Процесс наставничества, долгие годы считавшийся одним из эффективных способов передачи знаний, сегодня дает сбои.
Как выяснили специалисты рекрутингового холдинга «АНКОР», опросив недавно около 500 российских и иностранных компаний, почти треть респондентов недовольны результатами наставничества.
Учителя и ученики
Отвечая на вопрос о трудностях, которые возникали в процессе подобной передачи знаний, ученики отметили, что в 35% случаев система обучения была не разработана, 26% не получали обратной связи по результатам обучения и потому были дезориентированы, в 24% случаев у наставников не хватало времени на обучение. В свою очередь большинство наставников (91%), став таковыми, не имели опыта передачи своих знаний нуждающимся в них коллегам, и лишь 25% прошли специальные курсы, чтобы научиться это делать. Причем только 14% опрошенных наставников получали за свою шефскую работу вознаграждение. Когда учителей и учеников спросили, какой метод включения в работу они считают наиболее эффективным, выбор и тех, и других совпал.
Полное согласие
В обоих случаях на первом месте оказалось совместное выполнение проекта с равным разделением ответственности, на втором - выполнение новичком работы под присмотром более опытного работника с минимальной долей ответственности ученика, на третьем - самостоятельное ведение им проекта и оценка успешности по конечному результату и, наконец, наблюдение за работой наставника со стороны. Ученикам больше нравится совместная с наставником работа и ответственность: 51% респондентов высказались за этот вариант обучения. Вопрос, вызвавший у двух целевых аудиторий полное согласие, касается материальной стороны системы наставничества. И учителя, и ученики в 54-57% случаев признают, что при наличии вознаграждения за наставничество (для наставников) данное обучение станет намного эффективнее.
Комментарий:
Наталья Бойцова, Менеджер по персоналу компании «ПРОПЛЕКС»
Такие результаты, наверное, характерны для компаний, которые в начале пути. Для них внедрение системы наставничества отходит на второй план, на первом — вопросы стратегического плана. Но при укреплении позиций на рынке проблема эффективности использования человеческих ресурсов становится актуальной. Ведь от этого зависит текучесть кадров, скорость вхождения нового сотрудника в должность, ощущение им себя членом команды и т. д. И все вместе влияет на затраты компании.
Мы недавно разработали положение о наставничестве и активно внедряем его. Первые результаты показали положительный эффект, поэтому планируем продолжать работать в данном направлении.