Постоянно растущий объём новых знаний — объективная реальность, исходя из которой комбинат строит свою, чтобы оставаться на острие технического прогресса.
На Уральской Стали, как и на других предприятиях отрасли, знания и навыки сотрудников прямо влияют на рост производительности, безопасность труда и качество продукции. Сегодня мир осваивает новый, нанотехнологический уклад, начало которому в 2004 году положило открытие графена — атомарно монослойного углерода. Визионеры утверждают, что следующий технологический рывок через несколько десятков лет будет связан с когнитивными технологиями — нейросетями и искусственным интеллектом. Учитывать этот фактор, каким бы отдалёнными он ни казался, следует уже сегодня. Судя по всему, постоянное изучение новых подходов перестаёт быть формальной обязанностью и становится стратегическим инструментом развития экономики.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
Различные формы обучения персонала: тренинги, семинары, лекции, мастер-классы можно объединить в массив под названием периодическое (повторное) обучение, которое подразумевает систематическое обновление знаний и навыков работников.
И нужно иметь в виду, что наряду с познанием нового никуда не уходят базовые вопросы вроде соблюдения требований охраны труда и промышленной безопасности, а также устранения пробелов, выявленных в ходе проверок, аудитов или инцидентов. Так что вместе с информацией об изменениях технологий и оборудования, развитием новых профессиональных навыков нужно будет раз за разом освежать уже пройденное.
Стоит привыкнуть к мысли, что перманентное обучение будет с нами всегда как непрерывный процесс, который обеспечивает высокий уровень квалификации персонала. Теперь вы легко можете ответить на вопрос «Зачем мне учиться, если я и так всё знаю?», и всё же стоит повторить основные тезисы для тех, кто испытывает сомнения.
Безопасность труда. Производственные условия — штука изменчивая, ещё наши родители могли прийти на смену в обычной одежде, а на тех, кто дисциплинированно носил каски и очки, смотрели искоса. С появлением нового оборудования предприятиями были введены и новые принципы безопасности (корпус стандартов ISO), несоблюдение которых выводит тебя из лиги мировых игроков. И главное, заметно повышает вероятность травмы или аварии.
Новые нормы. Самостоятельно уследить за обновлением требований Ростехнадзора, Минтруда и других регуляторов почти невозможно: некоторые из актуальных всего несколько лет назад документов сегодня не действуют, а обучение помогает идти в ногу с законом.
Повышение сложности. Современные производственные процессы сильно автоматизированы и цифровизованы, чтобы уверенно управлять ими, уже недостаточно практического опыта. Работник должен глубоко понимать происходящее, а часто — и уметь самостоятельно оперировать данными.
Рост качества. Актуализация знаний и обмен новыми практиками между сотрудниками в процессе обучения позволяют сокращать потери, наращивать точность операций и избегать ошибок, которые ведут к браку или простоям.
На Уральской Cтали внимательно следят за тенденциями в сфере периодического образования, беря в свою практику наиболее подходящие форматы. Среди них — обязательное обучение ОТ и ПБ, пожарная и электробезопасность и нормы работы на высоте. Весь теоретический цикл обучения сотрудники проходят в Учебном центре предприятия, оснащённом современной техникой.
В учебных планах предусмотрено и обучение сотрудника в случае изменения у него условий труда, например, при вводе нового оборудования, смене технологии или переводе на другую должность. Такое обучение проводят внепланово, чтобы быстро адаптировать сотрудника к новой реальности.
Для отдельных категорий работников существуют программы по развитию управленческих навыков и цифровой грамотности. И немного особняком стоит наставничество на рабочем месте, когда опытный работник шаг за шагом передаёт базовые знания новичкам, такая подготовка состоит из множества этапов, том числе:
Свою нишу в процессе обучения постепенно отвоёвывают и чисто цифровые форматы: видеоуроки и тесты в мобильном приложении iSpring особенно эффективны для привыкших к электронным гаджетам молодых работников. А для поколения эпохи компьютерных игр существует программа-симулятор рабочих процессов, которые выполняют в шлемах виртуальной реальности.
Однако нельзя недооценивать и традиционно высокую роль в процессе обучения мастеров и других и линейных руководителей. Ведь именно они, а не машинные алгоритмы следят за соблюдением графиков обучения на рабочем месте, проводят для новичков первые инструктажи и личным примером формируют у них пример отношения к делу. И во многом от наставников зависит, насколько глубоко будет заложена мысль о том, что периодическое обучение не чья-то прихоть, а часть единой системы развития производственной культуры предприятия. И в этом поле специалисты постоянно ищут прогрессивные способы мотивации, чтобы обучение не принимали за «бумажную обязаловку». Повышению интереса способствует включение в деловые игры реальных задач производства, которые ученики пробуют решить мозговыми штурмами. Известны и примеры, когда самые ценные идеи новичков были интегрированы в обучающие программы.
История наблюдений приводит нас к однозначному выводу — там, где сотрудники вовлечены в учёбу по-настоящему: ищут новых знаний и готовы задавать вопросы, — производственные результаты выше, а аварий — меньше. Потому что постоянно обновляемые знания помогают идти на шаг впереди: предвидеть ошибки, быстро адаптировать новинки в практику, а значит — помогать комбинату уверенно смотреть в будущее.
И помните — вклад в успех участка, цеха и предприятия обученного сотрудника при прочих равных будет весомее того, кто считает, что диплом или многолетний навык важнее.
Текст: Руслан Агаев, эксперт дирекции по развитию бизнес-системы Уральской Cтали. Фото Дениса Ильбактина