О том, что Компания ИНТЕРПАЙП завершает строительство нового электросталеплавильного комплекса, не знает, пожалуй, только ленивый. Но если раньше о конкретных сроках запуска старались не говорить, а скептики вообще не верили в окончание работ, то сегодня мы можем наблюдать завершающий этап строительства. О том, в чем уникальность нового металлургического завода, и какой личностью нужно быть, чтобы получить работу на предприятии будущего, рассказывает директор ИНТЕРПАЙП СТАЛЬ Геннадий ЕСАУЛОВ.
"Трубная вертикаль", корпоративный журнал Компании ИНТЕРПАЙП, №1-2/33-34, 2011 http://interpipe.biz
Анастасия Яловая
О том, что Компания ИНТЕРПАЙП завершает строительство нового электросталеплавильного комплекса, не знает, пожалуй, только ленивый. Но если раньше о конкретных сроках запуска старались не говорить, а скептики вообще не верили в окончание работ, то сегодня мы можем наблюдать завершающий этап строительства. О том, в чем уникальность нового металлургического завода, и какой личностью нужно быть, чтобы получить работу на предприятии будущего, рассказывает директор ИНТЕРПАЙП СТАЛЬ Геннадий ЕСАУЛОВ.
– ИНТЕРПАЙП СТАЛЬ позиционируют как уникальное в своем роде предприятие. Чем завод кардинально отличается от других промышленных гигантов?
– Из ряда других металлургических предприятий мы выделяемся по нескольким признакам. Во-первых, это, безусловно, не имеющие аналогов в нашей стране и в Восточной Европе в целом разработки в области электрометаллургии. Во-вторых, наш завод – экологически дружественное предприятие, что редкость для металлургической отрасли. Третье отличие – высокопроизводительный и полностью автоматизированный процесс, который позволяет минимизировать затраты человеческого труда. Кроме того, у нас другой взгляд на формирование производственных отношений и культуру производства. Когда мы говорим о том, что мы строим будущее, создаем качественно новую металлургию, мы не бросаемся пафосными высказываниями – это наша философия, наше видение развития металлургической отрасли. Для ИНТЕРПАЙП основной особенностью этого завода будет то, что с его вводом Компания станет вертикально интегрированной. ИНТЕРПАЙП СТАЛЬ будет обеспечивать заготовками абсолютно все заводы Компании в необходимом объеме и, что имеет не меньшее значение – высочайшего качества.
– На какой стадии сегодня находится строительство электросталеплавильного комплекса? Что еще предстоит сделать до пуска предприятия?
– По состоянию на начало декабря на 95% выполнены строительные работы и на 90 – монтажные. Работы по электрической подстанции «Печная» и кабельной линии КЛ-330 кВ уже завершены в полном объеме. Мы также провели реконструкцию ячеек Приднепровской ТЭС. Для модернизации известковой фабрики ИНТЕРПАЙП НТЗ уже поставлено все необходимое оборудование. Фабрика находится в стадии пуска-наладки и уже с января готова обеспечить ИНТЕРПАЙП СТАЛЬ известью. В рамках строительства завода мы реконструируем автомобильные дороги и железнодорожные пути ИНТЕРПАЙП НТЗ и прокладываем ж/д магистрали от Днепропетровского Втормета до комплекса ИНТЕРПАЙП СТАЛЬ. На 90% сегодня выполнены работы по реконструкции железнодорожных путей, к концу года мы планируем завершить эти работы. Кроме того, в рамках модернизации Днепропетровского Втормета для увеличения заготовки и переработки лома черных металлов мы приобрели и установили пресс-ножницы производства франко-немецкой компании AKROSHENSCHEL. 21 октября этого года были начаты холодные испытания. Горячие испытания мы планируем начать уже в ближайшее время.
– С какими сложностями Вам приходится сталкиваться в ходе работы?
