«Приключения» немецкой компании HeidelbergCement в России начались 10 лет назад. Правильно сыгранные «партии» – и страна получила несколько современных модернизированных заводов. Однако, как сказал Михаил Полендаков, генеральный менеджер компании HeidelbergCement в России, не все проблемы еще решены и не все планы реализованы…
«Приключения» немецкой компании HeidelbergCement в России начались 10 лет назад. Правильно сыгранные «партии» – и страна получила несколько современных модернизированных заводов. Разумеется, экологичных и энергоэффективных. Однако, как сказал порталу «Управление производством» Михаил Полендаков, генеральный менеджер компании HeidelbergCement в России, не все проблемы еще решены и не все планы реализованы…
– Михаил, HeidelbergCement работает в России почти 10 лет. Как изменился за это время российский целевой рынок и стратегия компании?
– На рынок России мы вышли в 2001 году, и с тех пор общий объем инвестиций составил более 800 миллионов долларов. Основная стратегия нашей компании на данном этапе состоит в развитии производства цемента. Основные российские активы HeidelbergCement включают цементные заводы в республике Башкортостан, Ленинградской и Тульской областях, а также цементные терминалы в Мурманске, Калининграде и Архангельске.
Российский цементный рынок довольно интересный. До 2007 года среднегодовой темп роста цементной индустрии в России был около 10%, что значительно больше некоторых развитых стран. Мы активно развивались на российском рынке до конца 2008 года, но впоследствии, из-за кризиса, вынуждены были приостановить инвестиции – цены на цементную продукцию в России упали на 50%, объем продаж сократился на 30-40%. Кроме того, производство цемента – энергозатратный бизнес, поэтому мы понесли серьезные финансовые потери в связи с ростом цен на электроэнергию и газ. Однако HeidelbergCement не заморозила ни один из российских проектов, все это время мы являлись ответственным работодателем для более 2300 наших сотрудников.
Во время кризиса цементное производство упало с 60 миллионов тонн в 2008 году до 44 миллионов тонн в 2009-ом. Начиная с 2010 года, рынок стал восстанавливаться и уже в этом году составит около 56 миллионов тонн.
В 2012 году мы ожидаем, что цементное производство достигнет докризисного объема производства и приблизится к 61 миллиону тонн. Мы также прогнозируем среднегодовой темп роста цементной индустрии до 2015 года около 8%, и к 2015-му объем производства может достичь 70-75 миллионов тонн цемента в год.
Приход ряда иностранных компаний на российский рынок также изменил его – конкуренция увеличивается, и цементный рынок России постепенно приближается к западной модели.
– Что являет собой модернизация по-немецки от HeidelbergCement на цементном российском рынке?
– HeidelbergCement является образцом немецкой культуры управления, известной во всем мире своей надежностью, эффективностью и высокими требованиями к качеству: где бы ни находились наши заводы, от них ожидают «цемент, произведенный в Германии».
Мы намерены и в дальнейшем наращивать производственные мощности в России и вносить серьезный вклад в модернизацию российской цементной отрасли.
Мы активно ведем оптимизацию производственных процессов, внедряем использование альтернативного сырья и топлива, а также непрерывно инвестируем в развитие и совершенствование современных технологий и наших сотрудников.
– Какие ключевые элементы в подходах к управлению, производственных технологиях позволяют вам быть на шаг впереди конкурентов? А ведь Holcim и Buzzi Unicem, для которых российский рынок тоже интересен, амбициозные и сильные соперники…
– Привлечение квалифицированных специалистов – это один из приоритетов нашей компании. Поэтому процесс подбора персонала для нас очень важен. Особое внимание мы уделяем молодым людям, отлично понимая, что в их обучение необходимо вкладывать средства. Мы много работаем с российскими ВУЗами, отправляем наших молодых коллег на специальные международные тренинги на предприятия HeidelbergCement за границей. Мы стремимся обучать и тренировать сотрудников, чтобы они соответствовали высочайшим требованиям и лучшим мировым стандартам.
Что касается производственных технологий, то на всех наших заводах используется более современный и эффективный «сухой» способ производства цемента, в то время как в России всего около 20% заводов работают по «сухому» методу. Наряду с этим мы активно инвестируем в производственные технологии, которые позволяют обеспечить постоянное качество цемента для наших клиентов, автоматизируем процессы и используем оборудование, которое снижает производственные затраты.
Поэтому мы положительно относимся к наличию на цементном рынке таких достойных конкурентов как Holcim, Buzzi Unicem, Lafarge, которые также инвестируют в развитие строительной индустрии в России и являются хорошим примером для российских компаний в строительстве новых современных заводов сухого производства цемента.
– С цементного завода «Цесла» когда-то начинался HeidelbergCement в России. За последние три года на этом заводе стартовали несколько проектов по модернизации и усовершенствованию. Расскажите подробнее об этих проектах.
– После приобретения завода «Цесла» мы стали интенсивно развивать и модернизировать производство на заводе, превратив его в современное предприятие.
За счет внедрения новых технологий увеличилась производительность труда и доля вовлечения в процесс альтернативного сырья: металлургических отходов, шлаков и золы, утилизируя отходы, скопившиеся в Сланцeвском районе.
