0 комментариев

Догнать и перегнать

У машиностроительных предприятий Урала появились средства на модернизацию. Рост объемов инвестиций сдерживает низкая предпринимательская активность, считает генеральный директор Уральской машиностроительной корпорации «Пумори-СИЗ» Александр Баландин.

У машиностроительных предприятий Урала появились средства на модернизацию. Рост объемов инвестиций сдерживает низкая предпринимательская активность, считает генеральный директор Уральской машиностроительной корпорации «Пумори-СИЗ» Александр Баландин.

 

— Александр Иванович, как вы оцениваете уровень модернизации машиностроительных предприятий?

— Процесс модернизации с каждым годом набирает обороты. В 1997 году мы продавали в России пять станков в год, сейчас — сто. Вырос технологический уровень: отрасли нужны самые современные решения, с высоким уровнем автоматизации и гибкости производства. Еще недавно машиностроение просто стояло, а редкие покупки оборудования были связаны с чрезвычайными обстоятельствами. Заказы приходили, а работать машиностроителям было не на чем. Поставки оборудования производились не раньше чем через три месяца после подписания контракта, а то и через полгода. Теперь беспросветное время закончилось. Сейчас предприятия хотят оборудование сразу: у них появились деньги. Многие декларируют, что прибавляют в объемах по 30 — 40% и видят перспективы для дальнейшего роста. Мы даже решились на новый для себя шаг: создаем на территории Свердловской области склад станков. Для нас это крупный инвестиционный проект: привезем около 20 станков общей стоимостью 3 — 4 млн долларов.

— Какие отрасли модернизируются?

— Очень активно перевооружается энергетическое машиностроение. Наметились положительные тенденции в транспортном и судостроении, производстве автокомпонентов и гидравлики. Развивается авиация: причем у нее самые высокие технологические запросы, которые чрезвычайно сложно удовлетворить. В стадию активной модернизации вступила оборонная отрасль, особенно это касается производства различных приборов и устройств контроля. Обидно, что не развиваются станкостроение и инструментальный сегмент. И новые заводы не строятся, и старые перевооружаться не спешат. Похоже, что сюда модернизация докатывается по остаточному принципу. Знаете, когда-то был советский станок, который назывался ДИП — «догоним и перегоним». Я уверен: без собственного оборудования догнать и перегнать весь мир у нас не получится. Интеграция в мировую экономику приведет к тому, что машиностроительные предприятия будут использовать чужие станки, но в то же время и самые современные технологии мирового уровня.

— Какие источники инвестиций используют предприятия?

— Они привлекают все возможные финансовые инструменты. Самый распространенный — банковские кредиты. Набирает популярность лизинг, многие холдинговые структуры создают собственные лизинговые компании. Часто инвестиционная активность связана со сменой собственника: новый владелец начинает реинвестировать прибыль, модернизировать производство. Есть и иные пути. Так, сейчас создается множество холдингов (танковый, авиационный, аэрокосмический) с участием государства. А у него достаточно ресурсов, чтобы проводить серьезные программы, причем не только оборонные, но и гражданские. Государство готово кредитовать предприятия и давать определенные гарантии. К примеру, именно при его содействии Уралвагонзавод закупил в Чехии оборудование более чем на 1 млрд долларов. Многое связано и с деятельностью зарубежных инвесторов. Я надеюсь, что приход на наш рынок автогигантов, таких как Ford, Toyota, Nissan, станет толчком к развитию производства комплектующих в России. Это очень перспективное направление.

— Поддерживает ли государство модернизацию машиностроения?

— Государственная поддержка существует, но к ее программам очень непросто протоптать путь. К примеру, мы сейчас работаем над созданием собственного технопарка. Западная модель машиностроительного бизнеса строится на модной в наше время кластерной основе: множество 
коопераций, субпоставщиков, контрактов. Вокруг крупных машиностроительных концернов формируются компании, которые предлагают инжиниринг, разработку новых идей, узлов, производство оснастки, быстрое создание прототипа изделия. На Западе таких компаний очень много, они часто объединяются — обычно в технопарках, на территориях, обладающих особым статусом. Поэтому мы хотим, чтобы была создана нормативная база, которая бы наделила определенными преференциями наши технопарки. Тем более что Свердловской области одного технопарка, конечно, не хватит, когда-нибудь их потребуется и 10, и 20. Но получить льготы машиностроительным предприятиям, особенно небольшим, очень сложно. Вообще, поддержка бизнеса государством — вопрос парадоксальный: бизнес платит налоги, отдает государству часть прибыли, и достаточно странно возвращать средства. Видимо, государственные субсидии — это следствие продолжительной разрухи в отрасли. Есть и еще одна проблема. 
У нас в стране очень любят все объединять, любую мелкую идею раздувают до гигантских размеров. Если решают создать технопарк — то обязательно один огромный на всю страну. Зачем?

— Что мешает модернизации?

— В первую очередь не хватает инвестиционных планов. Одно время все говорили, что нет денег. Ситуация вроде бы изменилась к лучшему: банки стали толще, в страну устремился иностранный капитал, появился нормальный рынок облигаций. Теперь стало сложно реализовать инвестиционный проект, который был бы интересен всем его участникам. Предприятия должны научиться делать хорошие инвестиционные проекты. А проблем множество: простаивающие площади, слабая подготовка персонала, устаревшие технологии. Все это приводит к тому, что многие вложения окупают себя только за 10 — 20 лет, а не за 5 — 6, как того требуют инвесторы. К примеру, нам нужно модернизировать линию термической обработки металлов. Но окупить такой проект за пять лет невозможно. Приходится искать выход. Вообще, если говорить коротко, инвестиционному процессу мешает одно — ума не хватает. Нужна предпринимательская активность. Существуют вполне реальные инвестиционные риски, и акционеры часто не готовы вкладывать деньги в новые проекты.

Интервью взял Аркадий Коновалов

2007г.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Повышение эффективности производства неразрывно связано с безопасностью этой эффективности, Часто пр... Десять лет программе Тотальной оптимизации производства ПМХ
Ayrat Zaripov, благодарю за отзыв. напишите мне в личку panov_ilya@inbox.ru или в телеграм @panov_i... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Илья, приветствую! Очень интересная статья. Заинтересовался книгой Э. Шермана «Снижение аварийнос... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Отличное интервью, спасибо вам огромное. Со всеми пунктами согласен. Один из примеров у меня тоже сл... Лидерство — это не про то, чтобы все заработало в 2 раза быстрее
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”