– Есть целый ряд проблем, с которыми нам пришлось столкнуться на различных этапах, начиная проектированием и заканчивая монтажом оборудования. На каждом этапе возникали какие-то трудности. Сначала нам нужно было привести итальянскую проектную часть в соответствие украинским нормам. Следующая проблема, с которой мы столкнулись, была связана с решением ряда вопросов, касающихся растаможивания поступающих грузов. Для нашего строящегося предприятия нам приходится ввозить довольно большой объем оборудования, поскольку все оно идет из зарубежных стран. Исключением являются только колонны и конструкции для возведения зданий, которые изготавливаются на территории Украины. Не миновали нас и различного рода «бумажные» проблемы – оформление всей документации, разрешительных бумаг и многое другое. От этого никак не уйти. Здесь нужно отдать должное областным и городским властям, которые содействовали решению многих возникающих вопросов.
– Завод вошел в рейтинг лучших «зеленых» проектов Украины. Возможно ли это, чтобы металлургический завод был экологичным и дружелюбным к окружающей среде?
– В современном мире это просто необходимо – ситуация с состоянием экологии постепенно превращается в патовую. Одним из требований банков, которые кредитуют данный проект, было соответствие всех экологических норм завода международным требованиям. И я считаю это абсолютно правильным. Люди привыкли к специфике черной металлургии, но это не означает, что так и должно быть. Это еще одна причина, почему наш завод – это предприятие завтрашнего дня. Мы не живем одним днем – мы смотрим в будущее. Зеленая металлургия – это не попытка найти очередную метафору в описании нового завода или щегольнуть наличием названия предприятия в каком-либо престижном рейтинге. Это абсолютно новый подход к работе, это концепция, которая гарантирует нашим сотрудникам качественно новые условия труда. На сегодняшний день в процессе реализации проекта международный экологический аудит на заводе осуществляется немецкой фирмой Fichtner. Представители компании регулярно приезжают на строительную площадку, и в первой половине июня мы провели очередной совместный аудит. Кроме того, ежемесячно мы отправляем им отчеты о пробах воздуха, шума и так далее. Для того чтобы уменьшить уровень шума и воздействия на окружающую среду, печь – основной его циальным кожухом под названием dog-house. Другие источники шума будут изолированы зданиями и конструкциями цеха. Для утилизации газов строится грандиозное газоочистное сооружение, аналогов которому нет ни на одном заводе Украины. Эта установка будет пропускать через себя все отходящие газы, задерживать и окомковывать все тяжелые и вредные частицы, после чего ежесуточно все отходы будут вывозиться для дальнейшей переработки и использования, например, в доменном производстве.
То же самое касается и воды. У нас свой внутренний замкнутый оборотный цикл. Мы ничего не сбрасываем в Днепр. Вся вода, которую мы используем, очищается, шламы из этой воды удаляются и используются по назначению – в строительстве, в металлургии как связующее вещество и так далее. Пополнение оборотного цикла будет осуществляться только из-за того, что часть воды в процессе работы будет, естественно, испаряться.
– Сегодня много говорят о принципиально новой философии производственных отношений на будущем предприятии. В чем заключается ее уникальность?
– Основным краеугольным камнем философии нашего завода является то, что мы предлагаем качественно новый подход в формировании производственных отношений. Во-первых, мы будем заботиться о том, чтобы на предприятии был идеальный порядок и чистота. Это не только момент организационной культуры завода, но и важная составляющая условий работы каждого сотрудника. Ежедневно будет производиться смена спецодежды, и одной из обязанностей работника будет содержание в чистоте своего рабочего места и поддержание опрятного внешнего вида. Если он по какой-то причине испачкал одежду, в первую очередь, мы будем искать источник грязи. Металлургия должна уйти от стереотипа, что предприятия этой отрасли залиты маслом и засыпаны черной пылью.
Второй важный момент в производственных отношениях – это отсутствие как такового административно-бытового корпуса (АБК). В АБК будут расположены только зал совещаний, зал приема иностранных делегаций, архив, бухгалтерия, отдел кадров и производственные помещения для персонала. Все остальные рабочие места будут расположены в цехе в стеклянных помещениях. Таким образом, руководитель видит рабочих, рабочие видят руководителя.