Огромное внимание уделяется охране окружающей среды – устанавливаются новейшие фильтрующие системы, усовершенствуется технологический процесс с вовлечением альтернативного топлива.
Ежегодно в инновации вкладывается от 200 до 300 миллионов рублей. Кроме того, мы покупаем новое оборудование. Таким образом, только на техническое оснащение завода ежегодно направляется около 400 миллионов рублей.
На данный момент мы находимся на этапе подготовки к строительству второй производственной линии, которая позволит увеличить производство до 1,2 миллионов тонн цемента.
– Какие бы Вы отметили существенные препоны в ходе реализации проектов?
– На развитие реализации проектов существенно повлиял финансовый кризис, который затронул нас достаточно серьезно. Это вынудило нас приостановить инвестиции в 2008 году, однако ни один из реализуемых проектов не был заморожен, и после кризиса работы успешно продолжались.
Нельзя не сказать про суровые климатические условия в зимний период в России, которые также тормозят реализацию намеченных проектов.
Также нормальному течению реализации проектов мешают некоторые бюрократические сложности, возникающие на всех стадиях производства, начиная с открытия нового завода и заканчивая сбытом цемента.
Далее хочется указать на острый дефицит квалифицированных кадров, в частности, в области производства цемента «сухим» способом, что также требует дополнительного времени на подбор и обучение персонала.
– А каковы особенности немецких технологий организации производства на построенном «с нуля» предприятии «ТулаЦемент»?
– Наш новый завод в Тульской области также производит цемент «сухим» способом, при этом многие процессы автоматизированы, а применение новейших технологий сокращает воздействие на окружающую среду.
Технологические параметры и решения производства разработал Heidelberg Technology Center (HTC) – наш технологический центр в Германии. Это связано с очень жесткими требованиями, которые к нам предъявляют наравне с заводами HeidelbergCement в любой точке мира. Ключевое оборудование, такое как горелки, мельницы, системы очистки воздуха и другие решения HTC подбирал особенно тщательно.
Благодаря применению наиболее современного оборудования и опыта, наше новое производство соответствует всем международным экологическим стандартам и требованиям к энергоэффективности. При этом качество цемента будет идентично уровню продукции, выпускаемой в Германии.
– Какие сдвиги произошли в Construction Materials CMC с тех пор, как компания HeidelbergCement приобрела контрольный пакет акций этого цементного завода?
– Да, действительно, в 2010 году наша компания приобрела контрольный пакет акций ЗАО «Строительные материалы» в республике Башкортостан. С тех пор HeidelbergCement инвестировал более € 122,5 миллионов в модернизацию завода.
Благодаря современным ресурсосберегающим и экологически безопасным технологиям, удалось снизить расход топлива почти в 2 раза, пылевые выбросы в атмосферу – более чем в 10 раз. Мы добились уменьшения затрат, оптимизации работы по заготовке сырья и помола, более эффективно работает весь технологический процесс.
Качество продукции постоянно отслеживается в заводской лаборатории, которая с 2009 года ежеквартально участвует в программе межлабораторных испытаний «Европа-Африка» технологического центра HeidelbergCement.
А с 1 июля 2010 года завод перешел на выпуск цемента по ГОСТ 31108-03, что позволило существенно расширить номенклатуру выпускаемых цементов.
– Как в ходе модернизации меняется производительность труда и эффективность производства в целом?
– В ходе модернизации на заводе «Строительные материалы» повысилась производительность труда и эффективность производства, снизились топливно-энергетические затраты и увеличился объем производства цемента. Также увеличились затраты на социальную поддержку более 1000 сотрудников. Помимо одной из наиболее высоких в регионе заработных плат, для них действует система дополнительной социальной поддержки: от оплаты лечения и материальной помощи при создании семьи и рождении детей до санаторно-курортного лечения, услуг спорткомплекса и Дома культуры.
– А в чем суть вашей Программы «FOX 2013»? На каких «китах» она держится и как реализуется?
– Программа "FOX 2013" – это наша новая трехгодичная программа финансового и производственного совершенствования. Она нацелена на экономию затрат в размере € 200 миллионов в 2011 году, €160 миллионов в 2012-ом и €240 миллионов в 2013-ом – итого €600 миллионов в течение трех лет.
Основное внимание в программе направлено на общее улучшение эффективности в сфере производства наполнителей и цемента.
На данном этапе программа выполняется по плану и приводит к эффективной экономии затрат на сумму €251 миллионов за 9 месяцев текущего года, что уже превышает план 2011 года. В частности, было достигнуто улучшение в показателях оборотного капитала и экономии затрат в ответ на существенный рост на электроэнергию.
– В целом, вы довольны результатами 2011 года? Ваши планы на 2012 год?
– 2011 год для нашей компании был довольно трудным периодом в связи с завершением строительства и запуском нового цементного завода в Тульской области. Ожидается, что следующий год также будет нелегким, но довольно интересным – нам предстоит вход на московский цементный рынок…
Подготовила Ольга Лазарева