К теме бережливого производства, внедрения этой технологии на Горьковской железной дороге мы обращались не раз. Сегодня предлагаем тему бережливого производства рассмотреть несколько в ином ракурсе. На дороге утверждено Положение о премировании работников за результаты внедрения бережливого производства. О нем – наш разговор с начальником службы организации и оплаты труда Людмилой Литовкой.
– Людмила Ивановна, насколько оправданно введение нового вида дополнительной премии?
– Начнем, пожалуй, с термина «бережливое производство», который говорит сам за себя. Эта технология направлена на экономию средств предприятия. Размеры экономии напрямую зависят от того, насколько быстро и насколько эффективно внедряются новые формы и методы организации труда. Иными словами – от заинтересованности в результате (прежде всего, материальной) непосредственных исполнителей, тех, кто занят внедрением. Потому-то на Горьковской железной дороге и было разработано и утверждено Положение о премировании работников за результаты внедрения бережливого производства.
– Чей опыт, какие документы легли в основу Положения?
– Это, прежде всего, Рекомендации по организации дополнительного премирования работников филиалов ОАО «РЖД» за результаты внедрения бережливого производства, утвержденные первым вице-президентом компании Вадимом Морозовым. Частично перенят опыт мотивации Октябрьской железной дороги. Отмечу, что Октябрьская дорога в области бережливого производства является сейчас лидером.
– Кому предстоит стать пионерами на непростом пути внедрения бережливого производства на Горьковской магистрали?
– Решение о пилотных объектах принималось руководством компании. Перечень утвержден старшим вице-президентом ОАО «РЖД» Валентином Гапановичем. В число «пилотов» на нашей дороге попали Владимирская и Дзержинская дистанции пути, моторвагонное депо Горький-Московский, дирекция материально-технического обеспечения, локомотивное ремонтное депо Агрыз-Южный. Руководство дороги, однако, решило этим перечнем не ограничиваться. Взяты повышенные обязательства: бережливое производство намечено внедрять также в локомотивном ремонтном депо Лянгасово-Западный, ПТОЛ Вековка и Балезино и во всех структурных подразделениях дороги, расположенных на железнодорожном узле Вековка.
– Будет ли дополнительная премия выплачиваться всем работникам этих предприятий поголовно?
– Ни в коем случае. Положение распространяется только на работников структурных подразделений дороги, аппарата УГЖД, входящих в рабочие группы по внедрению бережливого производства. Состав этих групп должен быть утвержден распоряжением начальника структурного подразделения (пилотного объекта).
– Из каких источников, фондов будет выплачиваться премия за внедрение бережливого производства?
– Премирование работников, участвующих в реализации проекта, производится за счет и в пределах фонда оплаты труда. И я бы хотела немного уточнить – надо говорить о премировании не за внедрение, а за результаты внедрения бережливого производства. Иными словами – за полученную экономию. Есть экономический эффект – есть премия. Нет эффекта – не обессудьте…
– В распоряжении предприятия остаются все сэкономленные средства?
– Большая их часть. Минусуется только сумма дополнительного финансирования на реализацию проекта.
– На какие суммы могут рассчитывать члены рабочей группы?
– Если получен годовой экономический эффект до 5 млн рублей, то мотивационный фонд составит 10 процентов от суммы эффекта. Если более 5 млн – пять процентов. Эти средства будут распределяться между работниками, участвовавшими в реализации проекта. Причем только после его завершения. Когда будет подтверждено получение экономического эффекта, в бюджет структурного подразделения будут вноситься корректировки. Фонд оплаты труда будет увеличиваться за счет других элементов затрат – по предложению руководителя структурного подразделения.
– Кем и как будет рассматриваться вклад каждого в общее дело?
– Списки работников, участвующих в реализации проекта, рассмотрит комиссия по вопросам премирования – после согласования с рабочей группой по внедрению бережливого производства филиала ОАО «РЖД». Принятые на заседании решения оформляются протоколами. Затем издаются приказы за подписью руководителя.
– А если эффекта нет? Или, того хуже, полученная экономия не покрывает дополнительных расходов на внедрение бережливого производства?
– Значит, изначально стратегия, планы внедрения выстроены неправильно. Неправильно определены приоритеты, исполнители и т. д. Предприятию придется погашать возникший долг. Оно должно будет представить план-график погашения допущенного отрицательного экономического эффекта.