Как ESG влияет на капитализацию, что такое «антимозговой штурм» и чем похожи нефтяная компания и производители упаковки для молока.
Благодарим Службу корпоративных коммуникаций Отдела технико-экономической информации и распространения передового опыта ПАО «Татнефть» им В.Д. Шашина за предоставление данного материала.
Как ESG влияет на капитализацию, что такое «антимозговой штурм» и чем похожи нефтяная компания и производители упаковки для молока. На эти вопросы ответил завершающий, восьмой модуль целевой образовательной программы ЕMBA, пишет газета «Нефтяные вести». Мероприятие, организованное Корпоративным университетом, прошло в конце минувшей недели в Болгаре.
Тема ESG стала заключительной в почти двухлетней учебе руководителей «Татнефти». За это время Компания значительно продвинулась в экологическом, социальном и корпоративном управлении (именно эта совокупность характеристик составляет основу ESG-повестки). А потому тема прочно занимает одно из главных мест в плане развития и деятельности «Татнефти» как минимум третьего десятилетия нового века, а то и дальше.
Завершающий модуль включал в себя двухдневную работу как в плане теории, так и самостоятельной и групповой работы. Сначала слушатели освежили в памяти основные понятия Целей устойчивого развития, роль и вклад бизнеса в мировую ESG-повестку и расстановку приоритетов для Компании. Затем наступил черед основного блока работы с лекторами, которые преимущественно выступали через видео-конференц-связь.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
Было бы неправильно рассуждать, что ESG теряет свою актуальность во время неустойчивости всей мировой экономики. Более того, пандемия COVID-19 наглядно показала (об этом говорит несколько публикаций в авторитетных научных журналах), что инвестирование создает асимметричные преимущества и обеспечивает, образно говоря, эффект страховки. А именно защиту от негативных последствий, особенно во время затяжной социальной и экономической турбулентности.
Однако при этом спикеры подтвердили тезис, что финансовая эффективность вложений в ESG в общем и целом имеет прямую корреляцию с доходами от основного вида деятельности. Будь то добыча и переработка нефти, выращивание цыплят, сеть общественного питания или производство бумажной тары для молока. Таким образом, чем умнее и эффективнее вкладываешься в условный новый завод или установку, тем лучше работают социальные инвестиции.
Своими примерами внедрения ESG поделился Михаил Ржавин — директор по маркетингу компании Tetra Pak. Это предприятие является одним из ведущих в России производителей упаковочных материалов. По словам спикера, еще один важный момент — средства, вложенные в ESG, работают на порядок лучше, если у предприятия уже есть определенная положительная репутация, например, в сфере охраны окружающей среды. В этом смысле у «Татнефти» есть серьезное преимущество в виде многолетней программы защиты природы, объем которой постоянно растет.
Затем слушатели курса познакомились с основными моментами, на которые стоит обратить внимание при реализации повестки. Например, каскадирование целей. Если сказать просто, это разделение больших задач на маленькие цели с определением тесной связи со всей цепочкой исполнителей и делегирование им полномочий. Это дает возможность быстро анализировать исполнение стратегии и заблаговременно ее исправлять. Такой принцип работает, только если высшее руководство полностью понимает все задачи и поддерживает их.
В ходе учебы команды потренировались в выполнении практических задач. Часть из них была новой даже для тех, кто прошел большой путь корпоративного обучения. Например, руководители подразделений Компании провели «антимозговой штурм». Его суть как в обычном мозговом штурме, но наоборот. Участники собирали все возражения против внедрения ESG-повестки. Причем варианты нужно было не написать буквами, а изобразить схематично или с помощью рисунков. Затем, сообща, информацию анализировали и аргументированно отвергали.
Кроме этого, образовательная программа развеяла некоторые весьма устойчивые мифы об экологичности тех или иных упаковок. Оказывается, массовый отказ от пластиковой тары не всегда полезен. Дело в том, что в общем само производство и вторичная переработка ПЭТ-тары довольно проста и не приводит к большим выбросам. Осталось только построить достаточно заводов для утилизации такого вида упаковки и, разумеется, сделать привычным раздельный сбор мусора. Об этом рассказала один из спикеров — известный в России ученый-экономист Эльвира Митюкова.
«Очень рад, что мне довелось поучаствовать в такой большой образовательной программе, — говорит начальник управления разработки месторождений Булат Закиев. — Все было очень полезно и интересно, в моем индивидуальном плане развития EMBA занимает большое и важное место. Что касается текущей темы ESG, думаю, что все мы зарядились новыми знаниями, готовы применять их на практике».
Рамис АМИНОВ. Фото Наиля Гатауллина