«Металлург» 0 комментариев

Единственный путь: система непрерывного обучения персонала Уральской Стали

Постоянно растущий объём новых знаний — объективная реальность, исходя из которой комбинат строит свою, чтобы оставаться на острие технического прогресса.

На Уральской Стали, как и на других предприятиях отрасли, знания и навыки сотрудников прямо влияют на рост производительности, безопасность труда и качество продукции. Сегодня мир осваивает новый, нанотехнологический уклад, начало которому в 2004 году положило открытие графена — атомарно монослойного углерода. Визионеры утверждают, что следующий технологический рывок через несколько десятков лет будет связан с когнитивными технологиями — нейросетями и искусственным интеллектом. Учитывать этот фактор, каким бы отдалёнными он ни казался, следует уже сегодня. Судя по всему, постоянное изучение новых подходов перестаёт быть формальной обязанностью и становится стратегическим инструментом развития экономики.

Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

Сочетанный подход 

Различные формы обучения персонала: тренинги, семинары, лекции, мастер-классы можно объединить в массив под названием периодическое (повторное) обучение, которое подразумевает систематическое обновление знаний и навыков работников. 

И нужно иметь в виду, что наряду с познанием нового никуда не уходят базовые вопросы вроде соблюдения требований охраны труда и промышленной безопасности, а также устранения пробелов, выявленных в ходе проверок, аудитов или инцидентов. Так что вместе с информацией об изменениях технологий и оборудования, развитием новых профессиональных навыков нужно будет раз за разом освежать уже пройденное. 

Стоит привыкнуть к мысли, что перманентное обучение будет с нами всегда как непрерывный процесс, который обеспечивает высокий уровень квалификации персонала. Теперь вы легко можете ответить на вопрос «Зачем мне учиться, если я и так всё знаю?», и всё же стоит повторить основные тезисы для тех, кто испытывает сомнения. 

Безопасность труда. Производственные условия — штука изменчивая, ещё наши родители могли прийти на смену в обычной одежде, а на тех, кто дисциплинированно носил каски и очки, смотрели искоса. С появлением нового оборудования предприятиями были введены и новые принципы безопасности (корпус стандартов ISO), несоблюдение которых выводит тебя из лиги мировых игроков. И главное, заметно повышает вероятность травмы или аварии. 

Новые нормы. Самостоятельно уследить за обновлением требований Ростехнадзора, Минтруда и других регуляторов почти невозможно: некоторые из актуальных всего несколько лет назад документов сегодня не действуют, а обучение помогает идти в ногу с законом. 

Повышение сложности. Современные производственные процессы сильно автоматизированы и цифровизованы, чтобы уверенно управлять ими, уже недостаточно практического опыта. Работник должен глубоко понимать происходящее, а часто — и уметь самостоятельно оперировать данными. 

Рост качества. Актуализация знаний и обмен новыми практиками между сотрудниками в процессе обучения позволяют сокращать потери, наращивать точность операций и избегать ошибок, которые ведут к браку или простоям.

В общем тренде 

На Уральской Cтали внимательно следят за тенденциями в сфере периодического образования, беря в свою практику наиболее подходящие форматы. Среди них — обязательное обучение ОТ и ПБ, пожарная и электробезопасность и нормы работы на высоте. Весь теоретический цикл обучения сотрудники проходят в Учебном центре предприятия, оснащённом современной техникой. 

В учебных планах предусмотрено и обучение сотрудника в случае изменения у него условий труда, например, при вводе нового оборудования, смене технологии или переводе на другую должность. Такое обучение проводят внепланово, чтобы быстро адаптировать сотрудника к новой реальности. 

Для отдельных категорий работников существуют программы по развитию управленческих навыков и цифровой грамотности. И немного особняком стоит наставничество на рабочем месте, когда опытный работник шаг за шагом передаёт базовые знания новичкам, такая подготовка состоит из множества этапов, том числе: 

  • Индивидуального плана развития молодого специалиста; 
  • Организации рабочего места ученика с созданием необходимого доступа к информационным ресурсам и системам; 
  • Изучения рабочей инфраструктуры: местонахождение столовой, стоянки, душевых и т.п.; 
  • Знакомство с коллективом и корпоративными традициями компании; 
  • Понимания роли подразделения в составе компании и основах взаимодействия с другими цехами при исполнении должностных обязанностей; 
  • Изучения локально-нормативных актов и документов, необходимых для выполнения работы; 
  • Участия в корпоративных программах, конкурсах, в том числе — спортивных мероприятиях; 
  • Детальной проработки с наставником ПКДО, изучение регламентов выполнения трудовых функций с поэтапным их освоением на практике; 
  • Дополнительного обучения, в том числе — освоения смежных профессий или курсов повышения квалификации; 
  • Подробные консультации по любым вопросам, связанным с трудовой деятельностью.

Делай, как я! 

Свою нишу в процессе обучения постепенно отвоёвывают и чисто цифровые форматы: видеоуроки и тесты в мобильном приложении iSpring особенно эффективны для привыкших к электронным гаджетам молодых работников. А для поколения эпохи компьютерных игр существует программа-симулятор рабочих процессов, которые выполняют в шлемах виртуальной реальности. 

Однако нельзя недооценивать и традиционно высокую роль в процессе обучения мастеров и других и линейных руководителей. Ведь именно они, а не машинные алгоритмы следят за соблюдением графиков обучения на рабочем месте, проводят для новичков первые инструктажи и личным примером формируют у них пример отношения к делу. И во многом от наставников зависит, насколько глубоко будет заложена мысль о том, что периодическое обучение не чья-то прихоть, а часть единой системы развития производственной культуры предприятия. И в этом поле специалисты постоянно ищут прогрессивные способы мотивации, чтобы обучение не принимали за «бумажную обязаловку». Повышению интереса способствует включение в деловые игры реальных задач производства, которые ученики пробуют решить мозговыми штурмами. Известны и примеры, когда самые ценные идеи новичков были интегрированы в обучающие программы.

История наблюдений приводит нас к однозначному выводу — там, где сотрудники вовлечены в учёбу по-настоящему: ищут новых знаний и готовы задавать вопросы, — производственные результаты выше, а аварий — меньше. Потому что постоянно обновляемые знания помогают идти на шаг впереди: предвидеть ошибки, быстро адаптировать новинки в практику, а значит — помогать комбинату уверенно смотреть в будущее. 

И помните — вклад в успех участка, цеха и предприятия обученного сотрудника при прочих равных будет весомее того, кто считает, что диплом или многолетний навык важнее.

Текст: Руслан Агаев, эксперт дирекции по развитию бизнес-системы Уральской Cтали. Фото Дениса Ильбактина

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Aleksandra , вот несколько статей: https://up-pro.ru/library/production_management/operations_manag... «Раньше на это уходило 170 рабочих дней в год — теперь всего 42»
Добрый день. А есть ли у редакции подборка инструментов по дебюрократизации из других организаций, н... «Раньше на это уходило 170 рабочих дней в год — теперь всего 42»
Спасибо большое за эту статью! Это действительно наглядный инструмент план/факта эффективности работ... Трансмашхолдинг: использование методологии А3 для анализа эффективности процессов и сокращения затрат
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”