакциями на внешние обстоятельства. Путем поэтапного исследования своих привычек во взаимодействии с другими людьми, анализа управленческих ограничений, моделирования реальных производственных ситуаций участники могут не только системно освоить теоретический материал, но, что особенно важно, понять, как сформировать необходимые управленческие навыки, и определить свои задачи для дальнейшего развития. |
|
Елена Власова, ведущий специалист службы кадрового резерва СТЗ, бизнес-тренер: Мы живем в большом информационном потоке, поэтому реагиро-вать на происходящее нужно оперативно. Те реакции, которые были уместны даже в XX веке, уже не подходят. Сегодня для того чтобы быть эффективным, необходимо задействовать весь свой ресурс – производство каждый день подкидывает руководителям множество нестандартных задач и требует быть активными, нести ответственность за свои решения. На занятиях мы даем конкретные инструменты и техники в области менеджмента, подробно, на примере управленческих ситуаций и собственного поведения в этих ситуациях, помогаем увидеть свои управленческие привычки и сформировать новые. |
|
Денис Рудь, председатель профсоюзного комитета ТАГМЕТа, бизнес-тренер: В рамках социального партнерства важно использовать знания и навыки в сфере ведения бизнес-тренингов, которые могут быть по-лезны для повышения профессионального уровня наших управленцев. В процессе работы нередко возникают сложности, связанные с отсутствием взаимопонимания между структурными подразделениями, и как следствие – отсутствие результата. Вообще бизнес-тренинг не новое направление для нашего предприятия – тренинги проводятся для разных целевых групп с 2006 года. Но работа в нынешнем проекте позволила пересмотреть видение как процесса управления, так и процесса ведения бизнес-тренинга. И главное, эта управленческая программа дает реальные инструменты для повышения эффективности деятельности руководителей от линейного уровня до уровня топ-менеджмента. |
Валентина Петрова