Может ли предприятие получить значимую пользу от идей сотрудников? Могут ли сотрудники по-крупному заработать на своих идеях? Однозначно да! Как? В этом команда портала «Управление производством» будет разбираться в рамках нового проекта – «Как заработать на рацпредложениях: руководство к действию». В нем мы охватим не только рацпредложения, но и кайдзен-предложения, и ППУ (предложения по улучшениям). Терминология на разных предприятиях может быть своя, но сути это не меняет – речь идет о работе с предложениями, поданными сотрудниками, и о возможностях к совершенствованию, которые они открывают. Эту горячую тему мы открываем прямыми ответами на деликатный вопрос: сколько же руководителю платить своим сотрудникам за рацпредложения?
Текст: Сергей Жишкевич
Предлагаем вашему вниманию фрагмент из статьи «Деликатные вопросы финансовой мотивации: сколько платить за рацпредложения?» – первой из большого цикла материалов этого проекта. Полная версия этой статьи опубликована в № 6/2020 альманаха «Управление производством».
Проект «Как заработать на рацпредложениях: руководство к действию» задуман как источник практических рекомендаций и лучшего опыта, полезных как для подающих идеи, так и для руководителей предприятий. Мы планируем:
Материалы проекта «Как заработать на рацпредложениях» будут опубликованы в следующих номерах нашего альманаха «Управление производством» за 2021 год. Если вы хотите принять участие в этом проекте и рассказать об опыте вашего предприятия, мы открыты для сотрудничества! Также мы ждем ваши предложения (например, на какие вопросы вы хотели бы получить ответы) – их можно присылать на адрес info@up-pro.ru (с пометкой «Рацпредложения»).
«Рацуха? Нам это не надо! Нечего рабочему ломать то, что инженер придумал!» – замгенерального директора угледобывающей компании, 2010 год.
«Мы принципиально не платим за кайдзен», – директор по развитию производственной системы холдинга, 2010 год.
«Теперь я окончательно приверженец только нематериального поощрения рабочих и объясню почему. Материальное поощрение в конечном итоге создаст конфликтную ситуацию из-за вероятности неправильной оценки работником собственных заслуг и результатов. А вот нематериальное стимулирование запомнится гораздо лучше, чем дополнительно выданные 1-2 тыс. рублей, о которых через несколько дней и не вспомнят. Я обратил внимание, что за кайдзен-предложения в Японии выплачивают не очень большую сумму, а подача их на заводе Тойота составляет 13,5 шт. на человека в год. Человек стремится к совершенству и признание его работы коллективом – вот основа, составляющая нематериальную стимуляцию», – руководитель отдела внедрения одной российской компании после стажировки в Японии, 2014 год.
Не все так думали, конечно, система рационализаторской деятельности СССР все-таки оставила и позитивный след. Другое дело, что «ехать дальше по инерции» на ней уже было сложно – начался процесс изучения и адаптации опыта мировых лидеров: кайдзен (японская школа), НПУ (немецкая школа) и т.д.
Прошло 10 лет, многое изменилось, и уже наработан немалый отечественный опыт создания систем мотивации инициативных сотрудников. О нем мы и поговорим: вместе посмотрим, что уже сделано, как сделано, почему и к каким результатам это привело.
Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством». 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
Разброс по размерам премий у разных компаний сложился достаточно большой. Системы мотивации тоже могут сильно отличаться, и во время нашей работы над этим обзором многие нас спрашивали: «Так все-таки сколько нужно платить за предложения сотрудников? Какая система мотивации должна быть? У кого она лучше?»
Увы, не все так просто, как хотелось бы: и размер компании имеет значение, и отрасль, и корпоративная культура, и даже географическое местоположение – далеко не факт, что то, что подходит для одного предприятия, легко и изящно ляжет на другое.
В итоге все сводится к тому, что главным критерием любой системы работы с предложениями является ее эффективность, а если проще – решает ли она поставленные задачи. Если решает – это работающая система, значит, и принципы мотивации авторов идей подобраны верно.
В этом обзоре будет много цифр, и вы самим сможете увидеть, за что, сколько и как компании платят авторам идей, а потом сравнить с практикой вашего предприятия.
