0 комментариев

От инноваций к совершенствованию конструкции самолетов: компания «Сухой»

В конце января 2011 года Компания «Сухой», ОКБ Сухого, КнААПО, НАПО им. В.П. Чкалова, компаний «Авиапром», «Промэлектромонтаж - СТН», «Гипронииавиапром», «Казанский Гипронииавиапром», «Сибпроектнииавиапром», «НИИСУ» подвели итоги выполнения в 2010 году Федеральной целевой программы «Развитие оборонно-про­мышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года» и поставлены задачи на 2011 год.

«ПО Существу», Корпоративный журнал ОАО «Компания «Сухой»,  № 2, 2011 www.sukhoi.org

Виталий Саластей

 

В конце января 2011 года Компания «Сухой», ОКБ Сухого, КнААПО, НАПО им. В.П. Чкалова, компаний «Авиапром», «Промэлектромонтаж - СТН», «Гипронииавиапром», «Казанский Гипронииавиапром», «Сибпроектнииавиапром», «НИИСУ» подвели итоги выполнения в 2010 году Федеральной целевой программы «Развитие оборонно-про­мышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года» и поставлены задачи на 2011 год.

Основу экономической мощи, технологической и обо­ронной безопасности России составляет научно-производ­ственная база, сложившаяся в результате гигантских усилий по индустриализации экономи­ческого уклада страны. Особая роль здесь всегда принадлежа­ла оборонно-промышленному комплексу (ОПК) РФ. Актив­ная государственная политика позволяла сосредоточить здесь основной потенциал в области науки, технологий, производ­ства, что в свою очередь, поз­воляло ОПК, объединенному в единую систему, адекватно реагировать на возникающие вызовы и угрозы.

Основным механизмом ре­ализации государственной политики в области развития ОПК является федеральная целевая программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Феде­рации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года». Главной стратегической целью Про­граммы является обеспечение реализации   государственной программы вооружения и вы­пуска конкурентоспособной на мировом и внутреннем рынках высокотехнологичной продукции на основе развития научно-технического и произ­водственно-технологического потенциала ОПК, формирова­ние его нового облика как мно­гопрофильного конкуренто­способного сектора экономики страны и обеспечение его ус­тойчивого функционирования и развития.

Этому способству­ет насыщение производства новым технологическим оборудованием за счет бюджетных инвестиций.

Подводя итоги деятельности Компании «Сухой» в прошед­шем году, было отмечено, что бюджетные средства по ФЦП на 2010 год освоены полностью. Введена в эксплуатацию 81 еди­ница оборудования, в том числе пятнадцать автоматизирован­ных рабочих мест (АРМ) инже­неров-конструкторов и испыта­телей, комплект оборудования для центральной заводской лаборатории, комплекс ультра­звуковой очистки фильтров, новые типы аэродромных пре­образователей и источников питания, ленточнопильные, токарно-винторезные, фрезер­ные, шлифовальные станки.

Компании «Сибпроектнииавиапром» и «Казанский Гипронииавиапром», при содейс­твии предприятий холдинга и Компании «Сухой», разработа­ли четыре новых проекта:

  • «Реконструкция стендовой базы (комплекс лабораторно - стендовых испытаний само­летных систем и оборудования (2-я очередь)»,
  • «Реконструкция гальвани­ческого производства и цент­ральной заводской лаборато­рии (2-й этап, КНААПО)»,

•  «Реконструкция произ­водственных мощностей для изготовления   изделия    (2-й этап, КНААПО)»,

•  «Реконструкция произ­водства НАПО им. В.П. Чкало­ва».

Компания «Сухой» находит­ся в лидерах по инвестицион­ному климату. За счет бюд­жетных средств государство не снизило, а даже увеличило объем инвестиций в модерни­зацию предприятий, несмотря на мировой финансово-эконо­мический кризис. Параметры основных показателей техни­ческого перевооружения пред­приятий Холдинга за счет ФЦП в истекшем 2010 году по отно­шению к 2009 году демонстри­руют положительную динами­ку, и это весьма показательный факт.

В 2011 году затраты на техно­логическое развитие и иннова­ционную деятельность возрас­тают в 1,5 раза по сравнению с 2010 годом. В ходе реализации программы будет достигнуто повышение энергоэффектив­ности, производительности тру­да, снижение себестоимости. Количество осуществляемых проектов увеличилось с трех в 2008 году до четырнадцати в 2011 году, в том числе давно ожидаемых проектов реконс­трукции аэродромов «Дземги» и «Ельцовка».

В ОКБ Сухого рождаются амбициозные планы, находят­ся нестандартные решения по развитию стендовой базы на основе масштабных государс­твенных капиталовложений по федеральной целевой про­грамме. Отработка изделий с применением уникальных комплексов и стендов позво­лит проводить автономную проверку систем бортового оборудования, снизив коли­чество летных испытаний в условиях натурных экспери­ментов. Обновляется стен­довая база для испытаний агрегатов планера, метрологи­ческое, инженерно-авиацион­ное обеспечение. В опытном производстве изношенное и морально устаревшее обору­дование заменяется на совре­менное и прогрессивное.

