В конце января 2011 года Компания «Сухой», ОКБ Сухого, КнААПО, НАПО им. В.П. Чкалова, компаний «Авиапром», «Промэлектромонтаж - СТН», «Гипронииавиапром», «Казанский Гипронииавиапром», «Сибпроектнииавиапром», «НИИСУ» подвели итоги выполнения в 2010 году Федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года» и поставлены задачи на 2011 год.
«ПО Существу», Корпоративный журнал ОАО «Компания «Сухой», № 2, 2011 www.sukhoi.org
Виталий Саластей
В конце января 2011 года Компания «Сухой», ОКБ Сухого, КнААПО, НАПО им. В.П. Чкалова, компаний «Авиапром», «Промэлектромонтаж - СТН», «Гипронииавиапром», «Казанский Гипронииавиапром», «Сибпроектнииавиапром», «НИИСУ» подвели итоги выполнения в 2010 году Федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года» и поставлены задачи на 2011 год.
Основу экономической мощи, технологической и оборонной безопасности России составляет научно-производственная база, сложившаяся в результате гигантских усилий по индустриализации экономического уклада страны. Особая роль здесь всегда принадлежала оборонно-промышленному комплексу (ОПК) РФ. Активная государственная политика позволяла сосредоточить здесь основной потенциал в области науки, технологий, производства, что в свою очередь, позволяло ОПК, объединенному в единую систему, адекватно реагировать на возникающие вызовы и угрозы.
Основным механизмом реализации государственной политики в области развития ОПК является федеральная целевая программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года». Главной стратегической целью Программы является обеспечение реализации государственной программы вооружения и выпуска конкурентоспособной на мировом и внутреннем рынках высокотехнологичной продукции на основе развития научно-технического и производственно-технологического потенциала ОПК, формирование его нового облика как многопрофильного конкурентоспособного сектора экономики страны и обеспечение его устойчивого функционирования и развития.
Этому способствует насыщение производства новым технологическим оборудованием за счет бюджетных инвестиций.
Подводя итоги деятельности Компании «Сухой» в прошедшем году, было отмечено, что бюджетные средства по ФЦП на 2010 год освоены полностью. Введена в эксплуатацию 81 единица оборудования, в том числе пятнадцать автоматизированных рабочих мест (АРМ) инженеров-конструкторов и испытателей, комплект оборудования для центральной заводской лаборатории, комплекс ультразвуковой очистки фильтров, новые типы аэродромных преобразователей и источников питания, ленточнопильные, токарно-винторезные, фрезерные, шлифовальные станки.
Компании «Сибпроектнииавиапром» и «Казанский Гипронииавиапром», при содействии предприятий холдинга и Компании «Сухой», разработали четыре новых проекта:
• «Реконструкция производственных мощностей для изготовления изделия (2-й этап, КНААПО)»,
• «Реконструкция производства НАПО им. В.П. Чкалова».
Компания «Сухой» находится в лидерах по инвестиционному климату. За счет бюджетных средств государство не снизило, а даже увеличило объем инвестиций в модернизацию предприятий, несмотря на мировой финансово-экономический кризис. Параметры основных показателей технического перевооружения предприятий Холдинга за счет ФЦП в истекшем 2010 году по отношению к 2009 году демонстрируют положительную динамику, и это весьма показательный факт.
В 2011 году затраты на технологическое развитие и инновационную деятельность возрастают в 1,5 раза по сравнению с 2010 годом. В ходе реализации программы будет достигнуто повышение энергоэффективности, производительности труда, снижение себестоимости. Количество осуществляемых проектов увеличилось с трех в 2008 году до четырнадцати в 2011 году, в том числе давно ожидаемых проектов реконструкции аэродромов «Дземги» и «Ельцовка».
В ОКБ Сухого рождаются амбициозные планы, находятся нестандартные решения по развитию стендовой базы на основе масштабных государственных капиталовложений по федеральной целевой программе. Отработка изделий с применением уникальных комплексов и стендов позволит проводить автономную проверку систем бортового оборудования, снизив количество летных испытаний в условиях натурных экспериментов. Обновляется стендовая база для испытаний агрегатов планера, метрологическое, инженерно-авиационное обеспечение. В опытном производстве изношенное и морально устаревшее оборудование заменяется на современное и прогрессивное.