Конечно, мы подробно расскажем и об опыте конкретных предприятий по работе с ППУ – развернутые статьи вас ждут и в этом, и в следующих номерах нашего альманаха.
Так за что же сейчас предусмотрены премии? В основном, все сводится к четырем основным пунктам:
Есть, конечно, и другие, решающие актуальные на данный момент задачи компании, например: «за идею в сфере ОТ и ПБ», «за оформление карты инициатив», «за идею в области организационных улучшений», «за идею по улучшению технологического процесса» и т.п., но по сути они вписываются в четыре вышеназванных пункта.
Рассмотрим более подробно, сколько и за что платят компании ЗА ПРИНЯТУЮ ИДЕЮ. Размеры премий за реализованную идею, за идею с экономическим эффектом и награждения в рамках различных конкурсов и «фабрик идей» представлены в № 6/2020 альманаха «Управление производством».
«Было много споров, платить ли за эти предложения. В итоге приняли решение, что платить надо. Как правило, кайдзен – это небольшое улучшение, которое не требует от компании каких-то существенных затрат. И плата в данном случае, это не столько покупка идеи улучшений, сколько небольшое поощрение, демонстрация того, что компания обращает внимание на неравнодушных сотрудников. Поэтому сумма небольшая», – Дмитрий Бондаренко, директор по развитию производства ОК РУСАЛ, 2011 год.
Стоит отметить, что многие из предложений в этой категории часто касаются улучшения рабочего места или повышения безопасности работы автора идеи, и нередко такие предложения реализуются автором самостоятельно, даже без подачи ППУ. Стоит подчеркнуть, что отношение «нет желания возиться с бумагами, быстрее сам сделаю» встречается там, где система подачи громоздкая и неповоротливая. А если есть условия подать ППУ – и проблема решена, и премия есть, и респект автору.
Переходим к цифрам. Во время наших поисков мы встретили ряд предприятий, которые по-прежнему, как и 10 лет назад, платят и по 200 рублей за предложение, но мы решили оставить их за рамками этого обзора и просто констатировать факт, что такие есть.
Ряд компаний выплачивает по 300 рублей за принятую идею:
Завод им. В. А. Дегтярева – 300 рублей.
УАЗ – 300 руб. (Положение о регистрации кайдзен-предложений, 2017 г.).
АО «ВРК-3» – идеи без экономического эффекта принесут автору 500 рублей. Однако если улучшение предложила группа сотрудников, то вознаграждение разделят поровну между авторами. Если же инициатива имеет экономический вес, то дополнительное вознаграждение выплатят через 12 месяцев после реализации проекта. Его размер будет напрямую зависеть от фактического экономического эффекта за год.
АО «ШААЗ» – 300 руб., при решении к внедрению ППУ без ТЭО (Рис. 1).
АО «Теплоэнерго» – здесь с 2019 года работает система РОСТ. РОСТ-предложения могут быть направлены на улучшение и оптимизацию бизнес-процессов, на более эффективную организацию условий труда, на повышение качества предоставляемых услуг, экономию ресурсов или улучшение экологической ситуации. За одобренное РОСТ-предложение инициатору полагается денежная премия. Размер премии за одно предложение может составлять от 300 до 3 000 рублей в зависимости от его степени эффективности в рамках улучшения своего рабочего места, подразделения или Общества в целом.
Рис. 1. Схема подачи предложения об улучшении в АО «ШААЗ».
Впрочем основной тренд сегодня – премия в 500 руб. за каждую принятую идею:
УГМК – 500 рублей, если эту идею приняли к реализации, но она не дает большого экономического эффекта.
АЛРОСА – За подачу целесообразной идеи – 500 рублей автоматически.
Силовые машины – 500 рублей.
Металлоинвест – За каждую поданную идею, направленную на улучшение, автору выплачивается премия в размере 500 рублей независимо от ее реализации. Важно, что и за идеи группы «В» с так называемым немонетизированным эффектом также предусматриваются бонусные вознаграждения в размере до 50 тысяч рублей на каждого участника (Таблица 1).
ПАО «ТМЗ» – За каждое предложение, признанное перспективным, выплачивается премия 500 рублей. Новая редакция «Положения о работе с кайдзен-предложениями» утверждена приказом генерального директора ПАО «ТМЗ» № 3 от 23 января 2020 года.