Используемые на КнААПО современные достижения в области сварки позволяют обеспечить функциональные возможности новой военной и гражданской техники на уров­не мировых достижений, сни­зить массу изделий, повысить коэффициент использования материала, уменьшить себесто­имость за счет более высокого уровня автоматизации.

Сварные конструкции об­ладают многими преиму­ществами по сравнению с клепальными и болтовыми со­единителями, обладают мень­шей массовой эффективностью по сравнению со сварными.

Так за счет средств ФЦП была спроектирована и изго­товлена ИЭС «имени Патона» установка ЭЛС КЛ-144. Она позволяет выполнять сварку высокопрочных сталей и ти­тановых сплавов толщиной до 150 мм. Зарубежные специа­листы, в том числе на фирме Boeing применяют пилоны для подвески двигателей сборны­ми на болтовых соединениях. Использование уникальной сварочной камеры, инноваци­онной технологии сварки ти­тана позволило силовую балку пилона на самолет SSJ-100 де­лать сварной, что снизило вес пилона, повысило его ресурс. Сварка подсборок выполняет­ся полностью в автоматичес­ком режиме за одну установ­ку по программе. Скорость сварки увеличилась в 3 раза (с 30 м/с до 110 м/с), в результа­те уменьшилась ширина литой зоны сварного шва с 10 мм до 4,0 мм.

На образцах опробована система заглаживания корня сварного шва, что в последу­ющем позволит исключить механическую обработку об­ратной стороны шва. Такого в мировой практике нигде нет.

В составе семейства само­летов «Су» имеется сварная конструкция из высокопрочной стали 30 ХГСН2А-ВД - полуось стабилизатора. Раньше для ее изготовления применялась руч­ная сварка. После монтажа и установки электронно-лучевой сварки типа КЛ появилась воз­можность сварки тел вращения, получать качественные соеди­нения кольцевых швов, автома­тизировать сам процесс.

Используя новые сварочные агрегаты Kemppi Mastertig пос­редством управления тепловложением, за счет регули­рования шага и величины то­кового режима, оказывается активное влияние на структу­ру, механическую и геометри­ческую стабильность сварного шва тонкостенных оболочек, штуцеров, фланцев, горловин, трубок в соединении с ниппе­лями и другими деталями.

Важность проекта «Реконс­трукция гальванического про­изводства и ЦЗЛ, 2-й этап на КнААПО» настолько велика, что он включен в композицию долгосрочного развития ОПК до 2020 года.

В целях создания новых мощностей для обеспечения выпуска перспективной кон­курентоспособной продукции нового поколения задейство­ваны отечественные и зару­бежные инновационные раз­работки в области получения защитных покрытий, примене­ны технологические решения с использованием прогрессив­ного и энергоэффективного оборудования. Предусматри­ваемые проектом инноваци­онные технологии обеспечат получение продукции высоко­го качества, сократят отрица­тельное влияние на состояние окружающей среды.

Так на автоматизирован­ной линии нанесения раскроя изоляции перед операциями размерного травления алюминиевых и титановых спла­вов впервые в отечественной практике будет применяться лазерный раскрой деталей перед химическим фрезерова­нием.

Главным направлением тех­нического перевооружения ОАО «НАПО им. В.П. Чкалова» явилось развитие механообрабатывающего производства. В эту область вложено более 150 млн руб.

Отличительная осо­бенность модернизации - пе­реход от приобретения универсального металлорежущего оборудования к высокотехно­логическому высокопроизво­дительному оборудованию с ЧПУ от ведущих производи­телей мира. Сделан револю­ционных переход по скорости резания в пять раз выше тра­диционных.

Благодаря внедрению но­вых современных высокопро­изводительных станков ши­роко используются новейшие цифровые технологии при про­изводстве агрегатов самолета Т-50 пятого поколения и граж­данского самолета SSJ-100.

Существует постоянная вза­имосвязь между конструкцией самолета и технологией его производства. Создание новых технологий и использование современного оборудования, способных обеспечить получе­ние деталей, удовлетворяющих высоким техническим требо­ваниям, открывает дорогу для конструктивного совершен­ствования самолетов.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Это переводная статья из альманаха № 5 2013 года, вот источники: 1. «OEE Improvement by TPM Imple... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Добрый день! Вопрос: почему у Вас в расчете доступности берется операционное время с учетом внеплано... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Эта статья 2010 года, тех времён, когда представители Голдрата в России ТОС продвигали и рекламирова... Постоянно улучшать – практическое руководство по управлению производством на основе ТОС
А как насчёт самосвалов как КИО вы применяете какой эффективность вы проявляете? «Карельский окатыш»: 35% – показатель общей эффективности оборудования для экскаваторного парка
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”