Используемые на КнААПО современные достижения в области сварки позволяют обеспечить функциональные возможности новой военной и гражданской техники на уровне мировых достижений, снизить массу изделий, повысить коэффициент использования материала, уменьшить себестоимость за счет более высокого уровня автоматизации.
Сварные конструкции обладают многими преимуществами по сравнению с клепальными и болтовыми соединителями, обладают меньшей массовой эффективностью по сравнению со сварными.
Так за счет средств ФЦП была спроектирована и изготовлена ИЭС «имени Патона» установка ЭЛС КЛ-144. Она позволяет выполнять сварку высокопрочных сталей и титановых сплавов толщиной до 150 мм. Зарубежные специалисты, в том числе на фирме Boeing применяют пилоны для подвески двигателей сборными на болтовых соединениях. Использование уникальной сварочной камеры, инновационной технологии сварки титана позволило силовую балку пилона на самолет SSJ-100 делать сварной, что снизило вес пилона, повысило его ресурс. Сварка подсборок выполняется полностью в автоматическом режиме за одну установку по программе. Скорость сварки увеличилась в 3 раза (с 30 м/с до 110 м/с), в результате уменьшилась ширина литой зоны сварного шва с 10 мм до 4,0 мм.
На образцах опробована система заглаживания корня сварного шва, что в последующем позволит исключить механическую обработку обратной стороны шва. Такого в мировой практике нигде нет.
В составе семейства самолетов «Су» имеется сварная конструкция из высокопрочной стали 30 ХГСН2А-ВД - полуось стабилизатора. Раньше для ее изготовления применялась ручная сварка. После монтажа и установки электронно-лучевой сварки типа КЛ появилась возможность сварки тел вращения, получать качественные соединения кольцевых швов, автоматизировать сам процесс.
Используя новые сварочные агрегаты Kemppi Mastertig посредством управления тепловложением, за счет регулирования шага и величины токового режима, оказывается активное влияние на структуру, механическую и геометрическую стабильность сварного шва тонкостенных оболочек, штуцеров, фланцев, горловин, трубок в соединении с ниппелями и другими деталями.
Важность проекта «Реконструкция гальванического производства и ЦЗЛ, 2-й этап на КнААПО» настолько велика, что он включен в композицию долгосрочного развития ОПК до 2020 года.
В целях создания новых мощностей для обеспечения выпуска перспективной конкурентоспособной продукции нового поколения задействованы отечественные и зарубежные инновационные разработки в области получения защитных покрытий, применены технологические решения с использованием прогрессивного и энергоэффективного оборудования. Предусматриваемые проектом инновационные технологии обеспечат получение продукции высокого качества, сократят отрицательное влияние на состояние окружающей среды.
Так на автоматизированной линии нанесения раскроя изоляции перед операциями размерного травления алюминиевых и титановых сплавов впервые в отечественной практике будет применяться лазерный раскрой деталей перед химическим фрезерованием.
Главным направлением технического перевооружения ОАО «НАПО им. В.П. Чкалова» явилось развитие механообрабатывающего производства. В эту область вложено более 150 млн руб.
Отличительная особенность модернизации - переход от приобретения универсального металлорежущего оборудования к высокотехнологическому высокопроизводительному оборудованию с ЧПУ от ведущих производителей мира. Сделан революционных переход по скорости резания в пять раз выше традиционных.
Благодаря внедрению новых современных высокопроизводительных станков широко используются новейшие цифровые технологии при производстве агрегатов самолета Т-50 пятого поколения и гражданского самолета SSJ-100.
Существует постоянная взаимосвязь между конструкцией самолета и технологией его производства. Создание новых технологий и использование современного оборудования, способных обеспечить получение деталей, удовлетворяющих высоким техническим требованиям, открывает дорогу для конструктивного совершенствования самолетов.