Кроме того, одним из основных принципов этого завода будет фраза «Мы не контролируем качество – мы его производим!». Один контролер ОТК на складе готовой продукции – и все! В остальном качество продукции на всех переделах контролирует технологический персонал. Будет работать система управления качеством, но не будет того тотального контроля по всем рабочим местам. Человек, придя к нам работать, должен сам отвечать за качество своего труда. Для примера можно взять знакомую всем бытовую ситуацию – жена готовит обед. Ее кто-то контролирует при этом? Есть только конечный потребитель – муж, которому понравился или не понравился суп. Но в процессе за каждый этап она отвечает сама. А теперь представьте другую ситуацию: она взяла нож, а контролер сразу же проверил, наточен ли он; порезала картофель, а кто-то сразу же смотрит, не слишком ли большие кусочки получаются. Это же с ума сойти можно! Поэтому еще раз – мы не контролируем качество, а производим его.
– Какой Вы видите команду будущего предприятия?
– Это будет, прежде всего, молодая душой, интеллектуальная и работающая на перспективу команда, готовая постоянно развиваться и учиться новому. Мне очень больно, когда сегодня молодой сотрудник (например, сталевар) на мой вопрос «Кем вы видите себя через 5 лет?» отвечает «Сталеваром». После этого мне неинтересно с ним разговаривать. Да, через два года он должен стать сталеваром – лучшим, высококлассным специалистом. Но через пять лет… Через пять лет он, как минимум, будет руководителем среднего звена. А он уже сейчас ограничивает свои возможности. Нам нужны люди с полетом, которые никогда не ставят точки в своем профессиональном и карьерном росте.
Сегодня мы активно набираем персонал. И для нас высокие профессиональные навыки не столь важны, как желание работать. Мы готовы учить наших сотрудников. На данный момент 76 человек прошли специальное обучение в Италии. Еще 73 работника завершили теоретическое обучение в Италии и сегодня, по мере запуска завода, проходят там практику. 85 человек будут обучаться в Национальной металлургической академии по специальной программе с получением диплома. 140 сотрудников ИНТЕРПАЙП СТАЛЬ прошли стажировку на Белорусском металлургическом комбинате в городе Жлобин.
Кроме того, с начала следующего года, когда на предприятии уже пройдут холодные испытания, процесс обучения будет непрерывным для всех работников завода. Поэтому все садимся за парты и начинаем углубленно и досконально изучать все то новое, что появилось в области сталеплавильного производства. К сожалению, сегодня очень много молодежи, у которой уровень знаний недостаточный для такого предприятия. Причин для этого масса: молодые люди могли совмещать учебу с работой, некоторые на тот момент еще просто не определились со «своей» профессией – к нам часто приходят люди со строительным, автомобильным, юридическим образованием. Нам придется готовить этот персонал к работе на новом современном заводе. Но, тем не менее, несмотря на сложности, мы отдаем предпочтение этим кандидатам, потому что будущая команда завода ИНТЕРПАЙП СТАЛЬ должна гореть желанием. Безусловно, это не означает, что абсолютно все желающие будут у нас работать. Система обучения очень жесткая. Никаких промежуточных отметок у нас не будет. Есть только две оценки – «сдал» и «не сдал». С теми, кто не сдаст какие-либо экзамены, будем прекращать производственные отношения.
– Если бы завод ИНТЕРПАЙП СТАЛЬ был книгой, какой жанр Вы бы выбрали для ее написания?
– Во-первых, это, конечно же, был бы многотомник – что-то вроде полного собрания сочинений об ИНТЕРПАЙП СТАЛЬ. Я думаю, все прекрасно помнят замечательный фильм «Приключения итальянцев в России». Так вот, у нас первый том, вероятно, назывался бы «Приключения с итальянцами в Украине». После нескольких лет совместной работы ты все равно не перестаешь каждый день удивляться их идеям, темпераменту и непредсказуемости. Что же касается жанра этой книги, думаю, это были бы мемуары – воспоминания и заметки всех, кто создавал этот завод. Только собрав вместе переживания всех, кто так или иначе был связан с грандиозным строительством завода ИНТЕРПАЙП СТАЛЬ, с разработкой и реализацией этого проекта, мы сможем составить объективную картину.