Материалы научно-практического LEAN-семинара "Внедрение концепции "Бережливое производство" в Республике Татарстан (27 мая 2011 года).
Гилазова А.И., Моисеев Р.Е., ГОУ В ПО «Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева»
Весь процесс внедрения бережливого производства можно разделить на две составляющие:
О различных способах внедрения инструментов, различиях методик говорится много, и причем все мнения не сходятся в одном, а вот информации о создании системы мотивирования сотрудников для участия в процессе внедрения бережливого производства ни в одном источнике не встречается. К сожалению, менталитет нашего народа таков, что какая бы работа ни была предложена, русский человек за нее возьмется, и даже за небольшую плату. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Перемены, приходящие во внутреннюю среду организации, пугают работников, ведь нынешнее состояние на рабочих местах привычнее и рабочие не совсем понимают смысл их внесения.
Действительно, на примере российских промышленных предприятий можно утверждать, что среди прочих, одной из наиболее основных преград на пути внедрения системы бережливого производства является закоснелое мышление и абсолютная безучастность производственного персонала в процессе совершенствования производственного процесса. В то же время следует отметить тот факт, что именно производственный персонал является источником самой полной, самой точной и наиболее актуальной информации о недостатках, присущих производственному процессу.
Топ-менеджеры, изучающие методику глобальных преобразований на предприятиях, уверены в том, что знают вс е, и даже больше, и поэтому не обращаются к производственному персоналу с целью выявления проблем на их же рабочих участках, а отдают лишь указания сверху о том, как нужно правильно работать. А это, в свою очередь, основная проблема. Необходимо не только иметь обратную связь с подчиненными, но и суметь заинтересовать их помочь руководству внедрить изменения, направленные на улучшения.
Целесообразной будет разработка четкой мотивационной политики в организации. Можно выделить краткосрочную и долгосрочную мотивационную политику. Независимо от того, какая по продолжительности политика разрабатывается, на первом этапе необходимо провести анкетирование сотрудников для определения их мотивационных потребностей.
Существует множество теорий мотивации: содержательные теории мотивации основаны на идентификации тех внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать так, а не иначе, в процессуальных теориях мотивации акцент делается на процессе выбора поведения, способного привести к желаемым результатам. Но ни те, ни другие не дают полного ответа на вопрос о создании мотивации сотрудников при внедрении бережливого производства на предприятии.
Обратим внимание на универсальную систему потребностей человека - пирамиду Маслоу (рис. 1).