НЛМК – 500 руб. за каждую идею, одобренную Техсоветом (Рис. 3).
Таблица 1. Механизм премирования в рамках «Фабрики идей» Компании «Металлоинвест»
Группа |
Категории и примеры |
Механизм премирования |
С |
Критерии категории: - мероприятия с подтвержденным экономическим эффектом; - инвестиции – не более 300 млн руб. на мероприятие; - срок окупаемости не более 24 месяцев. |
500 руб. за подачу предложения.
Два транша: - за получение эффекта; - за получение устойчивого эффекта.
10% от дисконтированного экономического эффекта, не более 5 млн руб.: - из них 50% на ФОТ рабочей группе; - из них 40% на подразделение для улучшения условий труда, развитие инструментов БС, механизацию, автоматизацию, инструменты; - из них 10% на формирование фонда ежегодного корпоративного конкурса мероприятий.
Ежегодный конкурс на уровне Управляющей компании.
Ежеквартальный розыгрыш на уровне УО. |
Примеры: - повышение производительности оборудования; - повышение производительности труда и выравнивание загрузки; - применение более эффективных материалов/реагентов; - повышение извлечения, ходимости; - выпуск новых видов продукции; - оптимизация затрат (при выборе материалов, при использовании энергоресурсов и т.д.); - устранение потерь (теплопотери, утечки сжатого воздуха, брак, переработка) |
||
В |
Критерии категории: - мероприятия по повышению КИО, КТГ, ОЭО; реализуются на уровне структурного подразделения; - инвестиции до 1 млн руб. на мероприятие; - обязательно имеет эффект, но не обязательно монетизируемый. |
500 руб. за подачу предложения.
До 5 000 руб. за внедрение.
До 50 000 руб. за внедрение мер по повышению КИО, КТГ, ОЭО без монетизации.
Ежеквартальный розыгрыш на уровне УО. |
Примеры: - мероприятия, повышающие время и эффективность работы основного оборудования; - полезные мероприятия с эффектом, без возможности монетизации основного эффекта. |
||
А |
Критерии категории: - полезные мероприятия, направленные на повышение безопасности и эргономичности рабочих мест и процессов; - мероприятия реализуются на уровне структурного подразделения; - без экономического эффекта. |
500 руб. за подачу предложения.
500 руб. за внедрение.
Ежеквартальный розыгрыш на уровне УО. |
Примеры: - мероприятия, устраняющие потери, простои, повышающие эффективность работы персонала; - мероприятия, направленные на улучшение условий охраны труда, экологии, промышленной безопасности. |
||
Мероприятия группы «С» оформляются паспортом мероприятия и протоколом внедрения. Мероприятия групп «А» и «В» оформляются бланком подачи инициативы. |
Конечно, есть и более солидные премии:
Nordgold – за каждую идею, признанную комиссией дельной и рекомендованной к реализации, авторам выплачивают по 1000 рублей.
Архангельский ЦБК – Премия в размере 1200 рублей выплачивается автору (группе авторов) предложения, которое по результатам первичной проверки признано соответствующим требованиям.
Промышленно-металлургический холдинг (ПМХ) – 1-3 тыс. руб. (Рис. 2).
ОАО «ТГК-14» – Размер вознаграждения за одно рационализаторское предложение, не может быть менее 2000 рублей и более 1 млн рублей. Премия за содействие рационализации (общая сумма) не должна превышать 75% (на всех) от суммы вознаграждения за использование рационализаторского предложения, создающего экономию, и 50% (на всех) – не создающего экономии. (согласно «Положению о рационализаторской деятельности в филиалах ОАО «ТГК-14»).
В заключение стоит добавить, что принятая идея может стать реализованной идеей или идеей с экономическим эффектом, и размер премии за них может быть значительно больше.
Рис. 2. Программа ТОП Промышленно-металлургического холдинга (ПМХ)
Размеры премий за реализованную идею, за идею с экономическим эффектом и награждения в рамках различных конкурсов и «фабрик идей» представлены в полной версии этой статьи в № 6/2020 альманаха «Управление производством».
Следующие материалы проекта «Как заработать на рацпредложениях: руководство к действию» будут представлены в номерах альманаха за 2021 год.