«Здесь и Сейчас» 0 комментариев

«Кто ты будешь такой»

5 ошибок при проведении аттестации персонала.

В вашей компании аттестация воспринимается как карательная мера? У сотрудников эта процедура вызывает страх и стресс? Атмосфера накануне аттестации напоминает предэкзаменационное время: напряжение витает в воздухе, бледные от волнения сотрудники ждут своей очереди на Голгофу? Значит - в подготовке и проведении аттестации были допущены серьезные ошибки. Следуя нашим рекомендациям, вы сможете изменить ситуацию: персонал будет воспринимать аттестацию не как Угрозу,  а как Возможность. Если вы хотите уволить сотрудника, никогда не прикрывайтесь аттестацией – это сформирует негативное отношение у всех остальных сотрудников. Аттестация нужна в тех случаях, когда информации для принятия управленческих решений недостаточно, это возможность внимательнее приглядеться к способностям своих подчиненных. 

№1. Неопределенность.

Я убедилась в том, что многие компании «грешат» тем, что держат сотрудников  в полном неведении относительно таких простых вещей, как цели аттестации и критерии оценки. В лучшем случае критерии вырабатываются накануне оценки, и на их основании анализируется работа сотрудника за весь период. То есть задним числом! Это основная причина того, что персонал испытывает страх и неуверенность. Парадокс заключается в том, что в некоторых компаниях критерии оценки держат в секрете, чтобы сотрудники не могли подстроиться к ним и руководители оценили их текущий уровень. Но основная цель аттестации – это сначала стимулировать, а потом контролировать соответствие сотрудников требованиям компании. Если персонал ДО начала периода оценки знает эти требования, если есть мотивация на соответствие этим требованиям, то поведение людей в течение этого времени будет меняться в нужную для руководителей сторону. 

Рекомендации:

  1. Четко и просто сформулируйте критерии оценки. Расшифруйте содержание критерия, чтобы каждому было понятно в чем именно должно проявляться то или иное качество или компетенция. Например: «Коммуникации с руководителем -  степень, в которой работник информирует руководителя о состоянии выполнения рабочих заданий и сообщает другую важную информацию, которая может повлиять на деятельность подразделения/компании»
  2. Доведите до каждого сотрудника информацию о целях и критериях оценки. Позаботьтесь о правильном понимании этих критериев персоналом. «Продайте» им идею того, что аттестация для них – это в первую очередь возможности для роста и улучшения условий.
  3. Обозначьте срок, когда по этим критериям будет проводиться аттестация (через полугодие, через год и т.п.) Сделайте все, чтобы сотрудники были готовы к аттестации (обучены, информированы, натренированы и т.п.),  были уверены в своих силах. Чтобы они хотели доказать, продемонстрировать свои навыки и возможности. 

№2. Некомпетентность.

Далеко не всегда руководители имеют необходимые знания и навыки для проведения оценки. В результате это сводится к ощущениям и субъективному мнению. Это подрывает саму идею оценки и, главное, уважение персонала к мероприятию. Мой опыт показывает, что даже при наличии адекватных критериев, могут выбираться неправильные методы оценки или неграмотно использоваться те или иные методики. Так, например, с помощью Метода 360º нельзя оценивать профессиональный уровень, а некоторые вопросы на оценочном интервью настолько «неприцельные», что по ответам нельзя судить о том, насколько человек отвечает конкретному критерию. Излишняя строгость или, напротив, мягкость, эффект центральной тенденции (когда все получают средние оценки) – все это результат внутренней неуверенности самого эксперта, который проводит оценку. 

Рекомендации:

  1. Убедитесь, что выбранные вами методы оценки нацелены на выявление нужных вам критериев.
  2. Проведите обучение руководителей, которые выступают экспертами на аттестации. У них должны быть одинаковое понимание критериев и нужный уровень навыков для использования методов оценки.
  3. Анализируйте не просто оценки, которые получил каждый сотрудник, но и разницу в оценках экспертов. Не спешите усреднять плохой и хороший балл, выясните, какая оценка соответствует действительности, при необходимости проведите дополнительное интервью с сотрудником. 

№3. Отсутствие обратной связи.

