В начале декабря 2013 года группа специалистов прессового производства АВТОВАЗа отправилась на завод МСА, расположенный во французском городе Мобёже. О результатах этой командировки рассказывает технический помощник директора ПрП Андрей Авдяков.
– Завод МСА, где изготавливают около 150 деталей для кузова автомобиля Renault Kangoo и его модификаций, является одним из самых передовых предприятий Альянса, – отмечает Андрей Андреевич. – Было интересно посмотреть, как там организовано производство, перенять этот опыт и использовать его на АВТОВАЗе. Не сразу удалось организовать командировку, были опасения, что мы не получим всего того, что ожидали. Однако коллеги приняли нас хорошо, отвечали на все вопросы, разрешили фотографировать то, что нас интересует. Поэтому домой наша группа (кроме меня, в нее вошли заместитель директора по производству Вагиф Гусейнов, мастер ПКШ Владимир Сулейманян, мастер ПСШ Евгений Кирдянов) вернулась с массой полезной информации.
Давно известно, что качество обеспечивается не контролем, а процессом. Важно, что на заводе МСА металл для каждой детали закреплен за одним поставщиком. Допускается только напольное хранение металла – на стандартных подставках, а сохранность верхних витков в рулоне защищена упаковкой поставщика. На самой сложной линии, где штампуют все лицевые детали, работают семь человек: один управляет линией, один делает внешнюю замену штампов, четыре оператора на укладке и один контролер. При этом требуется всего несколько минут, чтобы оценить качество первой детали и принять решение о начале изготовления всей партии.
Такое количество персонала является оптимальным, работа меньшей численностью не допускается. Когда линия не используется, происходит либо ее техобслуживание, либо она останавливается из-за отсутствия плана.
На заводе в Мобёже широко применяется совмещение профессий. Например, металл с автовозов разгружает оператор, работающий на линии вырубки. Он оценивает упаковку, ширину рулона, толщину металла, состояние кромок, а также проверяет, есть ли коррозия и деформация. Этот же человек загружает металл на линию, делает наладку, снимает погрузчиком готовые заготовки.
На достижение лучших показателей по качеству нацелены все организационные инструменты Альянса. Один из них – общее обслуживание производства TPM (Total Productive Maintenance), которое сейчас внедряется в подразделениях АВТОВАЗа. На заводе МСА в настоящее время завершен переход к следующему этапу – от TPM к МРМ. В чем отличие? Если при ТРМ достаточно выполнять все стандарты по техническому обслуживанию, то при МРМ мастер должен гарантировать надежность и эффективность работы оборудования. В первую очередь – за счет вовлечения в данный процесс операторов.
В начале недели мастер выдает операторам перечень работ, которые необходимо выполнить. Для решения вопросов, связанных с оборудованием и оснасткой, используются системы PADEX и так называемая «работа с синими и красными этикетками». И в том и другом случае оператор имеет возможность обозначить проблему, довести ее до работников техобслуживания (если не может решить сам) и следить за ходом решения поставленной задачи. Для этого на каждой линии есть стенд и ежедневно проводятся совещания с ремонтниками. Выполнение тех или иных задач определяется регламентом. В частности, в обязанности операторов входят контроль за уровнем смазки и ее долив, а также замена фильтров. Если проблема более сложная и требуется останавливать линию на длительное время, то для этого привлекаются ремонтники.
Еще одна особенность: в настоящее время на штамповке МСА не проводятся совещания QRQC (Quick Response Quality Control). Специалисты принимают участие только в заводских QRQC, если проблемы штамповки выявляются на автомобиле. Для решения и предупреждения проблем по качеству внедрена методика Nissan QRR. Для этого определена наиболее проблемная номенклатура – это почти все лицевые и видовые детали. В обсуждении вопросов участвуют начальник цеха, инструментальщик, оператор, мастер. Рассматриваются результаты штамповки за предыдущий день, а также детали, выпуск которых планируется на ближайшие сутки.
По итогам командировки нами разработан проект мероприятий по внедрению опыта МСА в прессовом производстве. Этот завод значительно меньше по размерам, чем ПрП, поэтому повторить все точно так же не получится. Там всего пять линий, и все они автоматические. Кроме того, в Мобёже выпускают детали для одного автомобиля, у нас – для всего модельного ряда. Поэтому все наши предложения касаются нового или прошедшего модернизацию оборудования. Главная цель – повысить качество продукции и эффективность труда.
Андрей Старков