К сожалению, для многих компаний характерно обсуждение результатов аттестации за закрытыми дверями. Сотрудники могут так и не узнать, как они прошли аттестацию, не получить плана дальнейшего развития. Это приводит к тому, что от аттестации к аттестации ничего не меняется. Сама по себе оценка – это моментальный снимок, который фиксирует ситуацию в конкретный момент. А для бизнеса важна динамика. Поэтому 80% успеха в оценке персонала это не собственно результат, который получил каждый сотрудник, а его готовность развиваться и совершенствоваться далее от этой точки. Для этого необходимо дать обратную связь по итогам оценки, в которой руководитель должен решить две задачи: 1-я  - убедиться в том, что сотрудник согласен с результатом оценки; 2-я - сформировать у сотрудника мотивацию на изменение и дальнейшее развитие. Если сотрудник не согласен с результатом оценки – он будет сопротивляться влиянию руководителя. 

Рекомендации:

  1. Каждому сотруднику по итогам аттестации дать обратную связь, информировать о результатах и сформировать мотивацию на изменения.
  2. Письменно составить план развития для подчиненных: план мероприятий, бюджет, сроки, планируемый эффект и т.п. Подобный план можно предложить составить самому сотруднику и учесть его пожелания. 

№4. Отсутствие управленческих решений.

Если по итогам оценки для персонала ничего не меняется, результаты и анкеты откладываются в «долгий ящик» - аттестация обесценивается. Сотрудники будут относиться к аттестации формально. Есть старая истина: с людьми, которые работают хорошо, и с людьми, которые работают плохо, должны происходить разные вещи. Даже в тех случаях, когда нас как консультантов привлекали для проведения аттестации, некоторые руководители избегали принимать управленческие решения по ее итогам. Конечно, подобные решения (как повышение, так и увольнение, как рост з/п, так и уменьшение)  - это большая ответственность, но отсутствие этих решений – серьезный риск потери лучших сотрудников. В менеджмент уже вошел классический принцип «20/70/10» Джека Уэлча, главы корпорации General Electric. За 20 лет его правления рыночная стоимость компании возросла с 13 млрд.$ до $500 млрд. По итогам ежегодной оценки в GE 20% сотрудников получали лучшие условия и возможности, 70% признавались перспективными и получали возможности для профессионального роста, а 10% - покидали компанию, так как не соответствовали с каждым годом все более жестким требованиям компании.  В одном из интервью Джек Уэлч так прокомментировал свой подход: «Лучшие должны знать, что они лучшие, и я всегда готов платить им очень много. А худшие должны знать, что показатели их эффективности находятся в последней десятке по всей корпорации, и тогда они либо будут стремиться к лучшему результату, либо сами, по собственному желанию, уйдут из компании. Благодаря моему методу ранжирования нам практически не приходилось увольнять людей – аутсайдеры уходили сами, потому что никому не хочется быть последним».

Джек Уэлч считает, что большая ошибка многих лидеров состоит в том, что они не говорят людям, что они работают плохо. Когда приходит время увольнять человека, проработавшего в компании 10 лет, он не понимает причину, ведь ему никто ничего не говорил все это время. 

Рекомендации:

  1. По итогам оценки и обратной связи с подчиненным, провести анализ и принять соответствующие управленческие решения в области ротации, изменения мотивации и т.п.
  2. Довести до коллектива основания для подобных решений. Это придаст нужный вес требованиям компании и будет в дальнейшем регулировать поведение и результативность сотрудников. 

№5. Отсутствие системы.

Уже ссылаясь на приведенный выше пример с Джеком Уэлчем, подчеркну, что система оценки и отбора в GE действовала ежегодно и неумолимо. Даже тогда, когда через три-пять лет в 10% «худших» попадали высококвалифицированные и достаточно успешные сотрудники. Только регулярные и систематические мероприятия в области развития и оценки персонала дают нужный эффект. Только необходимость постоянно доказывать свою состоятельность и превосходить свои вчерашние результаты формирует нужный темп роста сотрудника. Любой застой быстро приводит к «заболачиванию» коллектива. 

Рекомендации:

  1. Определиться с необходимой периодичностью оценки (административный – достаточно 1 раз в год, торговый и технический персонал можно чаще –  2 раза в год). Лучшее время для аттестации – низкий сезон или накануне сезона.
  2. Выделять для проведения оценки достаточно ресурсов и, главное, управленческого времени.
  3. Накапливать информацию о результатах оценки и динамике, использовать данные и информацию для более эффективного управления персоналом.
0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”